kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является  уроком литературного чтения раздела «Мы и природа». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют высокий уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 3 класса начальной школы. Цели урока следующие: образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий; развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме «Мы и природа». Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз по методике Базарного, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.   

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца" »

Күні Дата:_________ Сынып Класс 3

Тақырыбы:

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Типі Тип:

Мақсаты Цель:

  • выявить особенности художественного языка авторской сказки: наличие подробностей, деталей, уточнений; разнообразие лексики и сложный синтаксис;

  • проследить развитие сюжета в авторской сказке; отметить, как меняется отношение автора к главному герою в ходе развития действия;

  • обнаружить сходство сюжетных линий и композиционное сходство авторской и народной сказки на примере сравнительного анализа сказки Д. Мамина-Сибиряка и русской народной сказки «Кот и лиса»;

  • развивать воображение и речь учащихся;

  • прививать интерес к чтению сказок.



Әдістері Методы:

информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, практический.

Көрнекілігі

Оборудование:

  • ноутбук;

  • презентация;

  • книги с произведениями Д. Мамина-Сибиряка;

  • карточки с заданиями для работы , иллюстрации животных;

  • цветные сигнальные карточки - лепестки, клей-карандаш, маркеры, мягкая игрушка заяц.



Сабақтың барысы:

Ход урока:

1.Ұыймдастыру кезеңі.Организационный этап.

Звучит музыка



- У лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Пойдет направо - песнь заводит

Налево - сказку говорит…

- Что в самом начале жизни слышит от своей мамы малыш? Конечно сказки. Сказки идут с нами по жизни, помогают справляться с трудностями, верить в хорошее.

– Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим знакомство со сказками.





2.Ой қызметінің белсенділігін ояту .Активизация мыслительной деятельности.

Игра «Ответь на вопрос»


- Кого выловил Емеля из проруби?
Дети.
- Щуку.
Учитель.
- Как звали девочку с голубыми волосами?
Дети.
- Мальвина.
Учитель.
- В кого превратился гадкий утенок?
Дети.
- В прекрасного лебедя.
Учитель.
- Мальчик- луковка?
Дети.
- Чиполино.
Учитель.
- Хозяин дома в Простоквашино?
Дети.
- Дядя Федор.
Учитель.
- Какой ключ получил от черепахи Буратино?
Дети.
- Золотой.
Учитель.
- «Умывальников начальник и мочалок командир?».
Дети.
- Мойдодыр.
Учитель.
- Кто живет в избушке на курьих ножках? 
Дети.
- Баба- Яга.
Учитель.
- Кто был другом крокодила Гены?
Дети.
- Чебурашка.
Учитель.
- Как звали трех поросят?
Дети.
- Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.
Учитель.
- Как звали героиню, у которой были хрустальные туфельки?
Дети.
- Золушка.


3.Бұрынғы білімді жандандыру. Актуализация прежних знаний.

Работа в паре

Задание: Соедините название произведения и автора.

Задание детям дается на карточках; пара, выполнившая задание, поднимает соединенные руки

И.Алтынсарин «Умный мальчик».

Г.Х.Анедерсен «Принцесса на горошине».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Братья Гримм «Король Дроздобород».

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Проверка по слайду

– Что общего в этих произведениях? К какому жанру относятся?

(Сказки)

– Какая сказка «лишняя»?

(Русская народная сказка)

– Как называются остальные?

(Авторские)

– Давайте вспомним, на какие три группы делятся сказки?

(Волшебные, бытовые, сказки о животных)

– Мне кажется, что иллюстрации к сказкам перепутаны.

Работа в паре

Задание: Определите, к какой группе относятся сказки?

Задание детям дается на карточках

Волшебные: «По щучьему велению», «Мороз Иванович».

Бытовые: «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка».

О животных: «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса».

Проверка по слайду

Самооценка


– Поднимите руки те, у которых все выполнено правильно. Я рада за вас.



4.Жаңа тақырыпты түсіндіру.Изучение нового материала.

– Автор сказки, с которой мы познакомимся, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Слайд 5

Портрет
писателя

Из биографии Д. Мамина-Сибиряка

Известный русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин (Мамин-Сибиряк – это псевдоним) родился в Сибири, на Урале, в семье священнослужителя. В доме было много книг, и любовь к чтению зародилась еще в раннем детстве. За свою жизнь Д. Мамин-Сибиряк написал более 150 произведений для детей, но одно из самых известных его произведений – сборник «Аленушкины сказки». Их писатель сочинял и рассказывал перед сном своей любимой дочери, с рождения оставшейся без матери. «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь», – говорил Мамин-Сибиряк. Если пожелаете, вы сможете прочитать другие сказки: «Серая шейка», «Сказочка про козявочку», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост» и другие.


Прослушивание «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» в записи.

Запись представлена в комплекте с презентацией

Слайд 6

Иллюстрации к сказке сопровождаются ее звукозаписью

Проверка эмоционального восприятия

– Продолжите следующие предложения:

Меня рассмешило то, что…

Мне понравилось то, что…

Меня взволновало то, что…

Меня обрадовало то, что…

Слайд 7

Дан текст задания

– Просигнальте с помощью цветного веера, к какому виду сказок относится «Сказка про храброго Зайца».

Слайд 8

Дано задание, каждому виду сказок соответствует свой цвет: желтый – волшебные сказки, зеленый – бытовые,
фиолетовый – о животных

Физкультминутка



Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.


Слайд 9

Заставка

– Вспомните, какие части есть в тексте?

(Завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

– Прочитайте сказку самостоятельно, найдите эти части.

Слайд 10

Дана схема для анализа

Чтение вслух

– Просигнальте, какая иллюстрация относится к завязке?


Слайд 11

Иллюстрации к сказке – в цветных рамках. Дети с помощью веера показывают цвет подходящей иллюстрации

Чтение первой части

– Как вы поняли выражение «душа в пятки»?

– Где сказано о том, как тяжело жилось зайчику со страхом?

– Какими словами автор говорит о том, как долго боялся зайчик?

– Почему он крикнул о том, что никого не боится?

Чтение второй части

Дети читают «по цепочке»

– Какое полное имя Зайца?

– Почему его так странно звали?

– Это имя присвоено ему от рождения?

– У других зайцев были похожие имена?

– Почему только у этого такое длинное имя?

– Как постепенно расхрабрился Заяц? Почему?

Чтение третьей части

– Покажите с помощью веера иллюстрацию к кульминации. | Cлайд 11

Задание: Найдите в тексте фразеологизмы и объясните их значение.

(Язык примерз. Задал стрекача. Выскочить из собственной кожи. Выбился из сил. Гонится по пятам. Замертво свалился)

– В каких ситуациях они применены в тексте?

Чтение четвертой части

Дети читают по абзацам

– Почему же волк убежал? (Непонятное, неизвестное – страшно).

– Каких различных зайцев автор упоминает в начале сказки?

– Почему он в конце их называет одинаково? Как?

(Все зайцы, остальные зайцы)

– Какие события и переживания заставляют забыть о различиях?

– Что это за «баю-баю-баю» говорит автор в конце сказки?


Работа в группах

Задания для групп даны на карточках

Слайды
12 – 15

1. Выберите из пословиц и поговорок, подходящие по теме к сказке:

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Знает кошка, чье мясо съела.

Ворон за море летал, а умней не стал.

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики.

Выйти сухим из воды.

И пчела летит на красный цветок.

Слайд 12

По слайду происходит проверка ответов учащихся

2. Найдите и соедините фразеологизмы, характеризующие Зайца-труса и Зайца-хвастуна.

Язык точно примерз. Задал стрекача.

Задирать нос. Ворона в павлиньих перьях.

Мурашки по спине бегают. Бросать слова на ветер.

Собственным ушам не верят. Ни жив, ни мертв.

Слайд 13

По слайду происходит проверка ответов учащихся


3. Определите, какому животному подходят данные эпитеты?

Картинки с изображением животных дети вклеивают
к подходящему эпитету

Хитрый как… Трусливый как… Голодный как… Неуклюжий как…

Трудолюбивый как… Медлительный как… Упрямый как… Изворотливый как… Болтливый как… Молчаливый как…

Слайд 14

По слайду происходит проверка ответов учащихся

4. Найдите в словаре синонимы к слову «храбрый».

Слайд 15

– Проследите по тексту изменение имени Зайца.

– Почему автор изменяет имя Зайца?



Иллюстрирует ответы учащихся

5.Жаңа тақырыпты бекіту.Закрепление нового матери5.Жаңа тақырыпты бекіту.Закрепление нового материала

Сравнение народной сказки с авторской

– Дома вы читали русскую народную сказку «Кот и лиса». В чем схожесть сказки «Кот и Лиса» со «Сказкой про храброго Зайца»?

Композиция такая же четкая, похожая сюжетная линия, использование пословиц, поговорок, фразеологизмов

– Во второй части сказки найдите глаголы, помогающие описать приход зайцев.

(Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…)

– Зачитайте глаголы, которые показывают, как смеялись зайцы.

(Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старухи зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга)

– Подобные перечисления действий мы встречали в народных сказках, например, сказка «У страха глаза велики» (стр. 54), третий абзац.

Учитель зачитывает фрагмент

– А теперь вернемся к последнему абзацу «Сказки про храброго Зайца». Прочитайте, как хихикнули зайчата?

– Какими были старые зайцы?

– Есть ли подобные уточнения в народных сказках?

– Обратите внимание, сколько строчек занимает это предложение? Встречали ли вы такие длинные и сложные предложения в народных сказках?



6.Жаңа білім мазмұның меңгерту . Проверка усвоения материала.

– А теперь вспомним различия авторской сказки от народной и добавим только что открытые нами.

Автор

Конкретное лицо

Народ

Форма

Письменная

Устная

Вариативность

Внесение изменений не допускается

Возможны несколько вариантов

Время создания

Известно

Определить невозможно

Ограничения по жанру

Не ограничивается определенным жанром; может включать черты и волшебной сказки, и сказки о животных, и бытовой, и даже фантастику

Ограничивается определенным жанром:

  • волшебная;

  • бытовая;

  • о животных

Язык сказки

Сложные и длинные предложения с уточнениями, подробностями, деталями

Четкий и простой, с устойчивыми оборотами: фразеологизмами, пословицами, поговорками

Отношение автора к событиям, главному герою

Нет



Слайд 16

Иллюстрирует ответы
учащихся


Работа с лентой времени

– Как вы разместите портреты писателей: Льва Толстого, Николая Носова и Д. Мамина-Сибиряка на ленте времени?

Слайд 17

Иллюстрирует ответы
учащихся

Тест: - Какому герою принадлежат эти предметы: шляпа, шпага, сапоги, перья?
1) Коту в сапогах;
2) Буратино;
3) Красной шапочке;
4) крокодилу Гене.
Дети.
1.
Учитель.
- Среди этих цветов есть и те, которые собирала падчерица из сказки «Двенадцать месяцев»:
1) ландыши;
2) подснежники;
3) васильки;
4) ромашки.
Дети.
2.
Учитель.
- Как звали домоправильницу в семье Малыша?
а) фрекин Чок;
б) фрекин Бок;
в) Мери Поппинс;
г) Матильда.
Дети.
2. 
Учитель.
- Кто нашел копеечку и купил на базаре самовар?
а) Винни Пух;
б) Карлсон;
в) Муха- Цокотуха;
г) Незнайка.
Дети.
3. 
Учитель.
- Кому принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно»?
а) котенку по имени Гав;
б) старухе Шапокляк;
в) коту Леопольду;
г) Чебурашке.
Дети.
3. 
Учитель.
- В какой стране Буратино выращивал золотые монеты? 
а) в Сране Обзеьян;
б) в Стране Дураков;
в) в Зазеркалье;
г) в Стране Нехоженных Троп.
Дети.



7.Үй тапсырманы түсіндіру.Объяснение домашнего задания.

Детям на выбор предлагается выполнить одно из заданий:

1. Придумай продолжение к сказке.

2. Измени сюжет сказки.

3. Придумай свой рассказ или сказку с похожим сюжетом.

8.Сабақтың қоытындысы .Рефлексия.Подведение итогов урока.

Дети встают в круг, передают игрушку-зайца и делятся своими впечатлениями от урока, настроением.

В конце урока учитель благодарит детей за работу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца"

Автор: Арямнова Татьяна Геннадьевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства