kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательный материал по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихоправила

                       Имя существительное                         

То чудная часть речи

Все приметы привечает,

НА вопросы КТО? и ЧТО?

Предметы отвечают.

Небо, звезды, листопад,

Книга, карта, лимонад,

Восток и Запад - части света,

Сахар, сладости, конфеты.

Зелень, желтизна, белила,

Которыми стены я в доме белила.

В спорте: выступленья, эстафеты…

Все это  мы зовем  ПРЕДМЕТЫ.

          Предложение                                     

              Я о чем-то сообщаю.

           Спрашиваю или побуждаю.

           Грамматической основой обладаю,

           Законченный смысл воплощаю,

           Завершенной интонацией привлекаю.

           Основную  единицу общения представляю.             

Служебные  части  речи

                  Чтоб слова друг другу  подчинять,

                  Тебе предлоги нужно брать,

                  Для   связи слов и предложений

                  Бери союзы без сомнений.

                  Новый смысл словам стремится

                  Дать трудолюбивая частица.

                  Чтобы форму изменить,

                  Нам пригодится

                  Маленькая умная частица.

                                       Междометие

                        Я никогда не изменяюсь

                   И членом предложения не являюсь,

                   Но иногда бывает так,друзья,

                   Другие части речи заменяю я!

                   Междометия, друзья,

                   Повторяю нынче я.

                   Ах, ура, увы и тьфу…

                   Я без вас не проживу.

                   Заблудился я в лесу,

                   Закричу: «Ау!»-найдут.

                   Если я скажу: «Ура!»

                   Все друзья меня поймут.

Имена  существительные  общего рода          

Коль он вещи разбросает,

Его неряхой  окрестим,

Она рыдать не прекращает,

Имя плаксы ей дадим.

Он  плачет и плачет,не замолкает,

Плаксой  его  теперь  назовем,

Никогда она вещи не убирает,

Имя  неряхи мы ей даем.

Выскочки и злюки,

Вояки, неряхи,

Непоседы, плаксы

И работяги.

И мальчиков, и девочек

Так частенько зовут,

Ведь  существительные общего рода

На помощь нам всегда придут.

Склонение имен существительных

Папа, мама и семья

В конце имеют А и Я.

Это первое склонение

Вы запомните,друзья,

Завод и гений, здоровье и мнение,

Конь и село, собранье и дом,

Кто же со вторым склонением,

Ребята, из вас не знаком?

Лошадь, мышь, рожь, мысль, мать и дочь-

Всегда на мягкий знак увидишь ты слова.

Женского рода  и ПЛОЩАДЬ, и НОЧЬ

Третьего склоненья не нарушай права.

Что десять слов на –мя

И слово ПУТЬ

РАЗНОСКЛОНЯЕМЫ,

Ты не забудь.

Кофе, метро, депо и пальто,

Купе, портмоне, шоссе и плато

И в родительном, и в предложном,

И в творительном падеже

Сохраняют начальную форму,

Конечно, всегда и везде.

Гласные в суффиксах

Коварными гласные в корне бывают,

Множество правил учить заставляют.

Гласные дали всем нам задание,

Выучить правила.

Согласные в корне очень важны,

Мы вовремя суффикс увидеть должны.

А главное, что ударение

Должны учить мы без сомнения,

К тому ж проявите терпение,

Чтоб слова понять значение

Еще вам дано поручение-

Запомнить слова-исключения..                          

Если гласный выпадает,

Суффикс  -ЕК- его теряет.

Был замочек - нет замочка,

Значит, пишем  -ЕК- ,и точка!

-ИК-  себя  не уважает,

Букву И не отпускает.

Домик –домика, смотри,

Сохраняет букву И.

-ЕЦ- и  -ИЦ-  тут как тут,

С –ЕК- и –ИК-  пример   берут.

        -ЫВА-,-ИВА- тяжелы на подъем,

       Их мы в первом лице глагола найдем.

       Первое лицо на –ЫВАЮ,-ИВАЮ кончается,

      -ЫВА-,-ИВА- в других формах сохраняются,

      Если первое лицо на –УЮ,-ЮЮ кончается,

      Тогда –ОВА-,ЕВА- в глагольных формах встречается.

          Соединительные  гласные  О  и  Е          

      О и Е слова соединяют.

      Но разные согласные они выбирают.

      Добрая и ласковая Е

      Стоит после шипящих и Ц.

      Мягкие согласные не устает любить.

      В сложных словах с ними будет дружить.

      После  твердой  согласной  первого слова

      Гласная  О стоять готова.

Согласные  в  приставке и суффиксе

                    Буквы Ж,С и З доверяют только Ч,

                    Не забудь, что Д и Т  тоже любят букву Ч.

                    Встретив в слове их, спеши,

                    Смело суффикс –ЧИК- пиши.

                   После этих  букв –ДА! Да!-  

                   -ЩИК –не пишем никогда

                         После основ на Ч,Ц и К

                    Всегда используй суффикс –К-.

                    Если прилагательное может

                    И полным,и кратким быть,

                    При образовании его от существительного

                    Стоит тоже –К- применить.

                          Приставки на согласные

                    С буквами играют,

                    Они в слове букву И

                    В  Ы превращают.

                    Но из правила приставки

                    СВЕРХ- и МЕЖ- исключают,

                    КОНТР- и ДЕЗ- к ним добавляют,  

                    После них они всегда

                    Букву И сохраняют,

                    После же гласных, будь начеку,

                    В слове опять  И я найду.      

  Ь и Ъ

Для смягчения согласных

В конце слова я стою.

Слову новое значенье

Иногда я придаю.

Гол в игре я забиваю,

Голь - я бедных называю.

Все поставил он на кон,

Ну а мне лишь нужен конь.

Шалуна мы ставим в угол,

Топить печь возьмем мы уголь.

Согласным мягким в середине

Тоже нужен мягкий знак.

Мальчик снял зверька со  льдины,

Потому что он смельчак.

Окуньки, леньки  гуськом

В серенький заплыли дом.

В дом,украшенный резьбой,

Гости  ввалятся  гурьбой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал по русскому языку »








































Аравиди О.И.





Занимательный материал по русскому языку
































































Пояснительная записка

Учение - это серьезный труд , но это не

исключает внесения в него игровых элемен-

тов.Материал в занимательной форме всегда

интересен детям. Такой материал помогает

лучше усвоить темы, изучаемые на уроках.

Стихоправила - правила в стихах - запомина-

ются детьми легко и быстро. Они помогают

вспомнить и выучить правила.





















Имя существительное

То чудная часть речи

Все приметы привечает,

НА вопросы КТО? и ЧТО?

Предметы отвечают.


Небо, звезды, листопад,

Книга, карта, лимонад,

Восток и Запад - части света,

Сахар, сладости, конфеты....


Зелень, желтизна, белила,

Которыми стены я в доме белила.

В спорте: выступленья, эстафеты…

Все это мы зовем ПРЕДМЕТЫ.














Предложение

Я о чем-то сообщаю.

Спрашиваю или побуждаю.

Грамматической основой обладаю,

Законченный смысл воплощаю,

Завершенной интонацией привлекаю.

Основную единицу общения представляю.

Сложным предложение бывает,

Когда две или три мысли заключает.

Если обе части друг другу равны,

Сложносочиненным назвать его должны.

Части союзами соединяются,

Которые сочинительными называются.

Если одна часть другой подчиняется

И подчинительным союзом присоединяется,

То сложноподчиненным оно считается.

Если меж частями союз уберем,

То бессоюзным его назовем.











Служебные части речи

Чтоб слова друг другу подчинять,

Тебе предлоги нужно брать,

Для связи слов и предложений

Бери союзы без сомнений.

Новый смысл словам стремится

Дать трудолюбивая частица.

Чтобы форму изменить,

Нам пригодится

Маленькая умная частица.

Междометие

Я никогда не изменяюсь

И членом предложения не являюсь,

Но иногда бывает так ,друзья,

Другие части речи заменяю я!

Междометия, друзья,

Повторяю нынче я.

Ах, ура, увы и тьфу…

Я без вас не проживу.

Заблудился я в лесу,

Закричу: «Ау!»-найдут.

Если я скажу: «Ура!»

Все друзья меня поймут.









Имена существительные общего рода

Коль он вещи разбросает,

Его неряхой окрестим,

Она рыдать не прекращает,

Имя плаксы ей дадим.

Он плачет и плачет ,не замолкает,

Плаксой его теперь назовем,

Никогда она вещи не убирает,

Имя неряхи мы ей даем.

Выскочки и злюки,

Вояки , неряхи,

Непоседы, плаксы

И работяги.

И мальчиков, и девочек

Так частенько зовут,

Ведь существительные общего рода

На помощь нам всегда придут.














Склонение имен существительных

Папа, мама и семья

В конце имеют А и Я.

Это первое склонение

Вы запомните ,друзья,

Завод и гений, здоровье и мнение,

Конь и село, собранье и дом,

Кто же со вторым склонением,

Ребята, из вас не знаком?

Лошадь, мышь, рожь, мысль, мать и дочь-

Всегда на мягкий знак увидишь ты слова.

Женского рода и ПЛОЩАДЬ, и НОЧЬ

Третьего склоненья не нарушай права.

Что десять слов на –мя

И слово ПУТЬ

РАЗНОСКЛОНЯЕМЫ,

Ты не забудь.

Кофе, метро, депо и пальто,

Купе, портмоне, шоссе и плато

И в родительном, и в предложном,

И в творительном падеже

Сохраняют начальную форму,

Конечно, всегда и везде.








Гласные в суффиксах

Коварными гласные в корне бывают,

Множество правил учить заставляют.

Гласные дали всем нам задание,

Выучить правила .

Согласные в корне очень важны,

Мы вовремя суффикс увидеть должны.

А главное, что ударение

Должны учить мы без сомнения,

К тому ж проявите терпение,

Чтоб слова понять значение

Еще вам дано поручение-

Запомнить слова-исключения .. .

Если гласный выпадает,

Суффикс -ЕК- его теряет.

Был замочек - нет замочка,

Значит, пишем -ЕК- ,и точка!

-ИК- себя не уважает,

Букву И не отпускает.

Домик –домика, смотри,

Сохраняет букву И.

-ЕЦ- и -ИЦ- тут как тут,

С –ЕК- и –ИК- пример берут




-ЫВА-,-ИВА- тяжелы на подъем,

Их мы в первом лице глагола найдем.

Первое лицо на –ЫВАЮ,-ИВАЮ кончается,

-ЫВА-,-ИВА- в других формах сохраняются,

Если первое лицо на –УЮ,-ЮЮ кончается,

Тогда –ОВА-,ЕВА- в глагольных формах встречается.

Соединительные гласные О и Е


О и Е слова соединяют.

Но разные согласные они выбирают.

Добрая и ласковая Е

Стоит после шипящих и Ц.

Мягкие согласные не устает любить.

В сложных словах с ними будет дружить.

После твердой согласной первого слова

Гласная О стоять готова.













Согласные в приставке и суффиксе

Буквы Ж,С и З доверяют только Ч,

Не забудь, что Д и Т тоже любят букву Ч.

Встретив в слове их, спеши,

Смело суффикс –ЧИК- пиши.

После этих букв –ДА! Да!-

-ЩИК –не пишем никогда

После основ на Ч,Ц и К

Всегда используй суффикс –К-.

Если прилагательное может

И полным ,и кратким быть,

При образовании его от существительного

Стоит тоже –К- применить.

Приставки на согласные

С буквами играют,

Они в слове букву И

В Ы превращают.

Но из правила приставки

СВЕРХ- и МЕЖ- исключают,

КОНТР- и ДЕЗ- к ним добавляют,

После них они всегда

Букву И сохраняют,

После же гласных, будь начеку,

В слове опять И я найду.



Ь и Ъ


Для смягчения согласных

В конце слова я стою.

Слову новое значенье

Иногда я придаю.

Гол в игре я забиваю,

Голь - я бедных называю.

Все поставил он на кон,

Ну а мне лишь нужен конь.

Шалуна мы ставим в угол,

Топить печь возьмем мы уголь.

Согласным мягким в середине

Тоже нужен мягкий знак.

Мальчик снял зверька со льдины,

Потому что он смельчак.

Окуньки, леньки гуськом

В серенький заплыли дом.

В дом ,украшенный резьбой,

Гости ввалятся гурьбой.










Имя прилагательное

****

Очень знать желательно,

Что такое прилагательное ?

Прилагаюсь я к предметам,

Называю их приметы:

Добрый лев и злая кошка,

Бежит песчаная дорожка,

Паровоз спешит железный

По игрушечной дороге,

Вот тебе совет полезный,

Ты прими его ,любезный:

Знать всем обязательно,

Что такое ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

****

Очень добрая часть речи-

Изменяюсь я ,друзья,

Потому и согласуюсь

С существительными я.

И род , и падеж ,и число

Изменяю в угоду я им,

Сделать то мне очень легко,

Горжусь умением своим.

*****



Качественные прилагательные


У качественных прилагательных

Есть степени сравнения обязательно,

Краткую форму они образуют,

Вес, размер и цвет характеризуют.

*****

Качества и свойства

Есть у всех.

Если в большей степени,

То ждет успех.

Если в меньшей степени

Умный ,добрый ты,

Исправляйся быстренько,

И сбудутся мечты.

А качественные прилагательные нам всегда верны,

На свойства и на качества указывают они.


Относительные прилагательные

Относительные имена прилагательные

Особые, весьма очаровательные.

Материя, количество, место нахождения,

Вес ,и длина ,и мера - вот их значения.

Краткой формы у них не отыскать,

Степеней сравнения не подобрать,

Антонимов никогда к ним нельзя подыскать,

И с наречием ОЧЕНЬ нельзя их сочетать.





Части слова


Слову КОРЕНЬ смысл дает,

Его значенье выражает.

Только корень помогает

Понять, что слово означает.

Приставки и суффиксы к ним подбежали,

Бережно корни под руки взяли,

Новым значеньем их наградили,

Речь человека обогатили.

Чтоб корню новый смысл придать,

Приставку иль суффикс придется нам взять:

Летчик, вылет, недолет

Произошли от корня –ЛЕТ-,

Был просто ЛЕС ,а стал ЛЕСОЧЕК,

ПЕРЕЛЕСКОМ стал ЛЕСОК,

КОТ- КОТИЩЕМ,

СВЕТ- СВЕТЛО,

ПОДОКОННИКОМ - ОКНО…

Сколько новых слов ,однако,

Нам придумать суждено.







Обращение


Для деток камнем преткновения

Стало коварнейшее ОБРАЩЕНИЕ.

В начале, в конце предложенья стоит,

А то в середину влезть норовит,

Чаще живое лицо называет,

Но к примерам иной раз взывает.

Запятыми чаще всего выделяются обращения,

Восклицательным знаком - в начале предложения.

Если при обращении частица О встречается,

То на письме запятой не отделяется.

Может обращение совсем одиноким быть,

Может с зависимым словом дружить.

Но учти: ТЫ и ВЫ к обращению

Не имеют никакого отношения.

Они никого никогда не называют,

В предложении подлежащими бывают.

А коварное и таинственное обращение

Никогда не является членом предложения.






Притяжательные прилагательные


Что и кому должно принадлежать,

Поможет нам оно понять.

Лисий хвост и мальчишечья сеть,

У медвежьей берлоги сидит медведь,

Сестрин платок и отцов пиджак,

В рыбачьем поселке живет рыбак.

Имя числительное

«Первый, пять, десятый, сто»-

Он считал стремительно,

А для счета, мой дружок,

Уму нужно числительное.

Предметов количество нам указать,

Порядок при счете их соблюдать,

Цифры словами чтоб записать,

Имя Числительное надо всем знать.

Местоимение

Вместо имени я

Всегда вам укажу, друзья,

На количество, предметы,

На их разные приметы:

Тот, он, другой и то,

Самый, всякий,все и что.

Тот, который, весь и вы,

Себя, никто, ни с кем, они,

Кто-то, чей, какой и мы…

Местоимения знаешь ты.


Глагол

Он по страницам книг гуляет,

Действие и состояние он называет:

Стихи сочиняет ,задачи решает,

Утром зевает, днем отдыхает,

А на досуге кроссворды решает,

Хлеб покупает, гол забивает,

Книгу листает и даже читает.

А иногда на рояле играет.

Цветы поливает, с собакой гуляет,

Друзей на прогулке часто встречает.

И даже однажды дрова наколол

Нужный ,полезный, важный ГЛАГОЛ.

*****

Вид совершенный сделал, сказал,

Взял и веревку узлом завязал,

Время прошедшее он применил,

С будущим тоже глагол он сдружил:

Съем, сочиню, конфликт разрешу,

Вымою пол и задачу решу.

А настоящее время отставил,

Несовершенному виду оставил.

Несовершенный делает, вяжет,

Скачет ,желает, по парку гуляю.

Плачет, страдает, любит, мечтает,

Прошедшее время подчас приглашает.

Смотри - смотрел, летел и горел,

В прошедшем времени брал и сидел.


Вводные слова

Зачем нужны нам вводные слова?

Чтоб чувства наши выразить сполна.

Порядоки мыслей на бумаге передать,

Источник сообщения указать.

Уверенность, сомненье, точно знаю,

Я тоже вводным словом выражаю.

КОНЕЧНО, МОЖЕТ БЫТЬ, ВО-ПЕРВЫХ,

ПО СООБЩЕНЬЮ РАДИО, друзья,

И К СЧАСТЬЮ,К СОЖАЛЕНЬЮ, НЕСОМНЕННО-

Все вводных слов трудолюбивая семья.

Членами предложения они не являются,

А запятыми всегда выделяются.

Обращение

Ах, какое невезенье:

Вдруг исчезло обращение…

Как теперь друзей назвать?

Как мне в гости их позвать?

Как к сестре мне обратиться

Со словом ласковым «сестрица»?

Как сказать: «Страна моя,

Очень я люблю тебя!»

Нет без всякого сомнения,

Жить нельзя без обращения!

Его цени ,оберегай,

Нужным знаком выделяй!






Знаки препинания


Я - ЗАПЯТАЯ, фигура кривая!

Без меня не обойтись ,как не крутись!

В повествовательном предложении

ТОЧКУ в конце без сомнения!

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК!

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК!

Каждый из нас детям друг ,а не враг!

В сложном предложении нужны детворе

ТОЧКА С ЗАПЯТОЮ ,ДВОЕТОЧИЕ и ТИРЕ!

Предложенье завершаю,

На продолженье намекаю,

Не нужны вам знаки прочие,

Вполне всем хватит МНОГОТОЧИЯ!

КАВЫЧКИ, как птички,

Мелькают на страничках…

Мы цитату «закавычим»,

Речь прямую ограничим!

СКОБКИ нужны для выделения

В речи вводного предложения!








Спряжение глаголов


С безударными окончаниями глаголы на -ИТЬ

Во второе спряжение надо включать,

Кроме глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.

Вот примеры: губить и точить.

Строить и рушить, лечить и сорить.

А еще топить, учить.

*****

Одиннадцать глаголов-исключений

Готовы нам дать ряд наставлений:

СМОТРЕТЬ глубоко,ВИДЕТЬ счастливых,

И НЕНАВИДЕТЬ злых и строптивых,

ЗАВИСЕТЬ от таланта и уменья,

И не ТЕРПЕТЬ ничьего унижения.

ВЕРТЕТЬСЯ ,как белка,пока есть силенка,

Но не ОБИДЕТЬ случайно ребенка.

Доброго СЛЫШАТЬ,а злого ГНАТЬ,

Полною грудью вольно дышать,

Голову гордо в несчастье ДЕРЖАТЬ.





****

Все глаголы на -ИТЬ,

Кроме БРИТЬ и СТЕЛИТЬ,

Ко второму спряжению

Мы должны относить.

И исключенья нельзя забывать:

Семь глаголов на -ЕТЬ и четыре на - АТЬ.

Причастие

Бегущий –который бежит, знающий –тот ,кто знает…

Причастие несколько слов собой заменяет,

На а еще признак по действию обозначает.

Действительным и страдательным, конечно ,бывает,

То в настоящем, то прошедшем времени выступает.

То совершенный, тот несовершенный вид принимает.

Имеет род и число, по падежам легко изменяется,

То есть,как прилагательное,всегда причастие склоняется,

Страдательное в полной и краткой форме употребляется,

У действительных же только полная форма встречается.

Имя существительное обогащает,

Определением почти всегда бывает,

Если же в краткой форме дано,

То стать сказуемым может оно.





Части речи

Назвать все предметы, действительно,

Может только имя существительное.

Признаки предметов назвать безотлагательно

Поможет нам ,конечно, имя прилагательное.

Порядок предметов и количество их

В предложениях и сложных, и простых

Назвать мы можем решительно,

Используя имя числительное.

Чтоб заменить имена числительные

Прилагательное и существительное,

Нужно взять без всякого сомнения

Разные разряды местоимения.

Чтоб обозначить действие или состояние,

Я часть речи верную нашел.

Она ,ребята, называется

Как все помните, глагол.

Отвечая на вопросы:

Где, когда, куда и как?

Получаю я ответы:

Впереди, вчера и так.

Я использую часть речи,

Которую зовут наречие.




После шипящих услышишь о-

Под ударением пиши в корне Е.

Если же слово изменишь,

Букву Е на Е ты сменишь.

Желтый-желтели поля,

Черный –чернела земля.

Чередующиеся гласные в корне


СТ и Щ дружили с А,

А С влюбилась в О…

И корни –РАЩ- и –РАСТ-,друзья,

Пишите только с буквой А.

А в –РОС- пишите О,

Другого, братцы,не дано.

А в КОС(н) - КАС(а)

Суффикс А созвучен с А.

Той,что в корне стоит,

Хоть как О она звучит№

Это правда а не ложь,

Пишите только –ЛАГ- и -ЛОЖ-.

О перед Ж,перед Г –а

В словах вы встретите всегда.




Деепричастие


Деепричастием себя называю,

Добавочное действие обозначаю,

На вопрос КАК? Отвечаю,

Совершенного и несовершенного вида бываю,

Сказуемое-глагол поясняю7

В предложении обстоятельством себя являю.

Наречие

Никогда я не меняюсь,

Я совсем не изменяюсь.

Рядом с глаголом

Стою я частенько:

Пишем КРАСИВО.

Идем ПОМАЛЕНЬКУ.

Прилагательным подчиняюсь,

Совсем как глаголам,

Ты всегда ОЧЕНЬ быстрый

И СЛИШКОМ веселый.

От существительных завишу я реже,

О том никогда, дружок, не забудь:

Чтение ВСЛУХ, а рубашка НАВЫПУСК,

От гордости КОЛЕСОМ чья-то грудь.

*****

Обозначаю часто-часто место я и время,

Образ действия всегда друзьям я подскажу.

Причину,цель со мной найдете вы непременно,

На степень признака легко вам укажу.


Словосочетание


Главное слово потому так зовется,

Что т него вопрос задается.

Зависимое слово на вопрос отвечает,

Главное его обогащает.

Был просто «родник»,стал «родник ледяной»,

Была просто « дружба»,стала « дружба с тобой».

Не просто «блуждает»- «блуждает в потемках»,

«Котенок»-вдруг враз стал « игривым котенком»,

И мало теперь нам слова звучания,

Слова подружились, став слов сочетанием.

Ищи сочетания слов ты с терпением,

Поймешь красоту и смысл предложения.

А если приложишь побольше старания,

Поставишь,как надо ,и знак препинания,

Из двух или нескольких слов состою,

Более богатую характеристику всему даю.

Связь между словами крепкая действительно,

Называется она подчинительной.

Это управление и согласование,

И ,конечно же, связь по смыслу - примыкание.






Орфография


Иду по лабиринту,

Правила учу.

К корням безударным

Проверку ищу.

Если же проверить

Корень не смогу,

Слова я запомню,

Иль в словаре найду.

*****


Трещотка, обжора , шофер,

Шов ,шорох и шок, и мажор,

Шомпол, жокей и чащоба,

Шорты, шоссе и трущобы-

После шипящих писать надо О,

Запомнить хоть эти слова нелегко!

Жокей в капюшоне съел шоколад,

Изжога замучит, боржоми он рад,

А чопорный, чокнутый шорник

Залез с перепугу в крыжовник.

И этот список трудных слов

Пусть выучить готов!







Члены предложения


В семействе членов предложения

Настоящее столпотворение.

Чтобы узнать ,в каком оно настроении,

Подлежащее ищет определение.

Коварное дополнение

Покорило определение,

Перед собой его поставило,

На свои вопросы отвечать заставило.

От слов в форме косвенных падежей

Определение трепещет всего сильней.

Подлежащее сказуемое не огорчает,

На его вопросы кто? и что? отвечает,

И само ему вопросы посылает:

Что делать? Что сделать? его вопрошает.

Но у сказуемого есть друзья:

Разных обстоятельств дружная семья.

У сказуемого интерес ко всему:

Куда? , как? , зачем?, почему?













Члены предложения

Сказуемое подчинило и дополнение,

Управляет им без стеснения

Дружат члены предложения:

Определение с дополнением;

Обстоятельства сказуемое уточняют,

В предложении его сопровождают;

Дополнения сказуемому помогают,

С кем?,кому?,о чем? Отвечают.

Только подлежащему никто не подчиняется,

От службы ему все уклоняются.

Но сжалилось бедное определение,

Встало перед подлежащим ему в утешение.

На вопросы чей? и какой? отвечает,

Признак подлежащего обозначает.

Конец у истории очень простой:

Теперь в предложении мир и покой.

Главные и второстепенные члены вместе,

Каждый нашел себе нужное место.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Занимательный материал по русскому языку

Автор: Аравиди Ольга Ивановна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Программа уроков развития по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(46) "proghramma-urokov-razvitiia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405849339"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "дидактический материал.Русский язык.Шарады. "
    ["seo_title"] => string(47) "didaktichieskii-matierial-russkii-iazyk-sharady"
    ["file_id"] => string(6) "233301"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443040199"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102142"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402481354"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное занятие по русскому языку  "Волшебный квадрат""
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoiezaniatiieporusskomuiazykuvolshiebnyikvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "291777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства