kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательный потенциал на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учеными доказано, что современном образовании основная цель направлена на целостное развитие личности школьника, которая реализуется через единство обучения и воспитания. А поскольку большую часть времени в школе ребенок проводит на уроках, то обучение и воспитание должно главным образом проводиться на уроке. Именно уроки оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика, обладают уникальными возможностями влиять на становление практически всех качеств личности учащихся. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал на уроках русского языка»

Использование воспитательного потенциала на уроках русского языка.

Г. Л. Чепкасова, учитель начальных классов первой категории.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лобановская средняя школа», с. Лобаново, Пермский район, Пермский край.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, текст, виды деятельности, способы, приемы, технологии, стиль общения, ситуация успеха.

Учеными доказано, что современном образовании основная цель направлена на целостное развитие личности школьника, которая реализуется через единство обучения и воспитания. А поскольку большую часть времени в школе ребенок проводит на уроках, то обучение и воспитание должно главным образом проводиться на уроке. Именно уроки оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика, обладают уникальными возможностями влиять на становление практически всех качеств личности учащихся. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика.

Урок – это часть жизни ученика и часть процесса формирования его личности. При этом на уроке воспитывающую функцию играют и содержание учебного материала, и организация урока, характер деятельности школьника, методы и приемы обучения, средства обучения, оценочные суждения учителя, его личность, педагогический такт и отношения, которые складываются между учителем и учащимися. Таким образом, воспитательные задачи являются важным и неотъемлемым элементом каждого урока.

Богатый материал для воспитательной работы на уроке дает содержание текстов учебника «Русский язык». Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс, требующий постоянного поиска. Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика.

При работе по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (упр. 178, 4 класс), где изображены апрельские разливы рек и озер и по картине К.Юона «Мартовское солнце», где сияющее, словно сказочная голубая чаша, небо и яркое мартовское солнце, воспитываю любовь к родной природе через слово, живопись, бережное отношение к миру природы. В упр. 57, 4 класс, дети знакомятся с описанием памятника и проникаются чувством гордости за свой народ. При работе с древнерусскими текстами приобщаю к культуре своего народа. А в упр.256, 4 класс, дается отрывок из былины. При анализе этого текста воспитываю любовь к русскому народу, к его истории, корням и желание отстаивать рубежи своей страны.

Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи, на которых мы пишем сочинения, изложения, сказки, рассказы. При написании изложения по упр. 162 «Спасение уточки», развиваю любовь к животным, воспитываю гуманизм, ответственность человека перед собой и людьми. Сочинение - творческая работа, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое. Особенно удачными в этом смысле оказываются темы о труде и героях труда, о школе, о животных, о родном селе или городе, о героях войны, о будущем. В упр. 228 в 4 классе по рисунку дети пишут сочинение «Собака – друг и помощник». Во время беседы воспитывается любовь к животным, желание оказать помощь, развивается наблюдательность, самостоятельность. В текстах на стр. 114 дети знакомятся с обычаями спорта у греков.У детей формирую сознательное отношение к здоровому образу жизни, ценности физического здоровья. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах урока.

Большое внимание уделяю методам работы на уроке. Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это, конечно, проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку тщательно продумываю свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций. Чаще использую подводящий или побуждающий диалог.

Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов и заданий, вытекающих один из другого, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся, если же это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Кто думает иначе?»). Например, на уроке русского языка в 4 классе по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании» предлагаю классу выполнить следующие задания: запишите слова: подарок, дареный, родной и др.; поставьте ударение; подчеркните безударные гласные. - Что интересного заметили? Сколько в классе мнений? Почему так получилось? Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике. Такой диалог развивает логику, дети учатся помогать друг другу, что воспитывает чувство товарищества, выполнять принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения).

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяю для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок. Задание может быть не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. В 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» к словам: друг, любовь, … подбирают проверочные слова. - Каким способом вы проверяли написание этих слов? - А теперь запишите слова: праздник, сердце, чувство, честный и др. - Каким способом вы их проверите? - Какие буквы требовали проверки? Вы смогли их проверить данным способом? (Нет). - Почему? (Не знаем способа проверки.) Сформулируйте тему урока. После окончания диалога вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха. Учащиеся участвуют в общей беседе, ищут ответ на поставленный вопрос, сотрудничают с учителем, одноклассниками или конкретным партнёром.

Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенной качеств обучающихся. На уроке ввожу элементы групповой работы. Например: при изучении темы «Второстепенные члены предложения», каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в группе. При этом работа по группам способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей. Важным условием является то, что ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого, формируется само- и взаимооценка и критическое мышление.

Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – воспитание любви к родному языку, к Родине. Для этого я использую метод проектов. Проектная деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека. Часто использую метод проектов при работе с устным народным творчеством, со словарными словами, крылатыми выражениями, фразеологизмами. Например, детьми создается проект по теме «Глаголы в пословицах и поговорках». Дети выбирают пословицу, анализируют ее, делают вывод. Затем сочиняют или подбирают к пословице подходящий текст. При данном виде работы у детей развивается самостоятельность, уверенность в своих силах.

При отгадывании загадок дети выступают в роли исследователя, творческого человека. При выполнении таких заданий ученикам предоставляется возможность размышлять, самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы, отстаивать свою точку зрения. Я прислушиваюсь к каждому высказыванию ребенка, ищу в нем рациональное зерно.

Важную роль отвожу работе с информацией. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, использовать информационно-компьютерные технологии, ставить цель и планировать свою работу. Расширяется кругозор и словарный запас ребенка.

Для развития у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память, в своей работе использую дидактические игры. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Большинство дидактических игр требует не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, корректности, терпеливости, умения соблюдать правила игры. Такие игры как «В библиотеке», «В магазине», требуют умения вступать в диалог, использовать вежливые слова, способствуют формированию у школьников таких нравственных качеств, как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство сотрудничества и товарищества, т. е. развиваются его коммуникативные способности. К тому же игра положительно влияет на формирование и сплочение коллектива.

Ввожу в урок элементы ТРИЗа. Такие задания развивают творческое мышление, внимание и память, упорство, умение не отступать от цели. ТРИЗ - технология помогает избежать однообразия на уроках, вносить новые формы деятельности и повышает познавательную активность учащихся.

На своих уроках придерживаюсь стиля педагогической поддержки Коротко охарактеризовать мои отношения с учениками можно так: я люблю ученика, понимаю его, принимаю таким, каков он есть, помогаю ему. Динамику достижений ребенка сравниваю не с успехами других, более сильных, учеников, а с его собственным продвижениям. При этом учащийся познает радость своего собственного успеха, а успех издавна считался важнейшим стимулом учения.

При этом стиле образовательного общения на первое место выходят поощрения в виде похвалы. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Младшие школьники любят, чтобы их хвалили, ставили в пример. На уроке нередко складываются такие ситуации, когда вдруг происходит «прорыв»у не совсем успешного ребенка. Это важно не пропустить и отметить. И тогда у него происходит прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, в ситуации успеха чаще оказываются сильные ученики, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников создаю искусственно. Для этого использую дифференцированный подход к обучению, в учебном материале нахожу трудное и легкое, важное и менее важное, интересное и непривлекательное. Слабым детям для начала предлагаю легкий материал, чтобы ребенок познал радость успеха, поверил в свои силы.

Проанализировав свою деятельность, изучив нормативные документы образования, опыт коллег, пришла к выводу, что для реализации воспитательного аспекта урока русского языка в полном объеме необходимо:

- тщательно подбирать тексты для работы;

- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;

- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока, используя воспитательные возможности данного этапа;

-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов на уроке с учетом воспитательных направлений;

- использовать на уроке разные виды контроля и самоконтроля, оценки и взаимооценки, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

-применять разные способы оценивания, постоянно создавая ситуацию успеха для каждого ученика;

-проводить на каждом уроке этап рефлексии не только по учебной деятельности, но и в воспитательном аспекте.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательный потенциал на уроках русского языка

Автор: Чепкасова Галина Леонтьевна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(60) "vospitatelnyi_potentsial_urokov_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "606544"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1652260457"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitatelnyi_aspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_v_usloviiakh_realizatsii_trebovani"
    ["file_id"] => string(6) "642431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702655573"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств. "
    ["seo_title"] => string(73) "uroki-russkogho-iazyka-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "110644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406356858"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства