kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания для обучающей открытой олимпиады по русскому языку и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка заданий для проведения открытой олимпиады по русскомуц языку и литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для обучающей открытой олимпиады по русскому языку и литературе»

Уважаемые участники Обучающей открытой олимпиады

по русскому языку и литературе!

Вы – первые, кто принимает участие в олимпиаде такого формата!

Мы подготовили для вас интересные задания обучающего характера на определение уровня языковой и литературной компетенции, общей культуры, умения создавать собственный творческий продукт и произносить ораторскую речь!

Уверены, что ваши знания и умения, талант и эрудиция, начитанность и красноречие, трудолюбие и ИКТ-компетентность помогут вам презентовать риторические тексты, обогатят олимпиадное и конкурсное движение творческими находками, новыми идеями и формами контактов.

Формат участия в Обучающей открытой ученической олимпиаде по русскому языку и литературе может быть разный: выполнение заданий в классе, дома, в Интернет-режиме и т. д. Выбор вам поможет сделать учитель.

Текст ораторского выступления может быть заслушан учителем очно, а также по телефону, с помощью видеосвязи, например, во время веб-конференции или с использованием программы Skype (продолжительность риторических текстов – до 3-х минут). Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора). Хороший ритор – это человек, защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.

Вы самостоятельно выполняете задания в течение трёх часов. В понедельник вы обращаетесь к педагогу-наставнику за консультацией по решению заданий. Во вторник на сайте Донецкого института последипломного образования www.ippo.dn.ua будут размещены образцы ответов на задания олимпиады в разделе «Олимпиады. ГИА» (Решение заданий ІІ этапа ученических олимпиад 2014-2015 учебного года). Вы сможете вместе с педагогом-наставником провести совместный анализ ошибок, допущенных в ходе выполнения заданий, и составить перспективный план самообразования.

По вашему желанию оценки за выполненные задания могут быть выставлены в журнал.

Желаем вам творческого вдохновения, хорошего настроения и только позитивных эмоций в ходе работы над заданиями первой Обучающей открытой олимпиады по русскому языку и литературе!


С Древней Греции, с Эллады
Взял пример и новый век.
Возродил олимпиады
Современный человек.
И для тех, кто в мире знаний
Ум, смышленость показал –
Олимпийские медали,
Олимпийский пьедестал.


Итак, начинаем!


ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЗАДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ОТКРЫТОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

2014-2015 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

8 класс

1-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1.1. Расставьте ударения в выделенных словах (10*0,5=5 баллов).

Феномен звонит по средам,

Приняв договор по годам,

Он отдал экспертам эскорта

Ходатайство аэропорта.

1.2. Найдите в «Словарном ящике» 12 слов с двойными согласными в корне и на стыке корня с суффиксом или приставкой (6 баллов).


э

н

и

ц

ц

а

с

м

е

ю

п

ж

г

й

ч

с

а

т

г

р

ж

а

ф

в

о

л

л

л

е

ё

л

с

а

р

г

р

а

с

ш

л

о

т

и

й

и

в

с

ь

ы

р

т

т

п

п

в

а

м

е

б

ь

ь

с

я

р

в

м

л

о

б

а

л

л

а

ч

а

к

н

н

а

ъ

ъ


1.3. Образуйте от данных глагольных пар все возможные формы причастий. (1,5 б.) Укажите особенности их образования. (1,5 б.) Сделайте морфологический разбор одного из причастий (2 б.) (5 баллов):

Решать – решить, разучивать – разучить.


1.4. Сделайте фонетический разбор слов: счастливый, отзвук. (6 баллов).


1.5. Укажите троп, который используют авторы этих строк (2 б.), дайте его краткое толкование (2 б.) (4 балла):

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок.

(Н.А. Некрасов)

Злость еще пуще глупила неумное его лицо.

(Л.М. Леонов)


1.6. Продемонстрируйте свой круг чтения. Установите, кому принадлежат следующие крылатые выражения (4 балла):

1. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. 2. Блажен, кто смолоду был молод. 3. Безумству храбрых поем мы песню. 4. Не хочу учиться, хочу жениться.  5. Свежо предание, а верится с трудом. 6. Герой нашего времени. 7. А все-таки она вертится. 8. Быть или не быть – вот в чем вопрос.


2-й уровень (2 задания по 20 баллов = 40 баллов)


2.7. Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите индивидуально-авторские сравнения. Подумайте над их смыслом. Почему именно такой видится обида? Создайте метафорический портрет-миниатюру обиды (2-3 предложения) (20 баллов)


Горами лежат камни обид

В недрах моей души.

(Татьяна Лаврова)

Обида! Как голодная волчица,

Грызёт и гложет сердца рану.

(Вероника Высоцкая)

Как скрипку, я держу свою обиду.

(Арсений Тарковский)

Еще обиду тянет с блюдца

Невыспавшееся дитя…

(Осип Мандельштам)


2.8. Используя прием звукописи, попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный) на тему "Колокола" (3-5 предложений). (20 баллов)


3-й уровень. Творческое задание

(1 задание – 20 баллов: 14 (литература), 6 (язык))

3.9. Прокомментируйте высказывание А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». (0,5-0,75 стр.)

Не забудьте продемонстрировать круг своего чтения.


4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)


  • Самый выдающийся из моих учителей.

  • Как научиться правильно заниматься (учиться).

  • Как ладить с родителями.

  • Как провести с пользой досуг.

P.S. Всего 100 баллов

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЗАДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ОТКРЫТОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

2014-2015учебный год


РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

9 класс

I-й уровень (5 заданий = 30 баллов)


    1. Задание: найдите 12 слов, иллюстрирующих правило «Правописание о, е(ё) после шипящих» (6 б.); найдите лишнее слово (1 б.) (7 баллов).


Н

А

Р

У

Ц

А

Г

В

Л

О

К

Б

С

Й

К

Р

К

А

Ж

Р

О

Ч

К

Н

Е

Р

Н

И

Е

Р

Е

О

О

Х

Ы

Д

П

Ч

Щ

Т

Ш

Ч

К

Ж

Ы

А

Е

О

Ы

У

В

Е

О

Ш

П

В

В

В

П

Е

Ч

В

Е

Р

В

Ы

М

П

Д

О

Н

В

И

Н

Й

З

В

О

Н

И

Ы

Д

Ы

М

О

Ч

Е

К

К

Й

Ш

О

К

О

Л

А

Д

К

А

М

П

А

К

Н

О

Ш

У

Д

1.2. Выполните задание, ответив на вопросы (6 баллов).

Сколько словообразовательных цепочек можно построить из данных слов? Проиллюстрируйте свой ответ. (4 б.) Какие слова не войдут в словообразовательные цепочки? (1 б.) Объясните, почему (1 б.):

пустота, пусто, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустеть, опустелый, опустошительный.


1.3. Решите лингвокультурологическую задачу, ответив на вопросы после прочтения стихотворения Б. Окуджавы (6 баллов):

- Как вы понимаете смысл выражения «вот оно, святое наше воинство»?

- Почему, даже не став победителем, «умрешь как человек»?


Совесть, благородство и достоинство —

вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.


Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Б. Окуджава

1.4. Охарактеризуйте данное предложение (5 баллов)


ВС прил. сущ. глаг. нар. нар. нар.

Как сообщают очевидцы, новый дом строят споро, быстро, с огоньком.

1.5. Назовите троп, который преобладает в отрывке из произведения И.С. Тургенева «Бежин луг» (3 б.), выпишите примеры (3 б.) (6 баллов):


«Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; сталь­ные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обознача­ли ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом крас­ные, золотые потоки молодого, горячего света...».


2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов).

2.6. Пожалуй, ничто так мгновенно не прибли­жает нас к нашим далёким предкам, как сказ­ки. Язык сказок хранит много тайн и загадок. Они мучают нас с детства, но зачастую оста­ются неразгаданными на всю жизнь. Не будем мучиться и попробуем кое-что разгадать. Объясните выделенные слова в следующих фразах: «Ой, ты, гой еси, добрый молодец…» (5 б.), «Сивка-Бурка, вещая каурка» (5 б.), «Ну и как не вспомнить напарника Бабы-яги по разным пакостям — Кощея Бессмертного» (10 б) (20 баллов)


2.7. Проанализируйте стихотворение М.Ю. Лермонтова Молитва (20 баллов).

Молитва

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…


3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов: 14 (литература), 6 (язык))

3.8. Создайте фанфик* по мотивам вашего любимого произведения. (0,5-0,75 стр.)


*Фанфи́к  — любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов...


4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)


  • Мой любимый город Донецк.

  • Книги, которые я перерос.

  • Книга, научившая меня многому.

  • Лучший фильм этого года.

  • Чем определяется интеллигентность в языке?

  • Способы расточить свою молодость.

  • Хорошее и плохое в телевидении.



P.S. Всего 100 баллов


ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЗАДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ОТКРЫТОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

2014-2015 учебный год


РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

10 класс

1-й уровень (4 задания = 30 баллов)

    1. Определите тип формы и синтаксическую роль каждого имени прилагательного в предложениях из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Отметьте устаревшие формы, утраченные современным литературным языком. (10 баллов).

  1. Что ж? Тайну прелесть находила / И в самом ужасе она: / Так нас природа сотворила, / К противуречию склонна.

  2. А счастье было так возможно, / Так близко!...

  3. Архивны юноши толпою, / На Таню чопорно глядят / И про нее между собою / Неблагосклонно говорят.

  4. Богат, хорош собою, Ленский / Везде был принят как жених.

  5. Морозна ночь, все небо ясно; / Светил небесных дивный хор / Течет так тихо, так согласно…/ Татьяна на широкий двор / В открытом платьице выходит, / На месяц зеркало наводит, / Но в темном зеркале одна / Дрожит печальная луна.


1.2. Объясните значение выделенного в тексте слова. Что вы знаете о происхождении этого слова? В каком устойчивом сочетании оно обычно употребляется? (5 баллов).


Аркадина. Ты такой талантливый, умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России… О, тебя нельзя читать без восторга! Ты думаешь, это фимиам? Я льщу? Ну, посмотри мне в глаза… посмотри… Похожа я на лгунью? (А.Чехов. Чайка).


1.3. Решите лингвистическую задачу (5 баллов).

Сравните две стихотворные цитаты; обратите внимание на выделенные части. Одинаково ли синтаксическое и смысловое строение выделенных частей?


Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

(A.C. Пушкин. Телега жизни)


Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,

Был невыносим мне.

Он крался бок о бок

И думал: «Ребячья зазноба. За ним,

К несчастью, придется присматривать в оба».

(Б. Пастернак. Марбург)


1.4. Выполните задание (10 баллов).

Арабская поговорка гласит: «И по заглавию можно судить о книжке». Назовите произведения русской литературы (с указанием авторов), в заглавия которых вынесены: имя персонажа, проблема произведения. (10 и более правильных ответов – 10 баллов)


2-й уровень (2 задания по 30 и 10 баллов = 40 баллов)

2.5. Проанализируйте стихотворения М.Ю.  Лермонтова «Родина», ответив на вопросы и выполнив задания (30 баллов).

Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Вопросы и задания

1. Дайте толкование слов «родина» и «отчизна». В чем поэт видел разницу между этими словами? В какой части раскрывается образ родины? Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль? Какие чувства задействуются при описании образов родины? Какова их роль в раскрытии темы? (2 балла).

3. Что такое композиция? Какова композиция стихотворения? (1,5 балл).

4. Сформулируйте главную мысль стихотворения? (1 балл)

5. Что изучает синтаксис? Как раскрывается основная мысль первой части на синтаксическом уровне? Из скольких предложений состоит вторая часть стихотворения? Какова их роль? (2 балл)

6. Что изучает пунктуация? Рассмотрите первое предложение с точки зрения пунктуации. (2 балла)

7. Что изучает лексика? Как влияет лексика на раскрытие основной мысли данного произведения. (1,5 балл)

8. Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов. (2 балла)

9. Что изучает морфология? Какая часть речи преобладает в первой части? (1,5 балл)

10. Что такое инверсия? Какова её роль в предложении? Найдите в первом предложении инверсию. (1,5 балл)

11. С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд. (1 балл)

12. Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»? Почему обычную проселочную дорогу поэт именует ПУТЕМ? В каком фразеологизме встречается это слово? (2 балла)

13. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»? Случайно ли береза не одинока? (1 балл)

14. Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, соломой, резные ставни? (1 балл)

15. Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом? (2 балла)

16. Какие объекты говорят о приближении человека? (1 балла)

17. Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница? Произвести морфемный разбор слов мужик – мужичок. (2 балла)

18. В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись. (2 балла)

19. Сравните обе части стихотворения. Чем отличаются две части этого стихотворения? (1 балл)

20. Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? В чем особенности патриотизма Лермонтова? (2 балла)


2.6. Назовите пять Нобелевских лауреатов в области литературы (5 б.) и одно из их самых известных произведений (5 б.) (10 баллов).


3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов: 14 (литература), 6 (язык))

3.7. Напишите сочинение. Не забудьте продемонстрировать круг чтения!


«Вопросы, заданные человечеству войной»

«Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

«Спор поколений: вместе и врозь»

«Без корня и полынь не растет» (Вл. Даль)

«Чем люди живы?»

«Слова, в которых бьётся пульс нашего времени»

4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)


  • Что значит прогрессивное воспитание.

  • Современные бонвиваны: кто они?

  • Новая пьеса, которую каждый должен посмотреть.

  • Насколько честной должна быть реклама.

  • Что способствует воспитанию вкуса в языке?

  • Какое место в вашей жизни занимает поэзия?



P.S. Всего 100 баллов

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЗАДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ОТКРЫТОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

2014-2015 учебный год


РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

11 класс

1-й уровень (5 заданий = 30 баллов)

  1. Решите лингвистическую задачу (4 балла).

В романе «Защита Лужина» Владимира Набокова отец диктует сыну учебный текст (диктант), в том числе и это предложение:

«Это ложь, что в театре нет лож». Далее процитируем: «И сын писал, почти лежа на столе... и оставлял просто пустые места на словах «ложь» и «лож».

О каких пустых местах идет речь в данном отрывке?


  1. Назовите фигуры речи, которые встречаются в данных отрывках (6 баллов).

Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,

Тревожная — весны младые грезы.

Там — солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь — и гром, и, молния, и слезы...

(А.А. Фет)

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством...

(М.Ю. Лермонтов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный совет­ник? Почему именно титулярный советник?

(Н.В. Го­голь)


3. Выполните задание (5 баллов).

Составьте сложноподчинённое предложение, состоящее из главной и придаточной части со значением условия, придаточная часть расположена перед главной. (2 б.) Сделайте его полный синтаксический разбор. (3 б.)


4. Выполните задание (5 баллов).

Образуйте от данных глагольных пар все возможные формы причастий. (1,5 б.) Укажите особенности их образования. (1,5 б.) Сделайте морфологический разбор одного из причастий (2 б.):

Открывать – открыть, покорять – покорить.

5. Назовите литературные источники (с указанием автора) крылатых выражений (10 баллов).


Мы почитаем всех нулями, / А единицами — себя.

Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Человек — это звучит гордо!

Как бы чего не вышло.

И вечный бой! Покой нам только снится.

В карете прошлого далеко не уедешь.

Всё пройдет, как с белых яблонь дым.

Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

Рукописи не горят.

 2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов)

2.6. Дайте культуроведческий комментарий к слову «дурак» (20 баллов).

 2.7. Прочитайте стихотворение Беллы Ахмадулиной, дайте ответы на вопросы и выполните задания (4 * 5 б. = 20 баллов).

  1. Бьют часы, возвестившие осень:

  2. Тяжелее, чем в прошлом году,

  3. Ударяется яблоко оземь —

  4. Столько раз, сколько яблок в саду.

  5. Этой музыкой внятной и важной,

  6. Кто твердит, что часы не стоят?

  7. Совершает поступок отважный,

  8. Но будто бездействует сад.

  9. Все заметней в природе печальной

  10. Выраженье любви и родства,

  11. Словно ты — не свидетель случайный,

  12. А виновник её торжества.

1973

  1. В русской поэзии второй половины XX века лирика Б. Ахмадулиной за­нимает значительное место, а, перечисляя женщин-поэтов, её имя мы назовём одним из первых. Познакомьтесь с мнением журналиста Павла Белицкого: «Поэзию Беллы Ахмадулиной знают и любят многие. Число её пок­лонников вполне сопоставимо с числом читателей поэзии вообще, хотя, смею думать, не все те, кто назовёт Ахмадулину лучшим из ныне живущих российских поэтов, читают стихи и знают о современной русской поэзии что-либо кроме этого. Есть знаковые фигуры, в чьих стихах вдохновение целого поколе­ния... Ахмадулина давно уже стала едва ли не олицетворением поэзии, и в этом есть справедливость». Как вы понимаете выражение знаковые фигуры! Почему, по мнению журналиста, Ахмадулина для многих стала олицетворением поэзии? (5 б.)

  2. Прочитайте строку 1. Знаете ли вы выражение бьют часы! В каком значении оно использовано здесь? Предположите, о каких часах идёт речь? Как вы понимаете общий смысл этой строки? Прочитайте строки 1-4. Понятна ли вам развернутая метафора, использованная автором? Передайте значение наречия оземь (устаревшее, поэтическое) предложно-падежным сочетанием. Как вы думаете, почему в этом году яблоко тяжелее ударяется оземь! Как вы представляете себе картину, «нарисованную» поэтом? (5 б.)

  3. Прочитайте 5-6 строки. Как вы думаете, о какой музыке идёт речь? Почему она названа внятной и важной! Подберите синонимы прилагательному внятный. Переведите его на родной язык. Понятно ли вам, КТО твердит..! Передайте своими словами общий смысл вопроса, заключенного в этих двух строках. Прочитайте строки 5-8. Опираясь на смысл уже прочитанных строк, постарайтесь объяснить, какой поступок совершает сад. Почему он назван отважным! Подберите этому прила­гательному синонимы, переведите его на родной язык. Почему сказано, что сад бездействует! Как вы представляете себе то, о чём пишет автор? (5 б.)

  4. Прочитайте строки 9-12. Как вы думаете, почему природа названа печальной! Кто испытывает чувства, о которых говорится в десятой строке? Кого поэт называет местоимением ты! Как вы понимаете выражение виновник торжества! Опишите чувства, которые вызывают у вас прочитанные строки. (5 б.)


3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов: 14 (литература), 6 (язык))

 

3.8. Напишите небольшое эссе (0,75-1,25 стр.) на одну из предложенных тем:


«Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира

«Что такое культурная память? Может ли существовать общество без культурной памяти?»

«Оправдание есть, утешения нет» (М. Булгаков)

«Ритм нашей жизни – долг» (А. Блок)

«Жить – значит участвовать в диалоге» (М. Бахтин)

«Совесть, благородство и достоинствовот оно, святое наше воинство…» (Б. Окуджава)


Не забудьте продемонстрировать свой круг чтения.


4-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)


  • Можем ли мы назвать наш век веком поэзии или веком прозы?

  • Моя совесть и я.

  • Что же такое свобода выбора?

  • Семья или карьера?

  • Как чувствовать себя счастливым.

  • Терпимость – редкое достоинство.

  • Тот, кто не может быть студентом колледжа.

  • Недостатки выпускной системы (экзаменов).

  • Образованный человек – полезный человек.

  • Что значит для меня свобода.


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Задания для обучающей открытой олимпиады по русскому языку и литературе

Автор: Ефремова Ирина Владимировна

Дата: 05.01.2017

Номер свидетельства: 375670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка по теме "Олимпийские игры" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-olimpiiskiie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "122283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414174927"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "«Интерактивная образовательная среда : модель организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве»."
    ["seo_title"] => string(159) "intieraktivnaia-obrazovatiel-naia-srieda-modiel-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-sovriemiennom-obrazovatiel-nom-prostranstvie"
    ["file_id"] => string(6) "267328"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450357059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства