Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1 1.Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных
охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев,
музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными
деятелями. 2. И всё-таки основным занятием восточных славян на
протяжении многих веков было земледелие. 3. (…)и древняя русская
культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?
1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но
основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось
земледелие.
2) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых
людей – земледельцев и ремесленников.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,
превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,
иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,
так как основным занятием восточных славян на протяжении многих
веков было земледелие.
Ответ: ___________________________.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
однако
поэтому
потому что
хотя
Ответ: ___________________________.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
культура. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.
1.Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
2. Разведение, выращивание какого –либо растения или животного
3. Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов
4. Высокий уровень чего –нибудь , высокое развитие.
Ответ: ___________________________.
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
1) снялА
2) слИвовый
3) мЕстностей
4) щелкАть
Ответ: ___________________________.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) На левом берегу реки почти до самой воды склонила свои гибкие ветви
ПЛАКУЧАЯ берёза.
2) АБОНЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие
могут приобрести в кассах Консерватории имени П.И. Чайковского.
3) Каждому домашнему животному требуется ПОДОБАЮЩИЙ уход.
4) ЭФФЕКТНЫЙ костюм Ольги многим показался слишком театральным.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) летние месяца
2) с две тысячи четвёртого года
3) толще волоса
4) кратчайший путь
Ответ: ___________________________.
7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Предложения | Грамматические ошибки |
А)Погасив, свет в комнате стало темно. | 1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Б) Все, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Иллюстрации к рассказам, присланные на конкурс, всем очень понравились. | 3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Г) О творчестве великого композитора П.И. Чайковского повествуется в рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах». | 4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
Д) Родители любят и заботятся о детях. | 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
| 6) неправильное построение предложения с косвенной речью |
| 7) ошибка в построении предложений с однородными членами |
Ответ:
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
забл..стал
скр..пучий
ур..внение
анн..тация
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в словах в приставке пропущена одна и та
же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1) о..бросить, по..тяжки, на..кусанный
2) пр..возносить, пр..мудрый, пр..следовать
3) дез..нформация, пред..стория, без..скусный
4) бе..брежный, и..точить, бе..ценный
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Гвард…ц
Кирпич…к
Подмиг..вать
Заманч..вый
Ответ: ___________________________.
11. Определите ряд, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1.крикн..шь, незыбл..мый
2.прогон..шь, вид..мый
3.разве..шь, незнач..мый
4. выточ..шь, довер..нный
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)скошенные крестьянами луга источают дивный аромат.
Высокий женский голос пел отнюдь (не)знакомую песню.
В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.
(Не)смотря на сходство с сестрой, Игорь был удивительно красив.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Оказалось, что как раз (ПО)ЭТОМУ оврагу отряды шли тогда на Кричев,
ЧТО(БЫ) срезать путь.
(ОТ)ЧЕГО Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков? (ПО)ТОМУ
что умный.
Я зашёл к моим бывшим соседям, (С)ТЕМ ЧТО(БЫ) сказать им самые
тёплые слова благодарности.
(ПО)ТОМУ, (НА)СКОЛЬКО в стране налажено библиотечное дело,
можно судить об уровне общей культуры.
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы
колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами.
В студё(4)ые осенние туманы эти колокола заменяли морякам маяк.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей
и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как
великих в будущем.
2)Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и на умение
трудиться.
3) В зарослях всю ночь жалобно кричали чайки или какие-то другие птицы.
4) Для праздничной иллюминации использовались как электрические
гирлянды так и фонари.
5) Словарь синонимов предназначен и для широкого круга филологов и для
переводчиков и для журналистов.
Ответ: ___________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3)
поворачивая вправо (4) углублялась в лес.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
А.П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность
художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем
середины XVIII века. В своих поэтических и драматических
произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался
на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые
Купец слез с лошади (1) бока (2) которой (3) высоко вздымались от
усталости (4) и торжественно пообещал никогда не продавать и не
дарить своего верного коня.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало
заметно (4) как постепенно расчищалось небо.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-24
(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин,
чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
(3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с
солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными
бакенами, по всем видимостям провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на
голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было
старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные
глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.
(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину
рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и,
сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:
– (9)Через час будет готово.
– (10)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (11)Мне решительно
невозможно ждать.
(12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся
ждать.
(14)Свойкин был болен. (15)Во рту у него горело, в ногах и руках
стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы,
похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и
головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб
подбодрить себя, решил заговорить с провизором.
– (17)Должно быть, у меня горячка начинается. (18)Ещё счастье моё
в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где
нет докторов и аптек!
(20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни
движением, словно не слышал.
(21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся
рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.
(22)«Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (23)В здоровом
состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как
заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой
бесчувственной утюжной фигуры».
– (24)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина. –
(25)Внесите в кассу рубль шесть копеек!
– (26)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь. –
(27)А у меня только всего один рубль... (28)Как же быть-то?
– (29)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.
– (30)В таком случае вы извините... (31)Шесть копеек я вам завтра
занесу или в конце концов пришлю.
– (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда
и лекарства полу́чите!
(34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока
учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять.
(36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на
кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (38)Он
прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и
закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что
ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё.
(41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже
пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.
(По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – выдающийся русский писатель,
классик мировой литературы.
20.О чём говорит высказывание Свойкина: «В здоровом состоянии не
замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я
теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой
бесчувственной утюжной фигуры»? Выпишите номер правильного ответа.
1) Свойкин считает, что проявление чёрствости и бессердечия не так трогает
здоровых людей, как больных.
2) По мнению Свойкина, «святая» обязанность врача – лечить не только
тело, но и душу больного.
3) Свойкин считает, что к здоровым людям провизор относится внимательно
и сочувственно.
4) Свойкин считает, что провизоры только на первый взгляд чёрствые и
бессердечные люди.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
1) В предложениях 7–8 представлено повествование.
2) В предложениях 3–4 представлено описание.
3) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
4) Предложение 34 содержит объяснение того, о чём говорится в
предложении 33.
22. Из предложений 30-36 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при
помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите
номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
24.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру
термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от
номера задания B8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии
с приведёнными в бланке образцами.
«Антон Павлович Чехов описывает бытовую сцену в аптеке. Тропы:
(А)_________ («с выхоленными бакенами» в предложении 3,
«нахмуренные глаза» в предложении 5) и (Б)_________ («словно
вылизано» в предложении 4) – создают первые штрихи к портрету
провизора. Использование синтаксического средства – (В)_________
(предложения 25, 32, 33), которое становится основным в такой форме
речи, как (Г)_________ (предложения 24–33), – придаёт завершённость его образу»
Список терминов:
1) эпитеты
2) метафора
3) гипербола
4) разговорная лексика
5) парцелляция
6) диалог
7) восклицательные предложения
8) ряды однородных членов предложения
9) сравнение
Ответ: