kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к итоговой аттестации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык - самый сложный язык мира. Он изучается с первого по одиннадцатый класс. Поэтому тем для изучения и правил очень много.

В данной папке приведены задания типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ по русскому языку, которые могут Вам помочь в подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2015 году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вариант 1.11»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1 1.Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных

охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев,

музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными

деятелями. 2. И всё-таки основным занятием восточных славян на

протяжении многих веков было земледелие. 3. (…)и древняя русская

культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная

информация, содержащаяся в тексте?

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но

основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось

земледелие.

2) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых

людей – земледельцев и ремесленников.

3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,

превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,

иконописцев, музыкантов.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,

так как основным занятием восточных славян на протяжении многих

веков было земледелие.

Ответ: ___________________________.


2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

поэтому

потому что

хотя

Ответ: ___________________________.


3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

культура. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению

в приведённом фрагменте словарной статьи.

1.Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

2. Разведение, выращивание какого –либо растения или животного

3. Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов

4. Высокий уровень чего –нибудь , высокое развитие.

Ответ: ___________________________.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

1) снялА

2) слИвовый

3) мЕстностей

4) щелкАть

Ответ: ___________________________.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) На левом берегу реки почти до самой воды склонила свои гибкие ветви

ПЛАКУЧАЯ берёза.

2) АБОНЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие

могут приобрести в кассах Консерватории имени П.И. Чайковского.

3) Каждому домашнему животному требуется ПОДОБАЮЩИЙ уход.

4) ЭФФЕКТНЫЙ костюм Ольги многим показался слишком театральным.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) летние месяца

2) с две тысячи четвёртого года

3) толще волоса

4) кратчайший путь

Ответ: ___________________________.


7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Предложения

Грамматические ошибки

А)Погасив, свет в комнате стало темно.

1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) Все, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует

главным героям.


2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Иллюстрации к рассказам, присланные на конкурс, всем очень

понравились.


3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) О творчестве великого композитора П.И. Чайковского повествуется в

рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах».


4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) Родители любят и заботятся о детях.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


6) неправильное построение предложения с косвенной речью


7) ошибка в построении предложений с однородными членами


Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

забл..стал

скр..пучий

ур..внение

анн..тация

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) о..бросить, по..тяжки, на..кусанный

2) пр..возносить, пр..мудрый, пр..следовать

3) дез..нформация, пред..стория, без..скусный

4) бе..брежный, и..точить, бе..ценный

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Гвард…ц

Кирпич…к

Подмиг..вать

Заманч..вый

Ответ: ___________________________.

11. Определите ряд, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1.крикн..шь, незыбл..мый

2.прогон..шь, вид..мый

3.разве..шь, незнач..мый

4. выточ..шь, довер..нный

Ответ: ___________________________.


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)скошенные крестьянами луга источают дивный аромат.

Высокий женский голос пел отнюдь (не)знакомую песню.

В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.

(Не)смотря на сходство с сестрой, Игорь был удивительно красив.

Ответ: ___________________________.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Оказалось, что как раз (ПО)ЭТОМУ оврагу отряды шли тогда на Кричев,

ЧТО(БЫ) срезать путь.

(ОТ)ЧЕГО Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков? (ПО)ТОМУ

что умный.

Я зашёл к моим бывшим соседям, (С)ТЕМ ЧТО(БЫ) сказать им самые

тёплые слова благодарности.

(ПО)ТОМУ, (НА)СКОЛЬКО в стране налажено библиотечное дело,

можно судить об уровне общей культуры.

Ответ: ___________________________.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы

колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами.

В студё(4)ые осенние туманы эти колокола заменяли морякам маяк.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей

и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как

великих в будущем.

2)Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и на умение

трудиться.

3) В зарослях всю ночь жалобно кричали чайки или какие-то другие птицы.

4) Для праздничной иллюминации использовались как электрические

гирлянды так и фонари.

5) Словарь синонимов предназначен и для широкого круга филологов и для

переводчиков и для журналистов.

Ответ: ___________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3)

поворачивая вправо (4) углублялась в лес.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

А.П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность

художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем

середины XVIII века. В своих поэтических и драматических

произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался

на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые

Купец слез с лошади (1) бока (2) которой (3) высоко вздымались от

усталости (4) и торжественно пообещал никогда не продавать и не

дарить своего верного коня.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало

заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин,

чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с

солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными

бакенами, по всем видимостям провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на

голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было

старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные

глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину

рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и,

сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

– (9)Через час будет готово.

– (10)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (11)Мне решительно

невозможно ждать.

(12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся

ждать.

(14)Свойкин был болен. (15)Во рту у него горело, в ногах и руках

стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы,

похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и

головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб

подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

– (17)Должно быть, у меня горячка начинается. (18)Ещё счастье моё

в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где

нет докторов и аптек!

(20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни

движением, словно не слышал.

(21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся

рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

(22)«Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (23)В здоровом

состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как

заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой

бесчувственной утюжной фигуры».

– (24)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина. –

(25)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

– (26)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь. –

(27)А у меня только всего один рубль... (28)Как же быть-то?

– (29)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.

– (30)В таком случае вы извините... (31)Шесть копеек я вам завтра

занесу или в конце концов пришлю.

– (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда

и лекарства полу́чите!

(34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока

учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять.

(36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на

кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (38)Он

прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и

закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что

ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё.

(41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже

пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

(По А.П. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – выдающийся русский писатель,

классик мировой литературы.

20.О чём говорит высказывание Свойкина: «В здоровом состоянии не

замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я

теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой

бесчувственной утюжной фигуры»? Выпишите номер правильного ответа.

1) Свойкин считает, что проявление чёрствости и бессердечия не так трогает

здоровых людей, как больных.

2) По мнению Свойкина, «святая» обязанность врача – лечить не только

тело, но и душу больного.

3) Свойкин считает, что к здоровым людям провизор относится внимательно

и сочувственно.

4) Свойкин считает, что провизоры только на первый взгляд чёрствые и

бессердечные люди.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) В предложениях 7–8 представлено повествование.

2) В предложениях 3–4 представлено описание.

3) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

4) Предложение 34 содержит объяснение того, о чём говорится в

предложении 33.

22. Из предложений 30-36 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при

помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите

номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

24.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от

номера задания B8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии

с приведёнными в бланке образцами.

«Антон Павлович Чехов описывает бытовую сцену в аптеке. Тропы:

(А)_________ («с выхоленными бакенами» в предложении 3,

«нахмуренные глаза» в предложении 5) и (Б)_________ («словно

вылизано» в предложении 4) – создают первые штрихи к портрету

провизора. Использование синтаксического средства – (В)_________

(предложения 25, 32, 33), которое становится основным в такой форме

речи, как (Г)_________ (предложения 24–33), – придаёт завершённость его образу»



Список терминов:

1) эпитеты

2) метафора

3) гипербола

4) разговорная лексика

5) парцелляция

6) диалог

7) восклицательные предложения

8) ряды однородных членов предложения

9) сравнение

Ответ:

А

Б

В

Г








Просмотр содержимого документа
«Вариант 2.11»

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1(1) Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного

планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон

может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное

для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь

быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от

поступающих сверху останков растений и животных.(3)….

достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла

вся жизнь в океане.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная

информация, содержащаяся в тексте?

1) Поскольку растительный планктон – основа пищевой цепи морских

животных и глубоководных организмов – существует в верхнем слое

воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся

жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во

многом зависит от растительного планктона, который находится в

верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к

гибели всей жизни в океане.

4) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на

поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

Ответ: ___________________________.


2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

поэтому

например

хотя

Ответ: ___________________________.


3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

Организм. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению

в приведённом фрагменте словарной статьи.

1.Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

2. Совокупность физических и духовных свойств человека.

3. Сложно организованное единство, целостность.

Ответ: ___________________________.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

1) озлОбить

2) катАлог

3) низведЁнный

4) вОвремя

Ответ: ___________________________.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Журналистка с НЕВИНОВНЫМ видом продолжала задавать режиссёру

вопросы, которые – и она не могла этого не понимать – были ему крайне

неприятны.

2) В своей сказочной повести писательница с большим юмором рассказала о

ПРОДЕЛКАХ упрямого и строптивого мальчишки.

3) Региональные ОТБОРОЧНЫЕ турниры подходят к концу, и вскоре будут

определены участники межрегиональных олимпиад.

4) У нового сорта салата МАСЛЯНИСТЫЕ нежные листья, имеющие

сладкий вкус.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) подписать договоры

2) легчайшее пёрышко

3) ночные сторожа

4) тонких запястьев

Ответ: ___________________________.


7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Предложения

Грамматические ошибки

А) Развив идеи Джотто и Альберти, у Леонардо да Винчи появилась возможность сформулировать принципы перспективы


1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б). Изменение климата на планете как прогнозируют крупнейшие учёные-

физики нашей страны, так и других стран.


2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали

традиционными на канале «Культуре».

3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеет

простудными заболеваниями


4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) Многие из зданий, определяющие общий вид исторического центра

города, были построены ещё в XVII веке.


5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


6) неправильное построение предложения с косвенной речью


7) ошибка в построении предложений с однородными членами



Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..релый

про..вляющийся

эт..кетка

тр..вожиться


Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) пр..вращение, пр..глушить, пр..дставить

2) под..езд, кур..ер, в..едливый

3) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть

4) непр..будный, нед..варить, п..завчера

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Карандаш…к

Вежл…вый

Виноград…нка

Страдал…ц

Ответ: ___________________________.

11.Определите ряд, в котором на месте пропуска пишется буква А.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

3) бормоч..щий во сне, родители науч..т

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!

2) Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.

3) Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

4) Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) (В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ

предстоящего путешествия.

2) А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы

ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

3) И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на

спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на

дали по ту сторону реки.

4) (В)СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё

пространство (ВО)КРУГ было покрыто водой.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Эпическая тема поэмы С. Есенина «Анна Снегина» выдержа(1)а в некрасовских традициях: тут и сосредоточе(2)ость на народных

проблемах, и сюжет о народном вожаке, и сказовый стиль, и лексико-

стилистические особе(3)ости речи крестьян

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ученье да труд к славе ведут.

2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.

3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и

Срезневский Щерба и Виноградов.

4) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.

5) Странное влияние имел на меня отец и странные были наши отношения.

Ответ: ___________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли

из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на

получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» –

первую общественную организацию художников в России.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ

выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми

свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились

в поэзии и прозе Александра Сергеевича.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Исследование (1) посвящено жанру торжественной оды (2) поэтика (3)

которой (4) приобретает самобытные черты в творчестве Ломоносова.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал

густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

Эта заметка предназначалась для газеты, которую в 1924 году

Союз писателей решил выпустить к 125-летию со дня

рождения А.С. Пушкина. Опубликована лишь в 1962 году.

(1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак.

(3)Мы призваны – согласились – и я в том числе – писать о гении. 4)Писать – значит судить. (5)Подлежит ли гений суду? (6)Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть «Бориса Годунова» и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю или с чем не согласен? (7)Ответ ясен.

(8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что

ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?

(9)Да, сохранил.

(10)Почему этот гений не страшен? (11)Без молний и громов, без режущего глаза блеска? (12)Когда я думаю о Пушкине, немедленно и отчётливо представляется мне та Россия, которую я люблю и знаю.(13)Я знаю его с той поры, как начал читать. (14)Лет семи, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочёл «Руслана и Людмилу», и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина в первый раз. (15)Путь воплощения строк в образы, а образов в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания.

(16)Так было и дальше. (17)Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души. (18)Так полно переложить в свои книги самого себя, так лукаво, с такой подкупающей, прелестной улыбкой заставить книгу обернуться Александром Сергеевичем мог только он один. (19)Я слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: «Современен ли Пушкин?» (20)То есть: «Современна ли природа? (21)Страсть? (22)Чувства? (23)Любовь? (24)Современны ли люди вообще?» (25)Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов. (26)Теперь, когда «искусство» приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, как он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного видения слеглась в ясный и великий пейзаж.

(27)А.С. Пушкин знал, что такое искусство.

(По А.С. Грину*)

* Александр Степанович Грин (1880–1932 гг.) – русский писатель, автор

философско-психологических произведений с элементами фантастики.

В числе самых известных его книг – «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

20.Какие высказывание не соответствует содержанию текста? Выпишите номера правильных ответов.


1) А.С. Грин хотел бы, чтобы из «Бориса Годунова» были изъяты спорные

фрагменты.

2) А.С. Грин прочитал поэму «Руслан и Людмила» лет в семь.

3) По мнению А.С. Грина, А.С. Пушкин, отчётливо отразив «хаотическую

пыль непосредственного видения», не успел превратить её «в ясный и

великий пейзаж».

4) А.С. Грин призывает современников взглянуть на А.С. Пушкина как на

«вчерашний день подлинного искусства».

21.Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)В предложениях 13–15 сообщается о следующих друг за другом

2) Предложение 17 поясняет содержание предложения 16.

3) Ведущий тип речи в этом тексте – рассуждение.

4) Предложения 20–24 поясняют содержание предложения 19.

22. Из предложений 15 – 18 выпишите антонимы.

23.Среди предложений 1–8 укажите предложение, которое связано с

предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: ___________________________.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от

номера задания B8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии

с приведёнными в бланке образцами.

«Статья А.С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь.

А.С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но

реальными противниками блестяще использует троп – (А)_________

прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий

пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные,

«отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма

способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп –

(Б)_________ (например, «повернуться спиной к своему собственному

восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства

вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму

футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении

26) – и лексическое средство выразительности – (В)_________ («краток,

мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём – _________

(предложения 20–23) – помогает автору ярче передать свои мысли».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция

Ответ:

А

Б

В

Г




Просмотр содержимого документа
«Вариант 3.11»

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1. Интересное открытие сделали немецкие психологи.2. Они записали плач шестидесяти новорождённых в возрасте от трёх до пяти дней. 3.Пропустив полученные записи через компьютер, учёные пришли к выводу, что малыши разных стран плачут по-разному. 4.Немецкие младенцы начинают свой писк с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются.5. Французские новорождённые, наоборот, с низкой частоты и громкости переходят на более высокие.6 Причина в том, что французы повышают тон речи к концу фразы и ударение у них всегда на последнем слоге слова. 7…. у немцев ударение обычно ставится в первой части слова. 8.Эти наблюдения привели к вы­воду о том, что ребёнок начинает осваивать особенности родной речи ещё в утробе мате­ри, что и отражается в его первых земных криках.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте?

  1. Учёные из Германии установили, что немецкие новорождённые начинают свой плач с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются.

  2. Немецкие учёные сделали интересное открытие: малыши разных стран плачут по- разному, так как в их первых земных криках отражаются особенности родной речи, освоенные ещё в утробе матери.

  3. Учёные из Германии установили, что французские младенцы начинают свой плач с низкой частоты и громкости, а затем переходят на более высокие частоты.

  4. Учёные из Германии установили, что особенности плача детей разных национально­стей напрямую связаны с особенностями родного языка.

Ответ: ___________________________.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста? Выпишите это слово. Однако поэтому например между тем

Ответ: ___________________________.

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова тон. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1.Звук определенной высоты 2.Звук работающего сердца, звук получаемый при выстукивании внутренних органов 3. Оттенок речи, ее звучание 4.Характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту 5.Характер поведения, обращение с людьми, склад жизни

Ответ:___________________________. 4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1)шАрфы 2) слИвовый 3) опломбИровать 4) красИвейший

Ответ: ___________________________.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1. Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

    2. Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стоя­ла на исключительной высоте.

    3. Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

    4. Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) несколько болотцев

2) картофельных очисток

3) опытные тренеры

4) песчаных побережий

Ответ: ___________________________.


7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Предложения

Грамматические ошибки

А) Обгоняя друг друга, мне было трудно протиснуться на тротуаре.



1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные ми­нуты.


2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Статья об этом научном открытии была напечатана в газете «Аргументах и фактах».


3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) Никто из тех, кто был на войне, не могут думать о ней в романтическом смысле.

4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д )В одном из домов, построенном на краю обрыва, я заметил освещенное окно.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


6) неправильное построение предложения с косвенной речью


7) ошибка в построении предложений с однородными членами


Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..нять

б..лкон

к…сательная

ст..лить

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

        1. под..тожить, из..скания, роз..ск

        2. пр..родный, пр..держивать, пр..ступить (закон)

        3. бе..почвенный, и..держки, ра..бирательство

        4. о..вёртка, пре..писать, по..ползти


Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Ключ…к

Расспраш…вать

Пальт…цо

Больш…нство

Ответ: ___________________________.

11. Определите ряд, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.


1)прокрут..шь, перекле..нный 3) колыш..шь, продолж..нный

2)расстро..шь, истрат..вший 4) запряч..шь, застро..вший


Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

  1. Письмо оказалось (не) отправленным, а оставленным на столе.

  2. Это поле было (не) вспахано.

  3. Мы повели между собой (не) торопливый разговор.

  4. Она была далеко (не) красавица

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

              1. ВРЯД(ЛИ) мы увидим КОГДА(НИБУДЬ) более таинственную реку, чем эта.

              2. В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбар­дировщик.

              3. Филин днём плохо видит и (ПО)ЭТОМУ прячется, а (В)ТЕЧЕНИЕ ночи охотится.

              4. (ЗА)ТЕМ начал он слегка поворачивать и (НА)КОНЕЦ выворотил телегу совершенно набок.


Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В этот хмурый осе(1 )ий денёк наш старый деревя(2)ый дом, построе(3)ый в цен­тральной части посёлка, выглядел на фоне других домов довольно стра(4)о.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Падали капли дождя и неторопливо стекали с листьев яблони прямо на траву.

2) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

3)На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

4)Ни сил ни чувств для ближних не щади.

5) Желанный миг настал и наш корабль под звуки салюта отошёл от

берега..


Ответ: ___________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Поляна (1) окружённая со всех сторон дремучим лесом (2) и залитая ласковым сол­нечным светом (3) представляла собой (4) строго очерченный круг.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

Предполагалось, что Президент РФ поговорит с послом в течение часа (1) однако (2) разговор затянулся.

Министр (3) однако (4) подписал приказ, о необходимости которого так долго гово­рили в обществе.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и что (3) если он протянет руку в окно (4) то с кустов высыплется роса.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры.(9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать,всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье

превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде,то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не

ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос – юрист по профессии, доктор философии, писатель, литературный критик.


20.Какие высказывания не соответствуют содержанию текста?

1) В развитых западных странах для получения образования достаточно

одного желания.

2) Только выпускники государственных школ являются носителями

высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

3) В негативном, во зле люди более изобретательны, чем в позитивном.

4) Планку требований к себе необходимо поддерживать за счёт духовного

роста, игнорируя, к примеру, манеру одеваться.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) В предложениях 4–7 представлено рассуждение.

2) В предложениях 1–3 перечислены последовательные события.

3) Предложения 1519 объясняют содержание предложения 14.

4) В предложениях 28–29 представлено рассуждение.

22.Из предложений 1-3 выпишите слово в переносном значении?

23.Среди предложений 4–9 найдите такое, которое связано с предыдущим с

помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от

номера задания B8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии

с приведёнными в бланке образцами.

«Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой

проблемы, её многогранность, Л.Г. Матрос использует приём

(А)_________ (предложения 23), а также синтаксическое средство

(Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________

(предложения 1620), создаёт впечатление доверительного разговора,

которое усиливает другой приём (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения


Ответ:

А

Б

В

Г

Д









Просмотр содержимого документа
«Вариант 4.11»

Вариант 4

1 Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1.В решении такой актуальной проблемы, как сбережение природных ресурсов, всё активнее участвуют инженеры и дизайнеры многих стран.2. в Швеции ре­зультатом их совместной работы стала лампа с плафоном, который распускается, подобно цветку, при рачительном расходовании электроэнергии. 3. Но если её тратят слишком много, то пластины-лепестки собираются в бутон. 4.Другая новинка — про­вод, окутанный в темноте голубой аурой: он должен напомнить, что прибор не от­ключён от сети.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте?

    1. Перед человечеством встала проблема экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии.

    2. Инженеры и дизайнеры изготовили провод, способный напомнить забывчивому по­требителю, что тот не отключил прибор от электросети.

    3. В Швеции инженеры и дизайнеры создали лампу, экономящую электроэнергию.

    4. Инженеры и дизайнеры всё активнее включаются в решение важнейшей проблемы — экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии.

Ответ: ___________________________.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста? Выпишите это слово. Однако поэтому например между тем

Ответ: ___________________________.

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова природный. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1. Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир 2. Естественный, натуральный

3. По рождению принадлежащий к какой – нибудь стране, общественному классу 4. Присущий кому – нибудь от природы, подлинный , настоящий Ответ:___________________________. 4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1.ЩавЕль . 2. блАговест. 3. включИшь. 4. жАлюзи

Ответ: ___________________________.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1. По ГОДИЧНЫМ кольцам на срезе ствола дерева мы определили его возраст.

    2. Студенты с интересом изучали ГУМАННЫЕ науки.

    3. Представитель нашей делегации ДЕМОНСТРАТИВНО вышел из зала заседаний.

    4. Научный руководитель ДИПЛОМНИКА с интересом прочитал его работу.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1.по приезде в город. 2.десять граммов. 3.среди турков 4.чёрных чулок

Ответ: ___________________________.

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Предложения

Грамматические ошибки

А) Согласно приказа ректора студент Николаев был отчислен из университета.

1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) Все, кто пришёли на собрание акционеров, проголосовали за одобрение работы совета директоров.



2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Это блюдо характерно не только для эстонской, а также для финской кухни.


3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г)Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.

4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) Приезжий спросил у случайного прохожего, что есть ли по близости почта.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


6) неправильное построение предложения с косвенной речью


7) ошибка в построении предложений с однородными членами


Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1)Пом…рить (друзей) 2) Подн…мать 3) Пл…вец 4) Л…нгвистика

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

        1. Прдумывать, пр..ковылять, пр..брежный

        2. супер..гра, под..скать, пред..стория

        3. д..исторический, не..протестованный, пр…бабушка

        4. не..деланный, ро..пись, во..высить


Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1) Ноч…вать 2) Став…нка 3) Жемчуж…нка 4)Комоч…к

Ответ: ___________________________.

11 Определите ряд, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1) продерж..шь, просматрива.-мый

2)перекрас..шь, довер..вший

3)засе..шь, невид..мый

4)запряч..шь, независ..мая

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

  1. Причина этой ошибки является ваша (не) внимательность.

  2. Павел был человеком (не) решительным, а застенчивым, робким.

  3. Хлеба в поле еще (не) скошены

  4. На лепестках роз блестела роса, еще (не) высохшая на солнце.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

                1. Выглянув, оба лица ТУТ(ЖЕ) спрятались, (ПО)ЭТОМУ пришлось постучать в окно ещё раз.

                2. Берись ЗА(ТО), к чему ты сроден, коль хочешь, ЧТО(Б) в делах успешный был конец.

                3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ движение по улице запретили, (ПО)ТОМУ приходилось делать крюк.

                4. (ПО)ТОМУ, как вела себя собака, и по насторожённым ушам видно было, что она ЧТО(ТО) учуяла.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В натопле( 1 )ой комнате на деревя(2)ом полу стояла детская ва(3)а, а рядом с ней был виден глиня(4)ый кувшин.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Вот и закончился благодатный дождь и мне захотелось вдохнуть полной грудью.

2)На берегах полноводных рек или озёр нередко можно встретить этих рыбаков- любителей.

3)Собачка надрывно и жалобно лаяла и скулила.

4)И рожь и овёс и пшеница занимают в нашей стране большие площади.

5)Лилии гладиолусы и георгины зацвели в этом году почти одновременно.

Ответ: ___________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пароход уходит вниз по реке (1) догоняя дождевую тучу (2) закрывшую полнеба (3) и (4) потерявшись из виду (5) дает длинный гудок.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

По наблюдениям бабушки (1) дождь должен быть затяжным. Однако (2) мы (3) возможно (4) всё равно пойдём в поход.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Исследование (1) посвящено жанру торжественной оды (2) поэтика (3)

которой (4) приобретает самобытные черты в творчестве Ломоносова.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то

Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4)

поражался всему (5) что видел.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24


(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы так запросто и по-собачьи дать ему умереть. (3)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.

(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений

искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.

(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то… (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытное, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.

(15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания. (17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.

(18)Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда.

(По Л.М. Леонову*)

* Леонид Максимович Леонов (1899–1994 гг.) – русский советский

писатель.

20.Какие высказывания соответствует содержанию текста?

1) Человеческое общество за последние века достигло значительного

прогресса в своём нравственном развитии.

2) Одних знаний людям недостаточно, чтобы не сорваться в бездну небытия.

3) Новые идеи, зарождающиеся в недрах цивилизации, производят

своеобразную санитарную чистку в обществе.

4) Духовное благополучие в мире достигнуто.

21.Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 1–4 представлено рассуждение.

2) Предложения 8–12 содержат примеры того, о чём говорится в

предложениях 5–7.

3) Предложение 13 содержит элемент описания.

4) Предложение 16 содержит аргумент к тезису, высказанному в предложении 15.

22. Из предложений 4-9 выпишите фразеологизм.

23.Среди предложений 14–17 найдите такое, которое связано с предыдущим при

помощи союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от

номера задания B8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии

с приведёнными в бланке образцами.

«Проза Л.М. Леонова поражает своей насыщенной образностью и

тревожной интонацией. Писатель использует тропы: (А)_______ в

большом количестве (например, «машина цивилизации» в предложении

3, «пыль нравственного износа» в предложении 4) и (Б)_______

(например, «весь мир оклеен…» в предложении 10), с которыми

органически сочетаются лексические средства: (В)________ («нулевую

фазу» в предложении 16, «бикфордов шнур» в предложении 19), чтобы

показать парадоксальность современной жизни. А такой троп, как

(Г)_______ («неописуемого существа» в предложении 14), помогает

передать тревогу писателя».

Список терминов:

1) сравнительные обороты

2) метафоры

3) гипербола

4) фразеологизмы

5) термины

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) ряды однородных членов

9) эпитет




Ответ:

А

Б

В

Г











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Готовимся к итоговой аттестации

Автор: Коваленко Елена Георгиевна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Итоговая тестовая работа по алгебре в новой форме" для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(71) "itoghovaia-tiestovaia-rabota-po-alghiebrie-v-novoi-formie-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "100663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402388862"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Итоговая тестовая работа по алгебре в новой форме" для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(73) "itoghovaia-tiestovaia-rabota-po-alghiebrie-v-novoi-formie-dlia-7-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "100679"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402389327"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Готовимся вместе к ОГЭ"
    ["seo_title"] => string(22) "gotovimsiavmiestiekoge"
    ["file_id"] => string(6) "260771"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449000826"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Готовимся к успешной сдаче ОГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(51) "gotovimsia_k_uspieshnoi_sdachie_oge_po_matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "351243"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477126891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства