kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал по русскому языку( синтаксис)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты для проверки знаний определений и правил (9 класс)

Основные виды сложных предложений

1.Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: …и….

2.Сложные предложения, в  которых простые предложения соединяются в сложное при помощи союзов и союзных слов, называются….

3.Сложные предложения, в которых простые предложения связаны в сложные при помощи интонации, называются ….

4.Сложные предложения, в  которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами, называются….

5.Сложные предложения, в которых одно из предложений подчинено другому и связано с ним

 подчинительными союзами или союзными словами, называются ….

6.Главным в сложноподчинённом предложении называется ….

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку( синтаксис)»



КГУ «Карагугинская средняя школа»

























ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 9-ГО КЛАССА

(синтаксис)













Составитель:

учитель русского языка

и литературы Астахова Г. В.







2016 г.



Тесты для проверки знаний определений и правил (9 класс)

Основные виды сложных предложений

1.Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: …и… .

2.Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются в сложное при помощи союзов и союзных слов, называются… .

3.Сложные предложения, в которых простые предложения связаны в сложные при помощи интонации, называются … .

4.Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами, называются… .

5.Сложные предложения, в которых одно из предложений подчинено другому и связано с ним

подчинительными союзами или союзными словами, называются … .

6.Главным в сложноподчинённом предложении называется … .

7.Придаточным в сложноподчинённом предложении называется … .

8.Сложносочинённые предложения с соединительными союзами перечисляют явления, происходящие …. или явления, происходящие … .

9.В сложносочинённых предложениях с разделительными союзами указывается на … явлений, на … .

10.В сложносочинённых предложениях с противительными союзами одно явление … .

11. Простые предложения, входящие в сложносочинённое, отделяются друг от друга … .

12.Запятая между простыми предложениями, входящими в сложносочинённое, не ставится, если … .

13.В сложноподчинённом предложении придаточное предложение связывается с главным при помощи … и … .

14.В главном предложении часто бывают … , которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение. И выделяют его содержание.

15.Подчинительные союзы отличаются от союзных слов тем, что они … .

16.Составные союзы образуются, когда … .

17.Придаточное предложение в сложноподчинённом предложении может находиться … .

18.придаточное предложение, стоящее перед главным или после него … от главного … .

19.придаточное предложение, находящееся внутри главного, … .

20.Между предложениями, входящими в состав бессоюзного предложения, ставится запятая. Если в них … .

21.Между предложениями, входящими в состав бессоюзного предложения со значением перечисления. Может ставиться точка с запятой, если … .

22.Если в бессоюзном сложном предложении второе предложение указывает причину того. О чём говорится в первом. То между частями сложного предложения ставится … .

23.Если в бессоюзном сложном предложении второе предложение поясняет первое, т. Е. раскрывает его содержание. То между частями сложного предложения ставится … .

24.Если в бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов. То между частями сложного предложения ставится … .

25.Если в бессоюзном сложном предложении содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. То между предложениями ставится … .

26.Если в бессоюзном сложном предложении первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится в первом предложении. То между ними ставится … .

27.Если в бессоюзном сложном предложении второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того. О чём говорится в первом предложении. То между ними ставится … .

28. Если предложения в бессоюзном сложном предложении рисуют быструю смену событий. То между ними ставится … .



ТЕСТ 1. СПП с придаточными времени и места

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте недостающие знаки, обозначьте придаточные и их тип:

1) За всё время пока он живёт в Дялиже любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (АЛ.)

2) Я находился в том состоянии чувств и души когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. (А.П.)

3) Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую где стол был уже накрыт. (А.П.)



ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Поутру (1) когда чуть дымилось озеро (2) трёхмачтовый корабль (3) будто (4) висел в воздухе (5) как на дивных голландских картинах (6) что подарил Борис Голицын. (А.Т.)

А – СПП, состоит из 3 частей

Б – СПП, состоит из 2 частей

В – 1-ая часть – главная – разрывается придаточным

Г – последняя часть присоединяется союзным словом

Д – вторая часть – придаточное времени

Е – последняя часть – придаточное изъяснительное

Ж – 1, 2 – выделение придаточной части

3 – 3, 4 – выделение вводного слова

И – 5, 6 – выделение придаточной части

К – 5 – запятая перед союзом КАК при обособлении сравнительного оборота Л – 6 – отделение придаточной части



ТЕСТ 2. СПП с придаточными причины, цели, следствия

ЗАДАНИЕ 1

Выделите придаточные части, укажите их тип:

1) Бабка поставила Сашу около своего огорода и приказала ей стеречь, чтобы не зашли гуси. (А.Ч.)

2) Старик закашлялся и засуетился, чтобы дать внучке гостинца, но ничего не нашёл и только махнул рукой. (А.Ч.)

3) Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца. (А.Ч.)

4) В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. (А.Ч.)

5) Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкою. (А.П.)

6) Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите места постановки запятых:

1) Они (1) чтоб дать мне время оправиться (2) и привыкнуть к новому знакомству (3) стали говорить между собою (4) обходясь со мною (5) как с добрым соседом (6) и без церемоний. (А.П.) ______________________________

2) Я вздохнул ещё глубже (1) и поскорее поспешил проститься (2) потому (3) что я ехал (4) по весьма важному делу (5) и сел в кибитку. (Н.Г.) ______________________________



ТЕСТ 3. СПП с придаточными уступительными и условными

ЗАДАНИЕ 1

Выделите придаточные части, укажите их тип:

1) Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою. (А.П.) ______________________________

2) Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает. (А.П.) ______________________________

3) Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. (Н.Г.) ______________________________

4) Если разговор касался важных и благочестивых предметов, то Иван Иванович вздыхал после каждого слова, кивая слегка головою... (Н.Г.) ______________________________

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте недостающие запятые. Укажите предложения с придаточными уступки:

1) Его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться если б это было согласно с моими намерениями. (М.Л.)

2) Если бы кто-нибудь поглядел теперь на Илью Платоновича то, наверное, почувствовал бы жалость к этому злоязычному фельетонисту, к этому «господину насмешнику». (А.К.)

3) Но тебя, хоть ты теперь иная я мечтою прежней узнаю. (Н. Гум.)

4) Как ни был я поглощен этим столкновением я всё же должен был спешить к Брауну (А.Г.)



ТЕСТ 4. СПП с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

ЗАДАНИЕ 1

Выделите придаточные части и укажите их тип:

1) Тарантас прыгал, визжал и, казалось, рыдал, точно его прыжки причиняли ему сильную боль... (А.Ч.)

2) Около горевшей избы было жарко и так светло, что на земле видна была отчётливо каждая травка. (А.Ч.)

3) Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым... (А.П.)

4) Золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя. (А.П.)

5) Схвативши бумагу, бурая хавронья убежала так скоро, что ни один из приказных чиновников не мог догнать её, несмотря на кидаемые линейки и чернильницы. (Н.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова... (Н.Г.)

2) Чёрт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. (Н.Г)

3) Наши мужчины так нелюбезны вообще что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно. (М.Л.)

4) В них обыкновенно с большим усердием потчуют путешественника сеном и овсом, как будто бы он был почтовая лошадь. (Н.Г)



Карточка 1.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

1. Весенний воздух был наполнен ароматом сирени ( ) и ласковым воркованием горлинок.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

2. Придёт время и всё изменится.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.

1) 1, 2 2) 2, 3, 4 3) 2 4) 1, 2, 3, 4

2. В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.Бесчисленные золотые звезды (1) казалось (2) тихо текли все наперерыв, мерцая, по направлению Млечного Пути, и (3) право (4) глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли.

1) 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2 4) 2, 3

2. Иногда случается, что лес и горы имеют привлекательный и веселый вид, так (1) кажется (2) и остался бы среди них навсегда, а иногда (3) наоборот (4) горы кажутся угрюмыми и дикими.

1)1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4Карточка 2

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

1. Накануне было ветрено ( ) и море по-прежнему выбрасывало на берег какие-то темные водоросли.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Лось замер, затаился ( ) и настороженно стал всматриваться в мелкий кустарник у воды.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна: есть общий второстепенный член.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полету (4) звенели (5) натянутой тетивой.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 4, 5

2. Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. «Покой нам только снится...» — через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 4, 5 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4, 5

2. Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.

1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5


           Обобщающий тест по теме «Сложноподчиненное предложение

                                                          Вариант 1.

1. Укажите верное утверждение.
А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
Б)  Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2.  Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).
А)  Березки словно девочки босые стоят в снегу.
Б)  Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.
В)  Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б) В ком добра нет, в том правды мало.
В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России. 

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Б) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

5.   Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным места.
А) Это и была школа, куда меня направили.
Б) Я знал, куда меня направили.
В) Я приехал туда, куда меня направили.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным условия.
А) Если у нас ничего не выйдет, я уеду вместе со всеми.
Б) За то время, пока рабочий разбирался с гайками, цех опустел.
В) Он так испугался, что не заметил бегущего на помощь отца.

7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
А) Чуть только тучка закроет солнце, лес сразу становится угрюмым.
Б) Огонёк, что виднелся вдали, потух.
В) Надо будет встать с места, пока не включат свет. 

8. Назовите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

А) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.
Б) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

9. В каких предложениях придаточное занимает интерпозицию? (Знаки пре-пинания не расставлены.)
А) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б) Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В) Должно быть каждый из нас подумал о мерцающих звездах о лесных ручьях которые бегут под буреломом.

10. Какая схема соответствует предложению  Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
                    

11. Укажите СПП с однородным подчинением.
А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий на-звал бы эту темноту кромешной.
В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
12. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.
А) Однородное.  
Б) Параллельное (неоднородное).   
В) Последовательное.
13. Найдите СПП с несколькими придаточными. 

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой  или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.
Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной челове-ческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.
В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не рас-полагают здесь зенитной артиллерией.

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
Б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
В) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении  

Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту     не переспорю стари-ка (3) то уже впоследствии трудно будет  освобождаться от его опеки (4) так досаждавшей мне.
А) 1,2,3,4,         Б) 1,3,4,       В) 1,2,3.


                                                 Вариант 2.


1.  Укажите неверное утверждение.

А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных  слов.
В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

2. Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).
А) За окном ничего нет кроме фонарей.
Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.
В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

3.  Найдите сложноподчиненное предложение.
А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду. 

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
А) Я знаю, где ты был.
Б) Мы любим дом, где любят нас.
В) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении   Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А) придаточное времени, 
Б) определительное,      
В)  условное.

6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным причины.
А) Андрей почувствовал, что кто-то дёргает его за рукав.
Б) Он полез в нагрудный карман гимнастёрки, где в плоской коробочке лежал шприц.
В) Колпак, наверное, был закреплён, потому что по физическим законам ему полагалось упасть.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным це
ли.
А) Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.
Б)  Они медленно пошил вниз, где их уже ждали
В)  Их нет, так что пока можно отдохнуть.

8. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

А) Надо будет встать с места, пока не включат свет.
Б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.
В) Раз уж так вышло, выясним наши отношения.

9. В предложении: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. - придаточное предложение стоит:

А) перед главным предложением,
Б) после главного предложения,
В) в середине главного предложения.

10. Какое предложение соответствует схеме:   ?
А) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б) Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
В) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

11. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне по-святим души прекрасные порывы!                  
Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что ко-мандир ранен в голову.

12. Укажите СПП с однородным подчинением.
А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.
Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.
В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.
В) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А) Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.
Б) В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.
В) Я приду и если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении    

Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) ни-как нельзя было передать того (5) что он сказал.
А) 1,2,4,5,       Б) 1,4,5,            В) 1,5.

                                         

Вариант 3.

1. Укажите неверное утверждение.
А) Части СПП связаны сочинительной связью.
Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное.
В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

2. Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).
А) Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Б) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
В) В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Найдите сложноподчиненные предложения.
А) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
Б) Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не  раз приходилось русичам отражать их набеги.
В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места:

А) Я рассказал, где прошло мое детство.
Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.
В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.
5. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении   Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А) сравнительное,  
Б) условное,  
В) придаточное места.
6. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

А) Неизвестно, смогу ли я его остановить.
Б) А ещё через пару минут, когда впереди замигали фонари, эта мысль стала главной.
В) Вёл он себя так, словно и правда говорил что-то приятное.
7. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:

А) Может быть, если гости заблудились, мы пойдём их встречать?
Б) Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник, правда же?
В) Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая ведёт вглубь.

8. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:

А) Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
Б) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
В) Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.

9. В предложении: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги - придаточное предложение стоит:

А) перед главным предложением,                       
Б) после главного предложения,
В) в середине главного предложения.

10. Какая схема соответствует предложению   Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила  Пришвина?



11. Определите тип подчинения придаточных предложений

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.
А) Однородное.      
Б) Неоднородное (параллельное).    
В) Последовательное.



12. Укажите СПП с параллельным подчинением.

А) Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
Б) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
В) Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба при-слали вестового, сообщившего, что связь налажена.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.
А) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.
Б) Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.
В) О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А) Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и, сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.
Б) Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.
В) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении 

Когда человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи (3)  но (4) если он нам нравится (5)  мы всегда убедим себя (6) что ему необходимо помочь.
А) 1,3,5,6,      Б) 1,3,4,5,6,           В) 1,2,3,4,5


                                               Вариант 4.

1.  Укажите неверное утверждение.

А) Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения.
Б) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
В) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
2. Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).
А) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.
Б) Березы распустились дубы же стояли обнаженные.
В) В лесу было тихо потому что главные певцы улетели.    
                        
3. Найдите сложноподчиненные предложения:
А) Я слышал, что воду считали вещей силой.
Б) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.   
В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

4. Найдите придаточное определительное: 
А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь. 
Б) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.
В) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.  
  
5. Найдите придаточное изъяснительное:
А) Ты рада, что ты дома?
Б) Куда река пошла, там и русло будет.
В) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.
6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным следствия:
А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.                                

Б) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.  
В) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.  
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным времени: 

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.
Б) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
В) Яхта изменила курс, так как попала в туман.
8. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.
А) придаточное причины,  
Б) придаточное условия,  
В) придаточное места.

9. В каком СПП придаточное предложение занимает постпозицию по отношению к главному (знаки препинания не расставлены):
А) Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива. 
Б) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

10. Какая схема соответствует предложению  

Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.




11. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.
А) Однородное.  
Б) Неоднородное (параллельное).    
В) Последовательное.

12. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А)  Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.
Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.
В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Гимназия, где я учился,  располагалась напротив Евразийского национального университета.
Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости,  и пошел искать машину.
В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой  или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А) Я подумал,  что,  если в сию решительную минуту не переспорю старика,  то уже впоследствии трудно будет  освобождаться от его опеки,  так досаждавшей мне.
Б) Я думаю,  что,  когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать.
В) А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях,  и,  хотя слова её были привычными,  у  Сабурова от них вдруг защемило сердце.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении 
 

Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.
А) 1,2,3,4,6,      Б) 1,2,3,6,      В) 2,3,4,6.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Дидактический материал по русскому языку( синтаксис)

Автор: Астахова Галина Васильевна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Дидактический материал по теме "Синтаксис и пунктуация" для уроков русского языка "
    ["seo_title"] => string(89) "didaktichieskii-matierial-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia-dlia-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "176121"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424362859"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "спецкурс по русскому языку  "Синтаксис и Пунктуация " "
    ["seo_title"] => string(54) "spietskurs-po-russkomu-iazyku-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "124898"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414840315"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414081500"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства