kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жанры деловой коммуникации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены жанры делового стиля речи. Материал можно использовать на элективных курсах по русскому языку, в качестве дополнительного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жанры деловой коммуникации»

Оренбургская область

Новосергиевский район

МОБУ «Рыбкинская средняя общеобразовательная школа»


Исследование по теме «Жанры деловой коммуникации»


Учитель русского языка и литературы Кечина Ольга Николаевна

Оглавление

1 Теоретические основы исследования 3

1.1 Определение понятий коммуникация, общение, деловая коммуникация, деловое общение 4

1.2 Жанры устной деловой коммуникации 5

Список использованных источников 11



1 Теоретические основы исследования



1.1 Определение понятий коммуникация, общение, деловая коммуникация, деловое общение 


Роль общения в профессиональной деятельности общеизвестна. Оно выступает в качестве средства выполнения определенных задач, принятия решений. Установлено, что успех людей, работающих в сфере делового общения, на 80-85% зависит от коммуникативной компетентности, умений и навыков соотносить языковые средства с задачами и условиями общения.

Общение – это динамичный многомерный процесс, характеризующийся многофункциональностью. Оно является предметом комплексного изучения представителей многих наук: философов (Л.П. Буева, Е.Г. Злобина, М.С. Каган, И.С. Кон, В.П. Панферов, Б.Г. Поршнев, В.М. Соковнин, Г.П. Щедровицкий и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ю.П. Азаров, М.Б. Заславская, А.В. Киричук, А.В. Мудрик, И.И. Рыданов, А.И. Титаренко).

Наряду с понятием «общение» в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, общей и социальной психологии, социологии, педагогике – прочно утвердилось смежное с ним понятие «коммуникация». Естественно, возник вопрос, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что содержится в понятии «общение». Данная проблема привлекла внимание многих специалистов. Сложность ее решения в том, что и общение, как уже отмечено, и коммуникация – очень широкие понятия.

В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова дана отсылка: Коммуникация. См. Общение; а общение определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективного характера», т.е. обмен знаниями или эмоциями. Известный специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» – тождественны.

Таким образом, исходя из того, что понятия «общение» и «коммуникация» и соответствующие им термины обозначают одно явление – информационный обмен в обществе, они считаются равноправными. В этом случае их содержание и значение очень широки. Б.Д. Парыгин утверждает: «Под общением надо иметь в виду не только отношения симпатии или антипатии в масштабах малой группы, но и всякое вообще социальное отношение – экономическое, политическое, поскольку оно имеет свою социально-психологическую сторону и проявляется в более или менее опосредованном контакте между людьми... Вся совокупность социальных отношений общества независимо от их масштабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми».

Отождествление категорий «общение» и «коммуникация» было бы самым легким и простым решением их соотношения, но есть опасность утратить при этом важные аспекты категории «общения», упущенные коммуникационными теориями. Обычно общение включается в практическую деятельность людей (совместный труд, познание, игра), хотя отмечается и возможность обособления общения в самостоятельную активность, удовлетворяющую потребности человека в контактах с другими людьми, т.е. коммуникационную потребность. В настоящее время различают три стороны, или три плана общения (и мы начнем с этого): а) перцептивная сторона – взаимное восприятие, стремление к пониманию мотивов поведения партнеров; б) коммуникативная сторона – обмен высказываниями, знаковыми сообщениями; в) интерактивная сторона – обмен не только словами, но и действиями согласно принятой программе совместной практической деятельности.

Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.

Деловое общение – вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.



1.2 Жанры устной деловой коммуникации


Деловое общение всегда прагматично, подчинено решению какой-либо задачи (личной, производственной, коммерческой). Поэтому одно из условий успеха в любом виде делового общения – умение вести себя в обществе, умение подать себя, правильная убедительная речь, т.е. деловое общение требует знания правил этикета и речевых формул, употребляемых при ведении беседы, на совещании, переговорах и в других речевых ситуациях.

Встретив нового человека, надо уделить ему внимание в течение нескольких минут. Чтобы поддержать беседу, надо задавать вопросы. Не исправлять ошибки или акцент собеседника. Быть всегда вежливым, корректным, выдержанным и приветливым. Помнить о своих обещаниях и не опаздывать.

В деловом общении большое значение имеет умение сесть правильно или посадить клиента, партнера в условиях беседы, переговоров или совещания. При этом различают 4 позиции:

– угловое расположение подходит для дружеской беседы, ситуации начальник – подчиненный, где угол играет роль барьера;

– кооперативное поведение – совместное действие, когда партнеры за столом садятся рядом;

– конкурирующие - оборонительная позиция, субординация, в переговорах равнозначные позиции, когда делегации рассаживаются друг против друга;

– независимая позиция, когда выбирается позиция по диагонали, противоположная остальным, свидетельствующая о собственной точке зрения, нежелании вступать в контакт.

Устная деловая речь, в которой реализуется диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п.

Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах - устной и письменной

Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо «читаемой» монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но «нечитаемая» монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма, этикетные тосты.

Владение всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию современного руководителя, менеджера.

Устная деловая речь близка к публичной речи (ораторской – выступление на собрании трудового коллектива, заседаниях, совещаниях). Это специфическая коммуникация. Основные формы устной деловой коммуникации – деловые переговоры, деловые беседы, совещания и деловая телефонная коммуникация.

В конкретных формах устной деловой коммуникации исследователи, как правило, выделяют следующие общие этапы:

– установление контакта;

– ориентация в ситуации, обсуждение вопросов, проблем;

– принятие решение;

– достижение цели;

– выход из контакта.

Для устной деловой речи в большей степени необходимо соблюдение этики делового общения:

– избегать жаргонных и тем более – оскорбительных выражений;

– уметь слушать, показывая, что вам интересно;

– говорить правильно;

– правильно произносить имена собственные;

– соблюдать «тайну» переговоров (не допускать, чтобы содержание стало известно не только тем, кому непосредственно предназначено).

Требования к устной коммуникации в деловой среде могут быть сформулированы следующим образом :

– четко определяйте цели своего сообщения;

– делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры;

– делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно;

– следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.

Таким образом, приведенные правила в равной мере должны соблюдаться как в разговоре между двумя деловыми собеседниками, так и при групповом деловом общении. В то же время их использование и конкретное проявление в деловой беседе и на деловом совещании имеет свои особенности.

Деловая беседа по телефону. Это самый быстрый деловой контакт и особое умение. Нельзя не вспомнить по этому поводу ряд высказываний: « Пока слово не произнесено, оно - узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнес его (Древняя мудрость); Я написал длинное письмо, потому что у меня не было времени, чтобы написать короткое.» (Блез Паскаль).

Значение телефонного общения трудно переоценить, так как это самый простой способ установления контакта, телексы, телетайпы, факсы лишь дополняют его. Умение деловых людей вести телефонную коммуникацию влияет на их личный авторитет и на реноме фирмы, организации, которую они представляют.

Деловое совещание. Одним из организующих моментов делового совещания является правильно составленная повестка совещания. Это, как правило, письменный документ, рассылаемый заранее участникам и содержащий следующую информацию:

– тема совещания;

– цель совещания;

– перечень обсуждаемых вопросов;

– время начала и окончания совещания;

– место, где оно будет проходить;

– фамилии и должности докладчиков, выступающих по основной информации, людей, ответственных за подготовку вопросов;

– время, отведенное на каждый вопрос;

– место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.

Когда участники совещания информированы заранее о предмете обсуждения, тогда они могут не только предварительно ознакомиться с материалами, но и продумать конструктивные предложения по решению проблем. В тех случаях, когда люди не информированы, на совещаниях высказывают мнения, нередко провоцирующие дискуссию и не способствующие принятию эффективного решения. Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), в конце рабочего дня или во второй его половине.

Пресс-конференция - это встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам. Это общепринятое и эффективное средство предоставления прессе такой информации, которая работает на паблисити фирмы, организации, личности и на поддержание необходимого уровня паблик рилейшнз. Пресс-конференцию никогда не следует собирать только для того, чтобы обнародовать документ или информацию, которую с таким же успехом можно передать с помощью пресс-релиза. Она является также эффективным средством выдачи информации, «не для протокола», когда ее не стоит распространять в печати и когда предпочтительнее личные информационные контакты журналистов с официальными лицами. Инициаторами пресс-конференций обычно выступают органы власти, организации, «важные» персоны, но они могут проводиться и по инициативе самих журналистов, заинтересованных в профессиональных комментариях тех или иных событий. Таким образом, для пресс-конференции характерна информационно-управленческая направленность, т.е. представление точки зрения фирмы (организации) на некоторую общественно значимую проблему в контексте стратегической коммуникативной политики, а также для поддержки имиджевых и рекламных целей.

Деловая дискуссия - обмен мнениями по определенному вопросу всех или отдельных участников общения. Многие деловые собрания и совещания проводятся в виде дискуссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Специально подготовленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под председательством должностного лица.

Групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целью такой дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Как правило, такого рода дискуссии спора не разрешают и не склоняют аудиторию к какому-либо единообразию действий. В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участвовать от трех до восьми-десяти человек, не считая ведущего. Основное коммуникативное средство - диалог, который каждый раз ведут только два участника. Число участников групповой дискуссии может меняться в ту или другую сторону в зависимости от запаса времени, сложности и актуальности проблемы, наличия компетентных специалистов.

Деловой спор как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу. В литературе по коммуникации нет единого понимания термина «спор», однако большинство специалистов квалифицируют его как процедуру, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой - что она ошибочна. В.И. Курбатов в книге «Стратегия делового успеха» считает, что особенностью спора является не доказательство истинности собственного тезиса, а словесное состязание, при котором каждый отстаивает свою точку зрения по тому или иному спорному вопросу. На практике споры нередко ведутся в неупорядоченных, неорганизованных формах. Вместе с тем, спору как разновидности деловой коммуникации присущи следующие характеристики:

– спор предполагает наличие по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого - оппонентом;

– участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом;

– предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом;

– различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности. Поэтому любой спор - достаточно поверхностное обсуждение спорного положения;

– позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер;

– процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений;

– борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы - конфликта мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента. Каждый довод в аргументации такого типа представляет собой отрицание довода оппонента. Характер обсуждения приобретает вид опровержения, отклонения, отрицания, неприятия, устранения;

– предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь в споре идет не о сущности, а о поверхностных характеристиках предмета;

– спор как вид деловой коммуникации не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.

Публичная речь. Это одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: «Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать» (Ж. Лабрюйер); «В речи слово - выражение мысли... и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает». (Л.Н. Толстой).

Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

Требования к публичной речи:

– речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!»;

– она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

Список использованных источников


  1.  Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Аспект пресс, 1996. – 373с.

  2. Ван Дейк, Т.А. Язык, познание, коммуникация / Т.А. Ван Дейк – М.: Прогресс, 1989. – 112с.

  3. Введенская, Л.Л. Культура и искусство речи / Л.Л. Введенская, Л.Г. Павлова // – Ростов-на-Дону, 1995. – 132с.

  4.  Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина // – М.: ИНФРА-М, 2001. – 272с.

  5. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / – М.: Высшая школа, 1988. – 319с.

  6. Граудина, Л.К. Культура русской речи / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев // – М.: Норма-Инфа, 2002. – 549с.

  7. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников // – Киров, 1991. – 142с.

  8. Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая – М.: Дело, 2001. – 477с.

  9. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения / О.М. Казарцева – М.: Флинта-наука, 1999. – 183с.

  10. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев – М.: ПРИОР, 1998. – 224с.

  11. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев – М.: 1997. – 268с.

  12. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев – М.: 1969. – 215с.

  13. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.

  14. Снелл, Ф. Искусство делового общения / Ф. Снелл – М.: 1990. – 158с.

  15. Шубин, Э.П. Языковая коммуникация и обучение языкам / Э.П. Шубин – М.: 1999. – 142с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Жанры деловой коммуникации

Автор: Кечина Ольга Николаевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "260631"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448984478"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ» "
    ["seo_title"] => string(64) "soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241992"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445356390"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства