kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе по методике В.Ф. Базарного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающих технологий В.Ф.    Базарного в начальной школе. Смена динамических поз, использование массажных    ковриков, офтальмотренажёр, пальчиковая гимнастика дают положительные результаты в профилактике        заболеваний учащихся после первого года обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе по методике В.Ф. Базарного.»










Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе по методике В.Ф. Базарного.



Автор:Завертайло Е.А.






Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе по методике В.Ф. Базарного.


Забота о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил.

Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует большой двигательной активности, что связано с его возрастными физиологическими потребностями. И это необходимо учитывать в работе с детьми. Очень важно правильно сочетать умственную и физическую нагрузку.

Давать образование ребенку, это не только пичкать его всевозможными формулами и правилами, это еще и дать ему понятие, что он человек, который может быть не только образованным, но и здоровым. Здоровый ребенок — здоровое будущее!

Общество требует новых подходов к обучению и воспитанию учащихся. Перед школой стоят задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельности, активного деятельного начала, развитие и воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации, саморазвитию.

В настоящее время государство предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью.

Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:

1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;

2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;

3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.

В Концепции Модернизации Российского образования, в нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последнего времени одним из приоритетных направлений в образовании учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся - необходимый фактор успешности в обучении. Только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении.

По статистике 80 % – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12% – 15% учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22% – 25%. К четвёртому  классу число практически здоровых детей резко снижается.

Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно - позитивном стремлении к его совершенствованию.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

Дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение является физиологической потребностью. От недостатка движения замедляется развитие. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.

В настоящее время встала проблема, как дать качественное образование, сохранив здоровье детей, ведь учебный план школы, традиционные методики и технологии обучения не позволяют в полной мере решить эти задачи.

Основной целью на данном этапе является достижение высокого уровня качества обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.

Укрепить здоровье учащихся можно только через правильную организацию учебного процесса. Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни. Для этого нужно строить весь учебный процесс так, чтобы дети, приобретая знания, не теряли здоровье. Этому способствует использование в учебном процессе методики В.Ф. Базарного «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». 

Её целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эту цель можно достичь посредством реализации следующих задач:

осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;

  1. соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учащихся на уроке;

  2. организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

В своей педагогической деятельности я использую методику В.Ф.Базарного.

Учебные занятия я провожу в режиме смены динамических поз. В гимназии используется специальная ростомерная мебель – парты и конторки. Часть урока учащиеся сидят за партой, а другую часть – стоят за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма. 

Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает «синдром склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления зрительного анализатора, сохраняя его оптимальную работоспособность и нормальное функционирование.

Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно - сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для снятия нагрузки на глаза, профилактики нарушений зрения я использую гимнастику для глаз.  В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно - телесную и зрительную координацию, развитие внимания и быстроты реакции использую офтальмотренажер, который представляет собой схему зрительных траекторий в максимально возможную величину, расположенную на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Результатами таких упражнений являются развитие общей и зрительной координации, развитие зрительно - моторной реакции.

На уроке я применяю расслабление «пальминг» - прикрытие глаз ладонями. Надо растереть ладонь о ладонь до появления приятного тепла, легко положить ладони на глаза, скрещивая на лбу. При этом глаза надо закрыть на 20-30 секунд.

Ещё одно упражнение для расслабления глаз, которое нравится учащимся, заключается в следующем. Находясь недалеко от окна, учащиеся переводят взгляд от вытянутой руки на предметы, которые находится далеко за окном.
Мои уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые размещаю в любой точке класса. Это способствует переключению зрения на различное расстояние.

Овладение письмом начинается с работы в прописях простым карандашом. Со второго полугодия первого класса дети пишут перьевыми ручками. По методике Базарного, ребенок должен писать под ритм своего сердца. Перьевая ручка формирует каллиграфический почерк, учащиеся не испытывают перенапряжения мышц руки, так как нет нажима при письме. Развитию каллиграфического навыка и формированию почерка способствует курс внеурочной деятельности «Каллиграфия».

Обязательным моментом на уроках должна быть пальчиковая гимнастика. В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковую гимнастику можно совмещать с рефлексией.

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

  1. Мизинец.  Какие знания, опыт я сегодня получил?

  2. Безымянный. Что я делал и чего достиг?

  3. Средний. Какое у меня настроение?

  4. Указательный. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

  5. Большой. Что я сделал для своего здоровья?

Развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие детской речи. Учащиеся учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

При работе за конторкой учащиеся используют коврик для массажа подошвенной поверхности стопы. У каждого ребёнка коврик ручной работы, соответствует размеру стопы. Массаж стоп уменьшает вероятность развития плоскостопия, имеет оздоровительный эффект на весь организм в целом, так как на стопе находится проекция всех органов.

Большую роль в здоровьесберегающей технологии играют комнатные растения. Они не только украшают  кабинет,  делают его уютным, но и положительно влияют на здоровье детей. Человеку нужно восстановить прерванную связь с природой. Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать  ядовитые вещества и улучшить воздух в комнате, поэтому в моем кабинете растений много. Все растения собраны в фитомодуль. Есть растения, которые являются фильтрами для очищения воздуха и растения, которые способны бороться с болезнетворными бактериями.

Применение методики В.Ф.Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний учащихся уже после первого года её использования. Заметно сократилась заболеваемость детей в осеннее – зимний период. Они активны, работоспособны, лучше усваивают учебный материал.

Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе - это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно - гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективнее управлять познавательной деятельностью учащихся, сохраняя и укрепляя здоровье детей.

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование.

Я считаю, что не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровые дети – это залог успешного обучения. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога.



ЛИТЕРАТУРА 
1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике / В.Ф. Базарный. – Сергиев Посад, 1995.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

1-4 классы. М. «ВАКО» 2004.

3.Шестрякова О.Б. Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в работе учителя начальных классов // Совушка. 2018. N1(11).



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе по методике В.Ф. Базарного.

Автор: Завертайло Елена Анатольевна

Дата: 22.09.2019

Номер свидетельства: 520489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(151) "zdorov-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока по литературному чтению "Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-d-mamin-sibiriak-skazka-pro-khrabrogho-zaitsa"
    ["file_id"] => string(6) "193321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427626531"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства