Просмотр содержимого документа
«Виды работ по устранению пробелов в знании учащихся»
Досболова Жулдуз Абуовна
учитель русского языка и литературы
средней школы №273
города Байконур
педагог-исследователь
стаж работы 31 год
Виды работ по устранению пробелов в знании учащихся
Вступление
«Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь» писал прославленный педагог A.Дистервег.
Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. Для ее решения учитель выбирает различные методы, подходы, технологии, приемы и средства обучения.
Основная часть
Большинство школьных программ построено так, что каждая новая тема требует освоения предыдущей, а на повторение материала в классе зачастую не хватает времени. Поэтому одна невыученная тема урока может вызвать целую лавину проблем. В моей статье хочу поделиться личным опытом, как помочь ребёнку быстро наверстать упущенное.
Причины пробелов в знаниях
Правильное понимание причин избавит от снижения успеваемости. Чаще всего пробелы в знаниях учащихся возникают по следующим причинам.
1.Пропусков по болезни.Если ребёнок долго не посещает школу из-за проблем со здоровьем, он наверняка отстанет от учебной программы. Для детей, которые не могут ходить в школу по медицинским показаниям, может быть организовано индивидуальное обучение на дому. Однако его качество зачастую не позволяет устранить пробелы в знаниях ребёнка.
2.Отсутствия учителя.Если в школе по какой-то причине отсутствует педагог-предметник, пробелы в знаниях возникают у всего класса. Когда уроки возобновляются, у учителя уже не остаётся времени хорошо объяснить пропущенное. Зачастую детям просто задают прочесть об этом в учебнике. Если кто-то чего-то не понял — их проблемы.
3.Смены школы.Программы и темп обучения в разных школах отличаются. Возможно, при смене школы ребёнку придётся самостоятельно осваивать материал, уже пройденный его новым классом. Непростая задача, учитывая стресс, который испытывает каждый новенький.
4.Высокой нагрузки. Если ребёнок посещает слишком много дополнительных занятий, его концентрация на уроках снижается, и он может упустить важное объяснение.
5.Отсутствия мотивации.Если ребёнок не понимает, для чего ему пригодится эта информация, едва ли он будет стараться её запомнить.
6.Проблем в семье.Нервозная обстановка дома может помешать ребёнку хорошо усваивать темы уроков.
7.Трудностей восприятия. Ребёнок может просто чего-то не понять на уроке — это совершенно нормально. Иногда чтобы разобраться в теме, школьнику требуется особый подход, который учитель не смог или не счёл нужным найти.
Как восполнить пробелы в знаниях
Шаг 1. Выявите проблему
Далеко не всегда ребёнок способен сам определить, чего он не знает. Чтобы диагностировать пробелы в знаниях, можно воспользоваться тетовыми работами, выбрав нужный класс и предмет. После прохождения теста станет понятно, какие темы ребёнку необходимо подтянуть.
После диагностики распределите пробелы в знаниях школьника в порядке важности — от самых критичных к менее серьёзным. Первые места должны занять пробелы в «базовых» знаниях: например, правописание безударных гласных в корне, знание таблицы умножения, понимание законов механики и так далее. В школе эти знания необходимо применять постоянно, поэтому ими нужно будет заняться в первую очередь.
Шаг 2. Выделите время
Иногда чтобы помочь ребёнку разобраться в непонятной теме достаточного одного вечера. Но если школьник отстал по многим предметам — нужно рассчитать и выделить время на подготовку.
Конечно, ликвидировать пробелы в знаниях удобнее всего на каникулах. Но если решить проблему нужно немедленно — придётся выкраивать время на учебной неделе. Возможно, придётся временно отказаться от посещения кружка или секции. В некоторых случаях можно пожертвовать частью свободного времени ребёнка. Объясните ему, что это временная мера, и чем быстрее он наверстает упущенное, тем раньше сможет вернуться к своим увлечениям. И помните, школьнику всё же необходимо отдыхать!
Я думаю,что важно проговорить, почему пора начать догонять программу: чтобы точно сдать аттестацию, знать всю информацию, которая может встретиться, чтобы было спокойнее учиться, чтобы разобраться в предмете сейчас, потому что потом будет ещё труднее и сложнее.
Шаг 3. Выберите методику
Выбор мер по ликвидации пробелов в знаниях зависит от трёх факторов:
-объёма пропущенного материала;
-количества времени, которым вы располагаете;
-индивидуальных особенностей ребёнка.
Давайте рассмотрим несколько методов устранения пробелов обучения.
1.Найдите источники информации.
Чтобы ребёнок осознал и хорошо запомнил информацию, она должна быть подана понятно и интересно. Воспользуйтесь бесплатными образовательными ресурсами: в интернете можно найти много видео лекций и занимательных программе.
2.Привлекайте разные источники.
Посещение музея, тематической выставки, просмотр фильма или пьесы по программному произведению порой эффективнее зубрёжки учебника. Информация запоминается лучше, когда представлена визуально и заключена в контекст.
3.Структурируйте информацию.
Чтобы ребёнок мог легко и быстро усваивать знания, используйте карточки и стикеры, научите его пользоваться мнемоническими приёмами и вести конспекты.
4.Используйте время эффективно.
Чем быстрее и плодотворнее ребёнок сможет учиться, тем меньше времени понадобится, чтобы наверстать упущенное. Научите ребёнка тайм-менеджменту — навыки эффективного распределения времени и сил пригодятся ему не только в школе.
5.Поддерживайте мотивацию.
Ребёнок добьётся результата только, если будет заинтересован в нём. Научите ребёнка целеполаганию и всегда поощряйте его усилия.
По желанию школьников работу по устранению пробелов проводится во внеурочное время или на дополнительных занятиях на каникулах. Время пребывания на этих занятиях должно быть разным для разных учащихся. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения, так как есть пробелы междисциплинарные и требуют знаний по другим предметам, есть пробелы, которые у учащегося с начальной школы. Дополнительное занятие непременно должно проходить на положительном, радостном фоне, ученики должны с него уходить с чувством удовлетворения, а не огорчения. Им должен быть ясен положительный результат работы, ибо дефицит успеха в учебной деятельности и дефицит положительных стимулов – одна из причин неуспеваемости. Работа на таких занятиях ведется с использованием тесной обратной связи, с учетом индивидуального темпа каждого и его индивидуальных способностей. Надо постараться создать психологический режим внушения уверенности во временном характере трудностей, в способности учащегося их преодолеть.
Одна из форм организации работы со слабоуспевающими является шефская помощь сильных учащихся слабым, учащихся старших классов над учащимися младших классов. Она организуется в форме «занимательных перемен». Ребята с удовольствием играют в эти игры, тем более, что правила игры им знакомы. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении успеха у него появляется желание играть вновь и вновь, и при этом легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия.
Если одинаковые ошибки встречаются не один год, это для меня сигнал о неправильном использовании методики преподавания темы. Тогда ищу новые методы, приемы преподавания данной темы, а иногда при этом использую приемы понимания самих детей.
У проблемы «слабоуспевающие» есть некая обратная сторона, как и у медали: проблемы в знаниях появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов.
Можно выделить два варианта этой работы. Первый: поэлементное включение в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом в уроке.
Второй: независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, вслед за ним организуется специально спроектированный этап своеобразной «доводки» понимания и отработки умений использовать полученное знание в разных задачах и ситуациях и с разными дидактическими целями.
В первом случае информация дополняется образцами действий по ее применению, комментированием, заданиями на применение и сравнение с шаблоном, работой с самопроверочными тестами. Во- втором – деятельность учителя и учеников подчиняется более сложному замыслу и укладывается в самостоятельную технологическую схему.
Закрепление проводится:
1.Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Такой повтор уже не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное.
2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, отражением связи фрагментов материала, выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном.
3. Подведением итогов по изученному материалу учениками, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований.
4. Составлением плана изученного материала по повторению изученного по плану, заданному перед началом изучения материала.
5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением и типовых, постепенно усложняющихся задач.
6. Комментированием образцов готовых решений.
7.Переформулировкой определений, составлением планов и алгоритмов деятельности. пересказом информации, переводом в другую знаковую систему.
Важное значение в работе со слабоуспевающими является также развитие у них познавательного интереса к предмету.
Познавательный интерес – это внутренний глубинный мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Иногда применяю нестандартные уроки, необычные по форме организации. Это уроки-путешествия, уроки–конкурсы, уроки–экспедиции, интегрированные уроки.
Игровые методы и приемы также способствуют активизации деятельности слабоуспевающих обучающихся на уроках. В онтогенезе игровая деятельность предшествует учебной деятельности, а, следовательно, лежит в ее основе. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия, при этом кроме интереса к предмету, вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. Более сильные ученики, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым.
Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Применяя игру как методический прием обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности ее использования.
Уделяю особое внимание организации групповых учебных игр, как наиболее сложных. Групповая учебная игра- это один из методов познавательной деятельности, такого вида учебной работы, при которой:
- цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
- организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между участниками;
- в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;
- контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися. При этом возможны два варианта формирования групп: группы, в состав которых входят учащиеся с различным уровнем знаний, или же группы, однородные по составу. В первом случае учителю предстоит решить проблему включения всех учащихся класса, в том числе так называемых слабых, в активную мыслительную деятельность. Работа с группами, объединяющими школьников с одинаковым уровнем знаний, требует от учителя дифференцированного подхода к составлению для групп и управлению их деятельностью.
Особое место среди дидактических игр я отвожу кроссвордам. Сейчас в рабочих тетрадях по очень много кроссвордов. Кроссворд вносит в учебный процесс элементы игры, что заставляет любого ребенка непроизвольно, без какого-либо принуждения окунуться в занимательный мир познания. При использовании кроссвордов нет особой надобности объяснять правила их разгадывания, так как с кроссвордами дети знакомы из повседневной жизни. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для их творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения.
Заключение
Несколько, на мой взгляд, полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими:
-помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая,
Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается,
Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит.
Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе.
На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания.
Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях- это не вина, а беда многих наших учеников (громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в электронном журнале.