Дидактический материал по теме "Синтаксис и пунктуация" для уроков русского языка
Дидактический материал по теме "Синтаксис и пунктуация" для уроков русского языка
Дидактический материал по теме "Синтаксис и пунктуция " можно использовать на уроках русского языка в 9 - 11 классах. Данный материал отражает содержание программы по русскому языку, формирует у учащихся пунктуационную зоркость, а также позволяет учителю выявить пробелы в знаниях учеников и наметить пути по их устранению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме "Синтаксис и пунктуация" для уроков русского языка »
Дидактический материал по теме «Наречие»
Сравнительная степень наречия
Карточка 1.Выпишите словосочетания с наречиями.
Выглядеть моложе, отец моложе матери, наша река многоводнее, стать многоводнее, голос громче, говорил громче, брат выше сестры, прыгнуть выше, товарищ сильнее, стал сильнее, ручей шире, раскрыть шире.
Карточка 2.Выпишите словосочетания с наречиями.
Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее, раздается реже, лес стал реже, движения медленнее, движения стали медленнее.
Карточка 3. Спишите текст, выделяя в нем три абзаца. Запишите наречия, данные в скобках, в сравнительной степени. Выделите суффиксы. Вставьте пропущенные буквы.
Ветер и солнце
Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильнее, и условились они, что победит из них тот, кто застав_т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав_рнулся в свой плащ_. Ветер задул еще (порывисто). Задр_жал путник от холода и укутался еще (плотно). Наконец ветер устал и предоставил солнцу пок_зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, прохожий снял верхн_ одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра_делся совсем и выкупался в речк_. (А.М. Пешковский)
– Сформулируйте основную мысль текста.
Карточка 4. Спишите предложения, заменяя слова в скобках сравнительной степенью. Подчеркните эти слова как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.
Все (медленно) проходило солнце свой дневной путь, (тепло) становился воздух, казалось, что пр_шло уже весеннее веселье, шутливо прячет_ся где-то за горами в полях и скоро хлынет за город. (М.Горький)
Солнце поднялось высоко, день раздвинулся (широко) и стал (глубоко) и (просторно). Все вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо. Воздух гудел от солнца, от его ровного и чисто спадающего светозарного могучего течения, теперь, после ночи, пила и не могла напит_ся, насытит_ся солнцем земля... Всякий звук, всякий трепет листочков казался не случайным, знач_щим (много), чем просто звук или трепет. (В.Распутин)
– Укажите в обоих отрывках выразительные средства.
Группы наречий по значению
Карточка 1. Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите группы наречий по значению.
Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал рот камешками чтобы сильнее двигался язык он говорил на берегу стараясь перекричать шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы выучит_ся правильно дышать. Чтобы пр_одолеть это и научит_ся говорить внятно и сильно, он поселился в пещер_ на берегу моря обрил себе полголовы чтобы (не)воз_ращат_ся к людям, пока (не)отр_стут волосы, и _десь упражнялся в (красн_)речи_. Смолоду он был (косн_)язычен. (Из книги «Литературный календарь»)
– Подчеркните наречия как члены предложения.
– Запишите основную мысль отрывка.
Карточка 2. Спишите текст, вставляя буквы, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия. Подчеркните их как члены предложения, укажите их группу по значению.
Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_ _____ перед собой на холмик_ он увид_л человека. Пол_жив лицо на ладони человек с_дел _____. С минуту Быланин _____ всматривался в согбе_ную фигуру _____ улыбнувшись про себя _____ зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-ушанкой в руке.
Человек ____ вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами торчавшими из(под) выцветш_ солдатской фуражк_ с реденькой и, как пуч_к пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми ша_ками побежал с пр_горка.
Сойдясь они ____ пожимали друг другу руки.
(Ф.Наседкин)
Карточка 3. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Определите смысловую группу наречий.
Лес шумел
В этом лесу ____ стоял шум – суровый, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как (не)ясное воспом_нание о прошедшем. В нем ____ стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого (не)к_сались еще п_ла и топор лесного барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью плотно сомкнувшись ____ зелеными вершинами. ____ было ____, пахло смолой; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники ___ ра_кинувшиеся пр_чудливою б_хромой и стоявшие не ____, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись высокими стеблями зеленые травы белая кашка склонялась от_желевшими головками, как будто в тихой истоме. А ____ без конца и перерыва т_нулся лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. (В.Короленко)
– Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
– Определите тип текста.
– Укажите выразительные средства.
Карточка 4. Спишите, вставляя буквы, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их смысловую группу.
Перед грозой
Покорная природа ц_пенела в молчани_. Ни ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот наконец, когда солнце стало спускат_ся к западу, из(за) холмов ____ пок_залось (пепельно)серое кудрявое обл_ко. ____ в стоячем воздухе что(то) порвалось ____ рванулся ветер и с шумом и свистом закружил по степи. ____ трава и прошлогодний бур_ян подняли ропот на дорог_ ____ закружилась пыль побежала по степи и увл_кая за собой солому стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи, ____ и ____ спотыкаясь и прыгая побежали перекати-поле а одно из них попало в вихрь завертелось как птица полетело к небу и обратившись в ч_рную тучу и_чезло из вида. За ним понеслось другое, потом трет_е. За холмами ____ прогремел гром подуло свежест_ю. (А.П. Чехов)
– Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
– Выпишите выразительные средства.
Карточка 5.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Но, как бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима (не) уступала но один теплый денек пересилил наконец – и потекли руч_и запели птиц_. Весь луг и кусты около реки ут_нули в вешних водах между Жуковом и той стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки...
Журавли летели быстро-быстро и кричали грус_но, будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга подолгу смотрела на разлив на солнце на светлую точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало от того, что страс_но хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. (А.П. Чехов)
– Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группы по значению.
– Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.
Карточка 6. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. Укажите группу наречия по значению.
Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка прихрамывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжою по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес. (И.С. Тургенев)
– Определите тип речи.
– Выпишите причастные и деепричастные обороты.
– Составьте словарный диктант из слов данного текста.
– Какие художественные средства использует автор текста?
Итоговые диктанты
(для разных уровней)
Загостившаяся осень
Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.
Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждешь ее, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.
А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.
Грамматическое задание
1. Объясните графически написание наречий.
2. Разберите слова по составу:
листопад, зачастую, обнажив, загостившуюся.
3. Произведите морфологический разбор слов:
второпях, обыкновенно.
4. Произведите синтаксический разбор предложений:
1) Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю.
2) Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.
Ночные звуки
На юге ночь наступает очень быстро. Надо спешить. Я больше не мог терять время и пошел наугад.
Долго пробивался я по чаще, а лес все не кончался. Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.
Так я сидел, прислушиваясь к ночным звукам. До меня доносился далекий сонный гомон птичьей колонии. Квакали лягушки, монотонно кричала маленькая сова, резво каркала в темноте ночная цапля. Порой начинал жалобно кричать шакал, вслед ему затягивали другие. Но потом все смолкло, и ночная тишина нарушалась лишь невнятным шорохом да изредка тихим треском сухой ветки под ногой вышедшего на охоту хищника.
(По Е.П. Спангенбергу)
Грамматическое задание
1. Составьте схемы сложных предложений.
2. Над наречиями укажите их разряд по значению.
3. Разберите по составу слова:
наугад, снова, затягивали, нарушалась.
4. Произведите синтаксический разбор предложений:
1) Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.
2) Я больше не мог терять время и пошел наугад.
Сосновый дождь
Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их было много в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивали с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные, золотистые.
(В.Козлов)
Грамматическое задание
1. Укажите разряды наречий по значению.
2. Разберите слова по составу:
расступились, посыпались, паутинный, высоченные.
3. Произведите синтаксический разбор предложений:
1) Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц.
2) Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки.
4. Укажите использованные в тексте сравнения, эпитеты.
Проселки
Ах, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, заросшим муравой, повиликой, какими-то белыми и желтыми цветами на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сторонам – только бесконечный, суживающийся вдали пролет меж стенами колосистой гущи да небо, а высоко в небе – жаркое солнце. Синие васильки, лиловый куколь и желтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью. Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника… Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой… Отец подбирает вожжи… Тут надо держаться покрепче, но, ухватившись за сиденье обеими руками, все-таки пристально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зеленые волны, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушевывает их, как носится, хлопая ушами, за перепелами и жаворонками Джальма (собака): иногда совершенно пропадает во ржи, – только на волнистой линии, струящейся за нею, видно, где она, – а иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивленно озираясь по сторонам.
(И.Бунин)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложений:
1) Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью.
2) Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника.
2. Разберите по составу одно наречие, деепричастие и причастие.