kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды разбора на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник предназначен для учителей  и учащихся 5-11 классов, со всеми видами разборов предложений,синтаксических конструкций и словосочетаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды разбора на уроках русского языка»

Виды разбора на уроках русского языка

Караева З.А.

Виды разбора на уроках русского языка

Цихиева Ф.А.

Пособие адресовано учащимся 5-11 классов, изучающим русский язык.




Фонетический разбор

План фонетического разбора

1

Орфографическая запись слова.

2

Деление слова на слоги и место ударения.

3

Возможность переноса.

4

Фонетическая транскрипция слова.

5

Характеристика всех звуков по порядку:


а)

согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;

б)

гласный: ударный – безударный.

6

Количество звуков и букв.

7

Случаи несоответствия звука букве.

Образец разбора

Приятели1 жгли костёр, варили в каске похлёбку1 (Полевой).

  1. Приятели

  2. Слоги: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2-й слог).

  3. Перенос: при-я-те-ли.

  4. [пр’иjа́т’ьл’и]

  5. п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
    р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
    и [и] – гласный, безударный.

    Я

    [ j ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

    [а́] – гласный, ударный.

  6. т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
    е [ь] – гласный, безударный.
    л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
    и [и] – гласный, безударный.

  7. 8 букв – 9 звуков.

  8. Буква я обозначает два звука – [jа́].

Разбор слова по составу (морфемный анализ)


Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.

  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы

  3. Выделить основу.

  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск-.
















Cинтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора


  1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
  3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
  4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное); б) распространенное или нераспространенное; в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен); г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
  1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
Образцы разбора

      1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа —костер светит. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.

Схема предложения:

  

В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определениевишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.

Схема предложения:

  

В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.



Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

  1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

  2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

  3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

  4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

  1. Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

  2. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

      1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

      Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как?  в какой мере?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

      Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.















Морфологический разбор

План разбора имени существительного

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма. Морфологические признаки:


A

Постоянные морфологические признаки:


1

собственное или нарицательное;

2

одушевлённое или неодушевлённое;

3

род;

4

склонение;

5

число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).

Б

Непостоянные морфологические признаки:


1

число (если слово изменяется по числам);

2

падеж.

III

Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).



План разбора имени прилагательного

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:


A

Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

Б

Непостоянные морфологические признаки:


1

только для качественных прилагательных:


а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;

2

число, род (в единственном числе), падеж.

III

Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).









План разбора глагола

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:


A

Постоянные морфологические признаки:


1

вид (совершенный, несовершенный);

2

возвратность (невозвратный, возвратный);

3

переходность (переходный, непереходный);

Б

Непостоянные морфологические признаки:


1

наклонение;

2

время (в изъявительном наклонении);

3

число;

4

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

План разбора местоимений

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма. Морфологические признаки:


A

Постоянные морфологические признаки:


1

разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);

2

разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);

3

лицо (для личных местоимений);

4

число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

Б

Непостоянные морфологические признаки:


1

падеж;

2

число (если есть);

3

род (если есть).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).









План разбора наречия

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени – для качественных наречий). Морфологические признаки:


A

Постоянные морфологические признаки:


1

неизменяемость;

2

разряд по значению;

3

для качественных наречий – отметить, если употреблено в сравнительной или превосходной степени.

III

Роль в предложении (каким членом предложения является наречие в данном предложении).

План разбора деепричастий

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма. Морфологические признаки:


A

Постоянные морфологические признаки:


1

вид;


2

возвратность.

Б

Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

План разбора причастия

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:


1

разряд причастия (действительное, страдательное);

2

признаки глагола: вид, возвратность, время;

3

признаки прилагательного:


а

только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б

для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).













План разбора предлога

1

Часть речи, её назначение.

2

Производный – непроизводный.

3

К какому существительному (местоимению, числительному) относится.

4

С каким падежом употреблён.

5

Разряд по значению.



План разбора союза

1

Часть речи, её назначение.

2

Сочинительный – подчинительный.

3

Разряд по значению.

4

Простой – составной; повторяющийся, двойной.



План разбора частиц

1

Часть речи.

2

Функция и разряд.





Схема морфологического разбора междометия.

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки.

1) тип по образованию;

2) значение;

3) неизменяемое слово.

III.  Синтаксическая функция. Эй, добрые люди, кто из вас дома?» спросил я громко. (А. Куприн)





Лексический разбор слова

Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции, фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1.  Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2.  Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5.  Слово заимствовано из латинского языка.

6.  Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Орфографический разбор

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1.  Выписать контрольное слово.

2.  Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3.  Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4.  Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5.  Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами.

Скошенная — правописание суффиксов причастий.

  1. две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? — скосить): выкрашенный, прочитанный;

  2. суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или гла­голов с основой на согласный: выкрасить — выкрашенный; увидеть — увиденный, сберечь — сбережённый.

Трава, рядами — безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава — травы, рядами — ряд; вода — воды, леса — лес.











15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды разбора на уроках русского языка

Автор: Цихиева Фатима Александровна

Дата: 12.11.2017

Номер свидетельства: 438371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в 4 классе на тему: "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "176700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424454039"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства