Просмотр содержимого документа
«"Волшебство лингвистической сказки"»
Куйбышевский район, с. Куйбышево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
основное общее образование, 5-6 классы
«Волшебство лингвистической сказки»
(районный конкурс «Инновационная мозаика», номинация «Инновационные идеи в организации внеурочной деятельности»)
составила
Штенская Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
2022 год.
Пояснительная записка.
Переход на образовательные стандарты второго поколения определяет существенные изменения и в системе образования. В связи с этим особые требования предъявляются именно к личности учителя и его педагогической деятельности. Подход, при котором действовала схема «учитель рассказал –обучающийся выучил и воспроизвел», теперь не является актуальным.
Сегодня задача любого педагога - формирование и развитие способностей обучающихся, а именно творческих. Каждый ученик должен научиться самостоятельно определять учебную проблему, выстраивать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать свой полученный результат. Таким образом, главное для учителя сегодня – научить ребенка учиться. Программой по русскому языку предполагается освоение учащимися лингвистическим материалом. Без сомнения, современного школьника мало что может удивить, а тем более заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными и неинтересными, снижают желание и интерес к изучению темы и предмета в целом. Педагоги-филологи ищут различные пути, чтобы сосредоточить внимание и заинтересовать своих учеников. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это «мёртвый» груз. Порой и в учебниках по русскому языку преобладает сухость, абстрактность изложения грамматического материала – всё это создает в учащихся эмоционально-негативное отношение к грамматике. Поэтому в процессе формирования грамматических понятий и навыков необходимо работать с восторгом, живо, интересно, с использованием различных видов наглядности и схем, интерактивных методов и приемов. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создавать разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Всегда легче запомнить то, что интересно. Заинтересовать учеников изучать русский язык могут лингвистические сказки.
Лингвистическая сказка - это сказка с необычным содержанием, превращает обычный урок - в урок-сказку. Школьники вместе с ее героями путешествуют по стране Языкознания, проходят через различные испытания, помогая им в трудных ситуациях. Сказку школьники готовы слушать, рассказывать, обсуждать. Их захватывает сюжет, они с неподдельным интересом следят за действиями необычных героев, за развитием событий, делают собственные открытия и обобщения. Новые лингвистические понятия и термины, которые обозначают, становятся для школьников доступными и понятными. Объяснение лингвистического материала через сказку дает возможность разбудить и заинтересовать даже равнодушного ученика. Оригинальная и необычная сказка поможет интересно изучать тему, создать проблемную ситуацию, побуждать к повторению правила или выполнения тренировочных упражнений.
Лингвистическая сказка – речевой жанр, представляющий «своеобразный «симбиоз» поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения».
Одно из главных условий эффективности деятельности учителя – это его умение заинтересовать обучающихся, увлечь их процессом учебной деятельности, поэтому современный педагог всегда находится в творческом поиске новых форм работы. При организации работы школы в условиях реализации ФГОС особого внимания требует вопрос отбора методов и приемов, используемых в организации образовательной деятельности обучающихся. Один из наиболее часто применяемых на данный момент методов – метод технологии критического мышления, который направлен на развитие самостоятельного, творческого, образного, логического мышления. Среди приемов, которые можно использовать при реализации данного метода можно назвать работу с лингвистической сказкой.
Применение приема лингвистическая сказка возможно на любом уроке, и его можно использовать:
- при формулировке темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке.
Пути использования лингвистических сказок на уроках русского языка.
1.В качестве дидактического материала.
2.Использование лингвистической сказки и миниатюры, как средство, помогающее организовать объяснение новой темы или воспроизвести ранее изученную.
3.Использование лингвистических сказок и миниатюр, как вид работы по развитию речи.
Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он учится постепенно, в процессе жизненной практики, в общении с взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении.
Вот эту культуру, дисциплину мысли, ее последовательность и доказательность, глубину и критичность, широту и оригинальность, а также необходимую пищу для мышления — систему знаний — нам дает школа и занятия внеурочной деятельности. Познавательные способности обучающихся можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте свое успешное завтра сами!» – вот основная идея занятий курса «Волшебство лингвистической сказки».
Программа внеурочной деятельности «Волшебство лингвистической сказки» относится к коммуникативному и логическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов (10-13 лет), склонных к творчеству и желающих повысить свои коммуникабельный, коммуникативный и интеллектуальный уровни. Именно в этом возрасте наиболее прочно развиваются творческие способности и устойчивый интерес к окружающей действительности.
Актуальность программы определена тем, что в обучении обучающихся 5-6-х классов весьма важным является формирование мотивации к процессу обучению, развитие их коммуникативных, интеллектуальных и творческих возможностей.
Цель программы – развитие коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие их кругозора и эрудиции.
Для достижения поставленной цели в процессе курса внеурочной деятельности «Волшебство лингвистической сказки» необходимо решить следующие задачи:
-расширять представления обучающихся, формируемые в основном курсе, иллюстрировать их значительным числом ярких, доступных примеров;
-обучать приемам логического и критического мышления;
-формировать способность самостоятельно приобретать знания, наблюдать, сравнивать, перерабатывать полученную информацию, обобщать, работать со справочной литературой;
-способствовать развитию любознательности;
-формировать духовную культуру и нравственность;
-воспитывать у обучающихся культуру труда.
Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок:
1. Научить, объяснить новый материал.
2. Проверить знания по теме.
3. Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).
Для решения поставленных задач используются следующие технологии:
-информационно-коммуникативные;
-здоровьесберегающие;
-игровые;
-технологии проблемного обучения (диспуты, дискуссии, учебные диалоги);
-исследовательские технологии (проекты, моделирование);
-технологии портфолио (создание баз данных);
-технологии деятельностного метода и дифференцированный, личностно-ориентированный подходы.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по предметам школьного курса.
Основные формы занятий: викторины, олимпиады, игры, заочные путешествия, дискуссии, конкурсы. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Формы организации деятельности меняются в течение одного занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу.
Содержание курса «Волшебство лингвистической сказки» направлено на вовлечение всех обучающихся в учебно-познавательный процесс.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты:
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-целостно воспринимать окружающий мир;
-развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
-заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-творчески подходить к выполнению любых заданий;
-навыки плодотворного сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
-умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию.
Итогом реализации программы является участие обучающихся в очных олимпиадах по всем предметам школьного цикла, в дистанционных олимпиадах различных уровней.
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебство лингвистической сказки» рассчитана на один год обучения (34 ч).
Содержание программы.
(1 час в неделю-34 часа в год)
Немного из истории (3 ч.)
История появления понятия «лингвистическая сказка». Основоположники «лингвистической сказки».
Этапы создания лингвистических сказок (7ч.)
Композиция сказок и её основные элементы. Правила создания. Примеры оформления сказок. Основные проблемы, раскрывающиеся в сказках.
Классификация лингвистических сказок (12ч.)
Лингвистические сказки делятся на информативные сказки (несут информацию научного характера), сказки-игры, морфологические и орфографические сказки 9работа с разделами русского языка), сказки-проблемы, сказки о синтаксисе и пунктуации, сказки-упражнения (отработка определенных навыков), фонетические сказки, сказки, развивающие речь ребенка (сочинение сказок самими обучающимися), лексические и фольклорные сказки.
Думай, мысли, рассуждай (6ч.)
Работа с различными видами лингвистических сказок, их чтение, анализ, работа с творческим заданием (продолжи, додумай, измени, нарисуй).
Твори с энтузиазмом (6 ч.)
Креативный прием «лингвистической сказки» позволяет создать разноуровневые обучающие проблемы и дает возможность продвигаться от одного уровня знаний к другому. Например, на первой ступени обучающиеся определяют заданную тему, на второй – анализируют, на третьей ступени создают свою готовый продукт, как итог- создание банка разнообразных лингвистических сказок для обучающихся 5-6 классов «Волшебная шкатулка Куйбышевской школы».
Календарно-тематическое планирование.
(1 час в неделю-34 часа в год)
№ занятия
Наименование изучаемой темы
Количество часов
Форма проведения
Теория
Практика
Немного из истории (3 ч.)
1
Сказка-это один из жанров фольклора.
0,5
0,5
Сообщение по теме. Знакомство с понятием сказки.
2-3
Понятие о лингвистической сказке.
1
1
Сообщение по теме. Викторина «Знаю сказки».
Этапы создания лингвистических сказок (7ч.)
4-6
Предыстории сказок.
1
2
Сообщение по теме.
Игра-путешествие «В стране сказок».
7-10
Композиция сказок. Этапы создания.
1
3
Сообщение по теме. Памятка по созданию сказок. Интеллектуальная игра «Приключения маленького человечка».
Классификация лингвистических сказок (12ч.)
11-12
Информативные сказки.
1
1
Сообщение по теме.
Виды сказок. Викторина.
13-14
Сказки-игры. Морфологические и орфографические сказки.
1
1
Групповое занятие в форме игры. Викторина.
15-16
Сказки-проблемы. Сказки о синтаксисе и пунктуации.
1
1
Сообщение по теме. «Как выйти из проблемной ситуации» - игра-практикум.
17-18
Сказки-упражнения. Фонетические сказки.
1
1
Сообщение по теме.
Работа в группах.
16-17
Сказки, развивающие речь ребенка (сочинение сказок самими обучающимися). Лексические сказки.
0,5
1,5
Сообщение по теме. Игра-путешествие «Разгадай-ка».
18-22
Фольклорные сказки.
2
3
Сообщение по теме. Групповое занятие в форме игры «Моя Родина»
Создание сборника сказок «Волшебная шкатулка Куйбышевской школы».
1
5
Создание банка разнообразных лингвистических сказок, созданных обучающимися школы.
Информационно-методическое обеспечение курса.
Предполагается использование обучающимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов своей практической деятельности.
Программа предусматривает следующее дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- наглядные пособия (таблицы, схемы), демонстрационные модели имеющихся сказок, чертёжные принадлежности и инструменты для создания собственного продукта;
- для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, интерактивная доска, презентации, проекты обучающихся и учителей;
-программно-педагогические средства, а также рабочая программа курса «Волшебство лингвистической сказки», справочная литература.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет- ресурсов:
-http://nsportal.ru– «Социальная сеть работников образования»;
1. Аникин, В.П. Русская народная сказка - М.: Просвещение, 1977.
2. Белоусов, В.Л. Сочинение-сказка в V классе // Русский язык в школе. - 1975. - №1..,1988
3. Ведерникова, Н.М. Эпитет в волшебной сказке // Эпитет в русском народном творчестве. - М.: МГУ, 1980
4. Веселовский, А.Н. Статьи о сказке. 1868-1890 // Полн. собр. соч. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1938. - Т.16.
5. Волина. В.В. Я познаю мир. Дет.энцикл.: Рус.яз, М.,1988
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
7. Кривин Ф. Принцесса грамматика, или Потомки древнего глагола. – Ужгород: Карпати, 1981
8. Ладыженская Т.А., Л.М. Зельманова. Практическая методика русского языка: 5 класс.: Кн. Для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
9. Лисенкер О.А. Сочинения на языковые темы. // Русский язык в школе, 1974 №3
10. Никитина Е.И. Уроки русского языка: 4 кл. (Из опыта работы). - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
11. Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители // Русские народные сказки. - М. - Л.: Гос. изд., 1930.
12. Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. - М., Просвещение, 1984.
13. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1995.
14. Разумовская М.М. Рус.яз 5 кл. – М.: Просвещение, 2006
15. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? : Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение,1988.
16. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. - Благовещенск, 1984
17. Тумина, Л.Е. Сказка - школа красноречия // Устная речь на уроках русского языка и литературы /методические рекомендации/. Часть 1. / Под ред. В.Я. Коровиной, Т.А. Ладыженской. - М., 1990
Приложение.
Приложение №1.
Значение понятия «лингвистическая сказка»
Приложение №2.
Виды лингвистических сказок.
Приложение №3
Особенности лингвистических сказок.
Приложение №4.
Планируемые результаты.
Приложение №5.
Приложение №6.
Сказка о корнях -гор- и -гар-.
Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа - ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. Да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения - ГОР.
После такого объяснения орфограммы сделать ошибку практически невозможно.
Cистема сказок на лингвистическую тему приобретает особую значимость при изучении тем: "Имя существительное", "Глагол". Можно изучать этот материал с помощью лингвистической сказки.
При повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, помогает актуализировать знания о правописании падежных окончаний. Вот эта сказка.
«В сказочном лесу на полянке в маленьких домиках живут необычные жильцы. Домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.) На крыше одного из домиков склонений, в третьем домике, в мягком уютном гнездышке живет мягкий знак. Дружно живут жители этих домиков, не ссорятся и не спорят, т.к. каждый выполняет свою работу и не мешает другим».
Таким образом, с помощью сказки на лингвистическую тему учащиеся актуализируют знания сразу о двух орфографических правилах, при этом воспитывается интерес к русскому языку, используется не только занимательная форма сказки, но и рисование, помогающее осмыслению языка.
Приложение №7.
Сказка «Как выглядит глагол?»
Подобным образом можно организовать работу и над другими частями речи. Например, глагол - великий путешественник.
Его можно изобразить в виде паровозика, который путешествует во времени (три станции: настоящего, прошедшего и будущего времени; на каждой из станций - флажок, на котором написано то, как он изменяется в данном времени (лицо и число в настоящем и будущем времени, род и число в прошедшем). Когда глагол отправляется в очередное путешествие, он двигается так: "Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч". С собой он берет чемоданчик, в который складывает все необходимое, - мягкий знак (Ь). У глагола есть вредный суффикс - СЯ, который всегда стоит после окончания и пытается отнять чемоданчик (Ь).
Это помогает не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания Ь на конце глагола и перед -СЯ после шипящих Ж,Ш,Ч.
Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, ее можно включать и во внеклассные мероприятия.