Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая технология по методике В.Ф. Базарного.»
Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.-доктора медицинских наук.
Учитель русского языка и литературы КГУ «Коррекционная школа-интернат №1» Управления образования ВКО. Г. Зыряновск. Феденева Валентина Станиславовна.
Что дает внедрение данной технологии в учебно-воспитательный процесс для детей с легкой умственной отсталостью? Гарантированный результат улучшения состояния здоровья. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса, является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний. Для реализации задач, поставленных в ходе реализации данной методики, необходимо было приобрести оборудование для класса. А вернее изготовить его в соответствии с возрастом и ростом обучающихся. Так были изготовлены ростовые конторки, которые были установлены на парты по одной, затем поддержки для расположения на них различного рода материалов, а также картин, изображающих природу, согласно времен года. Изготовлены были также тренажеры для зрения детей, которые используются на уроках в результате чего улучшается зрение учащихся. Было изготовлено множество учебного материала. Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше, когда он подается не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приемы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Для чего нужны конторки? Дети, обучающиеся в коррекционной школе, имеющие диагноз, как и все дети, очень подвижны, в том числе и на уроках. Очень трудно удерживать правильную осанку, которая очень важна в формировании здорового человека. Применение конторок отчасти решает данную проблему. Эффективное введение в учебный процесс режима динамических поз (чередование положения сидя-стоя), которые выполняются при помощи конторок, предупреждают согбенность и нарушение осанки. Сколько ребенок может выполнять работу, стоя за конторкой, решает он сам. Для этого необходимо предоставить ребенку право выбора, он должен слушать свое тело.
Важно в течение учебного процесса сохранить зрение ребенка. Наш глаз-это сканер. Все образы, которые он «снимает» должны находиться в движении. Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.
Для выполнения упражнения с целью сохранения зрения используется плакат размером 1на 2метра, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указаны направления, по которому двигается взгляд ребенка. Применяется следующая методика выполнения упражнения:
1.Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 метров от него.
2.Дается инструктаж по движению глаз.
3.Исходное положение: указка учителя в центре плаката.
4. Выполняется следующем порядке:
- влево-вправо;
- вверх-вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5.Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6.Продолжительность упражнения 1 минута.
Такие упражнения с помощью зрительного тренажера проводятся на каждом уроке и дают ощутимые результаты в сторону улучшения зрения учащихся.
Для эффективного использования данной методики на уроках использую следующие технологии: