kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Живёт фольклор на планете Земля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Живёт фольклор на планете Земля" является итогом изучения темы в 5 классе "Русский фольклор." "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". Какие уроки можно извлечь из русских сказок? На этот вопрос мы попытались ответить в данной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Живёт фольклор на планете Земля »

19



Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Управление образования Симферопольского городского совета

Симферопольский городской методический центр
Симферопольского городского совета




Направление: литература



Живёт фольклор на планете Земля

или

Сказка как жанр, формирующий

нравственные качества человеческой души















Работу выполнила:

Джоджуа Анастасия

ученица 5-А класса

Научный руководитель:
учитель – методист Маслюк Л.А.







Симферополь 2011

Содержание




Введение 3


I. Теория фольклора 4


II. Многообразие форм и жанров фольклора. 6

2.1. Малые фольклорные формы. 6

2.2. Былины – героический эпос. 8

2.3. Сказка как фольклорный жанр. 9

2.4. Группы сказок. 10


III. Анализ идейного содержания русской народной сказки 12

«Волшебное кольцо» с точки зрения художественных
особенностей фольклора.

3.1. Краткое содержание. Сюжет. 12

3.2. Использование числа «три». 15

3.3. Образ «Ивана – дурака». 15


Заключение 19

1. Сказка живёт на планете Земля. 19

2. Значение фольклора в жизни людей. 21


Список используемой литературы 21


Приложение

Введение

Фольклор – это традиционное художественное творчество народа, это подлинно народное искусство. Произведения устного народного творчества переходили из поколения в поколение, из рода в род. Со временем они изменяются, их то укоротят, то удлинят, то соединят с другими, то дополнят – и вот выходят поэмы, автор которых народ.

Произведения народного творчества ещё ждут своих исследователей, потому что неисчерпаем кладезь их мудрости, и каждое новое поколение будет черпать из них свои знания, нравственно-духовные ценности.

Детям свойственно верить в чудеса. По своей сущности мы мечтатели, фантазёры и оптимисты. Сказки любимы детьми именно приближенностью к детским фантазиям и вере в лучшее.

Для развития полноценной человеческой личности необходима та свобода действий, те чудеса, которые приводят к непременной победе добра над злом. Чем дольше во взрослом человеке живёт ребёнок, тем чище и светлее его душа. Человек, любящий и знающий сказки, верит в свои силы, верит в то, что упорство и мужество помогут добиться всего задуманного.

Тяжело достаётся героям сказок победа. Но это и окрыляет на борьбу. Сказки воспитывают человека, учат его, не покладая рук, стремиться к мечте, с достоинством преодолевать трудности, верить своей мечте, проявлять самые лучшие черты характера своего народа. В сказках объединяется гений народа.

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Какие уроки можно извлечь из русских сказок? На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной работе.

В своём исследовании мы сочли интересным и необходимым проследить художественные особенности русских народных сказок на основе одной из них «Волшебное кольцо».

I. Теория фольклора

Фольклор – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы.

Фольклору присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе.

В фольклоре воплощены стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. М.Горький говорил: «…Начало искусства слова – в фольклоре».

Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: «… там нет знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитниках земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Эта литература была не только лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа.

Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. «Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе»


II. Многообразие форм и жанров фольклора.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — “ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания — “встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов.

Следует отметить, что фольклор является многожанровым. Рассмотрим жанры фольклора.

1. Пословица — краткое изречение. Задачи её кратко и точно оценить характеры и поступки людей.

Не дал слова – крепись, а дал – держись.

Мудрое слово дороже золота.

2. Поговорка - не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.

Если будешь учиться доброму делу – худое на ум не пойдёт.

Дорого лишь то, что нелегко даётся.

3. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” — тот и выйдет вон. Помогает весело распределить роли в игре.

Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить, всё равно тебе водить.

4. Загадка иносказательно описывает предмет. Учит угадывать задуманное. Существует три типа загадок:

4.1. перечисление признаков загаданного:

Светит, сверкает, всех согревает.

4.2. открытое сравнение признаков загаданного:

По полю скачет – ушки прячет.

Встанет столбом – ушки торчком.

4.3. скрытое сравнение признаков загаданного:

Крашеное коромысло над рекою повисло.

5. Побасёнка — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. Задача - высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

Например: Волк и коза. «Договоримся на экономической основе: я не буду есть твоей травы, а ты за это будешь добровольно снабжать меня своим мясом.»

6. Небылица - рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни. Задача весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

Рыбы рыбака ловили.

Птиц гоняли червяки.

Ёжика грибы тащили.

Кошка догоняла пса.

Кошку съела колбаса!

7. Потешка - исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. Задача - весело учить малыша жестам, навыкам.

Тары – бары, растабары! Дождик, дождик, полно лить,

У Варвары куры стары! Малых детушек мочить!


В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами.

8. Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений.

Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; об Илье Муромце, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Былины учат уважать труд человека и любить свою родину.

9. Из всех фольклорных жанров сказка более всех других жанров подчиняется определённым законам.

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоёв общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода примеры истинного поведения человека, умеющего постоять за своё достоинство.

Таким образом, сказки учат не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Сказки воспитывают доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к нравственно высокому, без чего невозможна творческая жизнь. Они также прививают чувство осторожности, знакомят с разумным поведением в доме, в лесу, на болоте, на речке. Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.).

Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Последняя черта особенно важна — в сказке обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные там разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные на первый взгляд предметы, вроде старой лампы Аладдина, оказываются волшебными и т. п. Недаром известная русская присказка гласит, что «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, и «добрые молодцы» действительно могут извлечь из нее для себя жизненный урок — урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает, никак не выпутаться из беды.

Сказки можно разделить на три большие группы: волшебные, о животных, социально-бытовые.

Героями волшебных сказок бывают - заступники, злодеи, страдалец, чудесные помощники. Волшебная сказка привлекает чудесным полётом фантазии и волшебства. А героем волшебной сказки становится тот, кто больше всего пострадал. Сказочник именно ему отдает все свои симпатии, именно он становится воплощением в сказочном фольклоре угнетенного, притесняемого в обществе человека, и, конечно, он становится обладателем самых лучших моральных качеств, нравственной и физической красоты. В волшебной сказке такой герой или героиня предстает в виде, внешне весьма непривлекательном,— Золушка, замарашка. Но, именно она в дальнейшем, станет красавицей и царицей.

В сказках о животных – главные персонажи животные.

Сказки о животных возникли в глубокой древности, и сначала они были связаны с хозяйственными заботами первобытного человека — рыболова и охотника, вся жизнь и судьба которого зависела от его охотничьей удачи. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, «очеловечивал» зверей, поэтому они в сказках разговаривают друг с другом, понимают людскую речь.

В социально- бытовых сказках – главные герои обычные люди.

В этих сказках, часто с комической стороны, изображаются «сильные мира сего». В реальной жизни крестьянин-сказочник видел их разве что издалека, но тяжко ощущал на себе гнет и произвол. А в сказке остроумный сказочник смело высмеивает этих владык, властных над его жизнью и смертью.

В бытовых сказках встречается фигура, которую Горький 'назвал «ироническим удачником», классическим образцом которого можно считать Иванушку-дурачка. Он недалек, глуп, но ему повсюду, к великому изумлению слушателей, сопутствует удача. Такой персонаж веселит и забавляет.

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка - Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, который указывает дорогу, кошелёк-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка - самобойка, гусли - самоигры. В такой сказке всё возможно! Хочешь стать молодым – поешь молодильных яблок; надо оживить царевну или царевича – спрысни их мёртвой, а потом живой водой…

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Поиски, сражения – всё, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в подземном, подводном, или в далёком тридевятом царстве - тридесятом государстве (счет-то, какой необычный: за три-девять земель!).

Почти никаких примет русского быта в волшебной сказке нет. Разве что сами люди - русские. Возвратившись в человеческий мир, герой переходит из одного царства в другое, становится царём. Однако всюду, как можно понять, живёт один народ. Другие народы находятся где-то далеко, за морем (заморские купцы, заморские вина).

Волшебная сказка составляет 1/5 часть всех сказок. Она имеет мифологическое происхождение. В волшебных сказках всегда есть положительные герои (Иванушка-дурачок, Марья Моревна, старший брат, гонимая сиротка и т.д.). В качестве врагов положительных героев действуют фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Баба-яга. Конфликт в волшебной сказке развивается при помощи чудесных сил, чудесных помощников (конь, добрая старуха, лягушка и т.д.), чудесных предметов (кошелёк-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-самогуды). Волшебная сказка длиннее других видов сказок.

Схема, по которой строится волшебная сказка: сюжет (завязка, вершина, развязка), троекратный повтор сходных испытаний.


III. Анализ идейного содержания русской народной сказки «Волшебное кольцо» с точки зрения художественных особенностей фольклора.

В русской волшебной сказке можно обнаружить все художественные особенности фольклора. Начинается волшебная сказка обычно зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухой и был у них сын Мартынка», - так, например, начинается сказка «Волшебное кольцо». Зачин придаёт сказке плавность, неторопливость и настраивает слушателя (а это, как правило, ребёнок) на вдумчивое, внимательное слушание сказки.

Эта внутренняя активность «жизнь вместе с героем» - как бы поднимает все душевные силы на новую спираль. В сказке нет наставлений, излишнего нравоучения. Сказка даёт интуитивно почувствовать, что надо быть добрым, смелым, хорошим. Нужно совершать хорошие поступки, даже если они посторонним кажутся глупыми или напрасными. Добро всегда вернётся добром, а зло обернётся ещё большим злом.

Вот так случилось и с Мартынкой из сказки «Волшебное кольцо». Когда умер его отец и, они с матерью стали голодать, мать два раза давала ему по сто рублей, чтобы он купил хлеба. И оба раза он спасал от смерти животных (собаку и кота), отдав эти деньги. Он предчувствовал, что эти животные изменят его жизнь, потому на вопрос матери:

«Что купил себе, сынок?», – отвечает: « Купил себе счастье».

Кое-кто посмеётся и подумает: «Какой дурак, самому есть нечего, а он ещё животных домой притащил».

Мать его послала устраиваться в батраки. Взял его к себе поп и предложил работать 3 года без оплаты. А когда пришла пора расплачиваться, предложил ему выбрать или мешок с серебром, или мешок с песком. И снова Мартынка поступает нелогично: выбирает мешок с песком.

Читатель уже интуитивно предчувствует, что и песок и кот с собакой, которые, конечно, были вместе с ним, как-то ему пригодятся - сказка-то волшебная. И точно: увидел в огне среди поляны девицу, да такую красивую, что «ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Попросила она песком погасить огонь, а затем, превратившись в змею, прыгнула Мартынке на грудь и посоветовала просить у её отца волшебное кольцо. Стоит то кольцо повернуть на пальце – появятся двенадцать молодцов – всё за ночь переделают. Только царь повелел Мартынке не говорить никому об этом кольце. Высватал Мартынка королевну, так как при помощи кольца выстроил себе дворец. Живёт припеваючи, да только королевна не хочет быть замужем за простым мужиком, а всё думает, как его извести Он крепится, про кольцо не рассказывает. Да всё равно не выдержал.

Приказала его жена волшебному кольцу перенести её за тридевять земель в тридесятое царство. А своего мужа оставить в бедности. Всё было выполнено. Где был богатейший дворец, там худая избушка стоит. Осудили Мартынку, посадили в высокий каменный столб, чтобы помер с голоду.

Но верные друзья – собака и кот – не оставили хозяина в беде. Наносили ему еды на целый год, и пошли к королевне – «добывать чудодейственное кольцо».

Вызвался один мышонок и принёс кольцо. Но злоключения Мартынкиных друзей на этом не закончились. Уронил кот кольцо в «сине море». И тут царь Раков взмолился, чтоб не трогали раков, а один маленький видел, что кольцо проглотила рыба белужина. Стали все раки гонять рыбу, пока она на берег не выскочила. Тут уж Васька кот первым кольцо добыл и побежал скорее к хозяину хвастаться, что он сам всё сделал. Догнала его собака, помирились друзья. Ну и, конечно, всё закончилось благополучно, не стал Мартынка жить с такой неверной женой, а нашёл себе добрую хорошую девушку. А кот и собака «и по сей день с ними живут».

Вот так заканчиваются волшебные сказки: зло наказано, добро победило. Поэтому нынче в предвкушении счастливого исхода говорят: «Как в сказку попал».

В сказке возможны разные чудеса. И это окрыляет читателя, помогает ему поверить в свои силы, вдохновляет на борьбу с трудностями.

В сказке «Волшебное кольцо» можно найти почти все фольклорные формы и жанры, устойчивые сочетания слов (фразеологизмы), обороты речи. И, безусловно, сказочные образы: говорящие животные и рыбы, волшебные превращения: так девица-красавица превращается в змею. Есть тут и разные царства: тридесятое, подземельное, мышиное, морское, некоторое царство-государство. Вся сказка буквально пестрит разными поговорками и пословицами: «поплакали-потужили, да делать нечего», «мёртвого назад не воротишь», «сколько не крепилась, а починать нужно», «задаром денег не бросай», «невелико богатство – песок», «злато-серебро и самоцветные каменья», «с мизинного перста колечко», «ударилась о сыру землю и стала по-прежнему красной девицей», «широкое поле», «ясное небо», «палаты белокаменные», «близко ли, далёко ли, скоро ли, коротко ли…», « стали вместе жить-поживать без всякой нужды и печали», «рубил бы ты дерево по себе», «начали судить да рядить», «утро мудренее вечера», «деревья с золотыми и серебряными яблоками», «всё у них спорится, быстро дело делается».

Интересно проследить и нумерологию сказки. Всем известно, что любимое число народа «3» и кратные ему. Тридевятое и тридесятое царство; три года служил Мартынка у попа; все волшебства происходят ровно в полночь (12 часов); двенадцать молодцев является, если перекинуть кольцо с руки на руку; шестёрка лошадей в расписной коляске; три раза чуть не потеряли кольцо кот и собака; три дня кот Васька сидел на берёзе и три дня сидел Мартынка без хлеба…

Традиционным для русских сказок является и образ главного героя Ивана – дурака. О дураке поют песни и частушки, дурака часто поминает пословица («Пьяный проспится, дурак – никогда»). Особого умиления перед глупостью народ не выказывает. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.

«Таскать вам не перетаскать!» - кричит Иван-дурак на похоронах. Свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя (т.е. смерти). Всем он причиняет вред, всё он делает и говорит невпопад. Это неловкий парень, недоумок. Сказка над таким смеётся. Но не над убогостью его, а над невежеством.

Другой Иван-дурак тоже на работе не надрывается. Или суётся, куда не спрашивают, или лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт («Дуракам – счастье»). Пойдёт за водой – щуку волшебную ведром из проруби вытащит. Станет пень берёзовый стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут уж он получает всё, что только пожелает – и красный кафтан, и пригожесть, и даже царскую дочку с царством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпустил щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показал и смелость, и ловкость, и смекалку.

Есть дураки-неудачники, неумехи: знаменитые Ерёма и Фома, у которых и лошадь никудышная, и лодка дырявая. За что ни возьмутся – всё у них из рук валится.

Есть дураки исполнительные: «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт». Таков у попа работник – он дверь отдельно от дома охраняет, медведя вместо коровы к скотине загоняет, а попа (жадного попа!) до нервной трясучки, а то и до могилы доводит.

И последние дураки – просто дураки, какие есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними слушатели и рассказчики вволю потешаются, чувствуя себя-то умными-преумными…

В сказке «Волшебное кольцо» Иван-дурак носит другое имя: Мартынка. К какому же виду «дураков» относится Мартынка? Проанализируем его поступки: берёт последние деньги из дому, а вместо хлеба приносит в дом собаку Журку и кота Ваську, ещё называет их своим счастьем. Целых три года проработал на попа за мешок песка, отказавшись от мешка серебра. Согласился взять у подземного царя вместо «злата-серебра и самоцветных каменьев» дешевое колечко с мизинца. А вдруг бы это колечко не было волшебным, и не появлялись бы двенадцать молодцев и не делали то, что им прикажешь. Простодушный, добрый, беззлобный, он рассказывает жене о свойствах колечка. И она его покидает, прихватив кольцо с собой.

Изображая такого «дурака», народ хотел показать, что деньгами и богатством, ложью и хитростью не измеряются настоящие ценности человека. Человек богат своим внутренним миром, своими душевными качествами. Если человек добрый, бесхитростный, готовый прийти на помощь слабому, поделиться последним, то, в конце концов, он будет за это вознаграждён самым чудесным образом. Эти волшебные чудеса вселяют надежду, придают силы и веру в хорошее. А оптимизм в жизни ещё никому не помешал.

Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным...

Конечно, сказки слушали и слушают всюду. Но теперь, чтобы познакомиться со сказками почти любого народа мира, не обязательно слушать сказочника, достаточно протянуть руку к полке с книгами. Сейчас сказки переведены на многие языки, они стали осознанно важным явлением мировой культуры, без которого она оказалась бы далеко не полной, а детство каждого из нас — лишенным чего-то важного.

Но так было далеко не всегда, и Пушкин в 1824 году в своем письме из ссылки — села Михайловского — сетовал и восхищался: «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Заключение

Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках земного шара.

Задумываясь о сходстве сказок разных народов, можно сделать такой вывод. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок.

Особенно близки по духу и содержанию русские и украинские сказки. Взять русскую сказку «Теремок» и украинскую «Рукавичка», русскую - «Мужик и медведь» и украинскую «Как крестьянин с медведем хозяйствовали» в них почти одни и те же животные и похожие ситуации. А волшебные сказки: русская - «Царевна-лягушка» и украинская «Царевна-жаба»; русская «Сивка-бурка» и украинская «Сказка про глупого Ивана»; русская «Волшебное кольцо» и украинская «Волшебный перстень»; русская «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и украинская «Дедова дочка и золотая яблонька». Даже названия этих сказок переплетаются друг с другом. И объясняется это тем, что русский и украинский народы всегда жили вместе, рядом. У этих славянских народов много общего в культуре, восприятии окружающего их мира. Испокон веков эти народы были братьями. У них был общий враг, их объединяло общее стремление к справедливости. Отсюда и сюжеты русских и украинских сказок очень похожи.

Сказки обладают огромным обаянием для всех - детей и взрослых, Их читают и рассказывают. Все охотно смотрят фильмы, в том числе и веселые мультипликации, снятые по мотивам и сюжетам сказок, слушают оперы «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», наслаждаются «Лебединым озером», «Спящей красавицей», «Щелкунчиком» и другими сказочными балетными спектаклями. Репертуары детских драматических театров насыщены спектаклями-сказками.

С огромным успехом во всем мире идут сейчас пьесы, созданные по мотивам сказок. Сказочные герои появляются в индонезийском театре теней, и ведущий актер рассказывает об их подвигах и приключениях. А во Вьетнаме герои сказки плавают и ныряют в воде во время спектаклей традиционного театра кукол на воде.

Большие живописцы тоже не обошли сказочных героев. Вспомним Васнецова или Чюрлениса, творчество которых пронизывает образность сказки. Я не говорю уже об иллюстраторах книг, которые, рисуя сказочных персонажей, волшебные предметы и сказочные царства, подарили нам целый удивительный мир зримых образов, помогающих нашему воображению, воспитывающих наш художественный вкус.

Сказочные персонажи запечатлены в камне, мраморе, деревянных барельефах. В некоторых странах Востока есть даже храмы в память персонажей сказки, в их честь устраиваются празднества.

В наши дни развивается литературная сказка. Она тесно связана с фольклорной и многое у нее позаимствовавшая.. Появились писатели-сказочники на всех континентах. Это датчанин Ханс Кристиан Андерсен, шведка Астрид Линдгрен и многие другие. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а, следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет и утешает.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным судом, природой и почитанием отцов и дедов.

Фольклор в жизни людей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в любом возрасте человека обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь, влияет на духовное развитие человека, на его фантазию. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика преимущественно используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, Пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Приобщение к народной культуре начинается с детства. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания лучших качеств человеческой души.

Используемая литература:

Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет.лит., 1988.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

Виноградов Д.С. Русский детский фольклор, кн.1. – Иркутск, 1930.

Калугин В.И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ.Лит., 1987.

Толстой Л.Н. Былины/ Переизд.Предисл. В.П.Аникина; - М.: Дет.Лит., 1984.

Русские народные сказки. Сказки братьев Гримм. Сказки Гауфа. Из серии «Детская библиотека». Том 1, М., 1992.

Энциклопедия «Аванта». Русская литература.


Приложение:

1. Диск с презентацией



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Живёт фольклор на планете Земля

Автор: Маслюк Любовь Андреевна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Стратегия Казахстана -2050 "
    ["seo_title"] => string(31) "stratieghiia-kazakhstana-2050-2"
    ["file_id"] => string(6) "164704"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422689480"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками "
    ["seo_title"] => string(98) "samoobrazovaniie-piedaghoghov-kak-odin-iz-faktorov-povyshieniia-kachiestva-raboty-s-doshkol-nikami"
    ["file_id"] => string(6) "185725"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426234195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок литературы «Моя лирика жива  одной  большой  любовью,  любовью  к  родине»  (Тема Родины в лирике С.Есенина) "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-litieratury-moia-lirika-zhiva-odnoi-bol-shoi-liubov-iu-liubov-iu-k-rodinie-tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "117937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961155"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Воспитательное мероприятие на тему:  "День единства народов Казахстана." "
    ["seo_title"] => string(75) "vospitatiel-noie-mieropriiatiie-na-tiemu-dien-iedinstva-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "211447"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431618328"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства