kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме "Тематический учет знаний на уроках математики как эффективное средство повышения качества обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Район Магжана Жумабаева

КГУ «Карагугинская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

Тематический учет знаний на уроках математики как эффективное средство повышения качества обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Лухтай Вера Васильевна

учитель математики первой категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

     Отсутствие со стороны учителя систематической проверки усвоения учащимися изученного материала, а, следовательно, и незнание фактического состояния их уровня знаний является одной из причин слабой успеваемости школьников по математике. Этим создаются предпосылки к непониманию ими дальнейших разделов программы, и прививается безответственное отношение к учебе. Сначала ученик не учит потому, что не понимает,  а впоследствии – потому, что не привык к самостоятельной работе. Учитель должен поставить своих учащихся в такие условия, чтобы они работали ежедневно и при этом получали удовлетворение от результатов своей работы.

     Одним из методов повышения ответственности школьников является тематический учет знаний. При такой проверке учитель получает наиболее своевременную и объективную информацию об усвоении учащимися данной темы, обеспечивает регулярность и систематичность контроля. Ученики приучаются работать над каждой темой, работать систематически и ежедневно, всегда быть в состоянии готовности к ответу, а учитель получает возможность своевременно выявлять пробелы  в знаниях учащихся и принимать меры к их устранению. В данном случае тематический учет знаний – это не формальное накопление оценок, а одно из важных дидактических условий процесса обучения.

     Чтобы возможно чаще проверять степень усвоения учащимися изученного и при этом экономить время на уроке, целесообразно использовать возможности проектора, мультимедийной доски.

     При подготовке к уроку необходимо подготовить слайды с заданиями. Задания могут быть разного вида и степени сложности. Лучше всего, чтобы количество упражнений было пять по изученной теме. Количество вариантов может быть различным, но не менее двух.

     Разумеется, чтобы приготовить такие задания, учителю необходимо четко определить, какую цель он преследует при изучении данной темы, выделить в ней главное, определить наиболее трудные для учащихся вопросы, знать их типичные ошибки. Кроме того, надо учитывать, какой материал из изученного необходимо повторить для успешного усвоения данной темы и какой - для восприятия следующей.

     Рассмотрим, например, тему «Дроби»  и «Запись числа в виде неправильной дроби». Для их усвоения необходимо повторить деление с остатком. В результате изучения этих тем учащимися должны знать, что черту дроби можно рассматривать как знак деления, знать правило выделения целой части из неправильной дроби, уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде дроби, выделять целую часть из неправильной дроби, записывать дробь в виде частного, а также число в виде неправильной дроби. Исходя из этого, ученикам можно предложить, например, работу, приведенную ниже в двух вариантах:

 

 

  1. вариант

1.  Запишите в виде частного дробь

2. Запишите в виде дроби частное 18:5

3. Выделите целую часть числа

 

4. За 5 часов было израсходовано 48 л бензина. Сколько бензина расходовали каждый час?

5. Запишите в виде неправильной дроби число 7 .

   2 вариант

1. 1.  Запишите в виде частного дробь

2. Запишите в виде дроби частное 6:11

3. Выделите целую часть числа

 

4. Найдите массу одной детали, если масса восьми одинаковых деталей 11 кг.

5. Запишите в виде неправильной дроби число 4 .

 

 

 

     Задачи и вопросы в работе следует располагать в порядке возрастания сложности так, чтобы они активизировали память, мышление и сообразительность у учащихся. В зависимости от темы, задачи и вопросы могут быть самыми разнообразными. Например, можно предположить учащимся найти значение какого-либо выражения, записать множество натуральных решений неравенства, уравнения, содержащего знак модуля, выполнить действия с дробями и т.д. Иногда следует включать в работу задачи или упражнения из предыдущей домашней работы. Задачи, не требующие сложных вычислений , учащиеся решают устно, а более сложные – письменно.

      При составлении заданий надо учитывать типичные ошибки учащихся и включать в них такие вопросы и упражнения, в которых они допускают ошибки. Приведу пример:

1.Найти значение выражения

а)2,6-0,57+0,03

б) 10,24-8,24*(0,56-0,06)

2. Найдите  от 20.

3. Найдите число,  которого 20.

4. Выделите целую часть числа .

5. Решите уравнение:

а) (2х+3)(х-2)=0

б) (2х-3)+(х+2)=0.

     Задачи на слайде желательно располагать таким образом, чтобы каждый тип задач сохранял свой номер в течении всей серии, состоящий, как правило,  из 5 работ. Например, в 5 классе при изучении тем «Взаимообратные числа», «Деление дробей» и попутном повторении процентов в серии работ располагаются следующим образом:

1) задача на взаимо обратные числа;

2) упражнения на деление дроби на дробь;

3) упражнение на деление целого числа на дробь или дроби на целое число;

4) задача на нахождение числа по его дроби;

5) задачи на проценты.

При таком расположении задач удобно следить за продвижением ученика.

 

     Ответы учащиеся записывают в карточки

 

дата

ФИ ученика   ___________                  № варианта_____

оценка

1

2

3

4

5

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

     Если ученик  не знает ответа на какой-либо вопрос, он делает прочерк в соответствующей ячейке, это позволяет учителю быстро выявлять пробел в его знаниях и вовремя оказать помощь.

     Закончив работу, ученики все карточки сдают учителю, и им сообщаются верные ответы. При этом наиболее трудные и интересные задачи подробно разбираются всем классом. Если многие учащиеся не справились с каким-либо заданием, оно рассматривается с записью в тетрадях и на доске.

     Итак, после сообщения ответов ученику уже известно, какую оценку он получит за проведенную работу, с каким заданием не справился, и какой материал ему нужно подготовить к следующему уроку, где будут предложены аналогичные вопросы. Учителю такая форма работы позволяет за 8-15 минут проконтролировать весь класс.

     По результатам проверки этих карточек учитель видит степень усвоения материала учащимися и соответственно этому планирует свою дальнейшую работу.

     После проведения серии работ по теме карточка заполнена и проверена.

По полученным пяти оценкам за тему, которая и выставляется в журнал (общая оценка может быть выведена и за меньшее число работ). Промежуточные оценки не выставляются в журнал, они нужны ученику и учителю для того, чтобы можно было проконтролировать ежедневную работу. Проверенная карточка дает наглядное представление о том, какой вопрос из изучаемой темы ученик усвоил хорошо, а над каким ему надо еще проработать.

     Приведу примеры работ, предложенных учащимся при изучении темы: «Проценты», «Задачи на проценты». За первые четыре урока учащиеся должны усвоить понятие процента и научиться находить проценты от числа.       На этих уроках дается серия из трех работ.

№1

 

Вариант1

Вариант 2

1.Найдите одну сотую часть числа 322

1.Найдите одну сотую часть числа 43

2.Найдите 1% числа 19

2.Найдите 1% числа 235

3. Найти 40% от числа 280.

3. Найти 60% от числа 360

4. Рабочий за смену должен сделать 120 деталей. До обеда он сделал 75% деталей. Сколько деталей он сделал до обеда?

4. Турист за 2 дня прошел 60 км. В первый день он прошел 40% этого пути. Сколько километров он прошел в первый день?

5. У мальчика было 200 тенге. На книгу он потратил 60% этой суммы. Сколько денег у него осталось?

5. В книге 20 страниц. Девочка прочитала 75% книги. Сколько страниц ей осталось прочитать?

 

№2

Вариант1

Вариант 2

1. Какую часть числа составляет 10% его?

1. Какую часть числа составляет 25% его?

2. Найдите 25% числа 264

2. Найдите 10% числа 85

3. В свекле содержится 10% сахара. Сколько сахара получится из 60т свеклы?

3. Содержание жира в молоке составляет 4%. Сколько сливок получится из 240 л молока?

4. Из 500 км машина в первый час прошла 8%, а во второй – 10%. Какой путь она прошла за 2 часа?

4. Из 200 га бригада трактористов в 1 день распахала 22% , а во 2 день  - 23%. Какую площадь бригада вспахала за 2 дня?

5. В книге 148 страниц. Мальчик прочитал 75% всей книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?

5. В магазин привезли 1250 кг арбузов. В первый день было продано 80% всех арбузов. Сколько осталось продать?

 

№3

 

Вариант1

Вариант 2

1. Верно ли, что 8% числа 400 равно 30?

1. Верно ли, что 7% числа 400 равны 28?

2. Машинистка перепечатала 20% рукописи. Сколько страниц она перепечатала, если  в рукописи 350 страниц?

2. Из 640 учителей района, 25% мужчины. Сколько учителей мужчин в районе?

3. Площадь поля 600 га. За сутки комбайны убирали по 15% поля. С какой площади был убран урожай?

3. Маршрут туриста – 1200 км. Ежедневно турист проезжал по 12% этого пути. Сколько километров он проехал за 3 дня?

4. Сравните 60% от 40 и 40% от 60.

4. Сравните 30% от числа 40 и 40% от числа 30.

5. В первый день турист прошел 20 км, а во 2 – на 10% больше. Сколько он прошел во 2 день?

5. В одной книге 250 страниц, а в другой – на 20% меньше. Сколько страниц во второй книге?

 

 

     На изучение многих вопросов программы 5-6 классов отведено один – два урока. Можно, конечно, за один урок научить учащихся, например, записывать число в виде неправильной дроби, но закрепить знания за один урок невозможно. Следовательно, необходимо многократное повторение – на это ориентируют учебники. Поэтому задания содержат, как правило, вопросы не одной, а из двух-трех тем.

     Описанная форма тематического учета знаний позволяет своевременно устранить недостатки в знаниях учащихся с учетом конкретного класса, учитывать возможности каждого ученика, концентрировать их внимание на главных, существенных вопросах темы. Такой вид работы приучает ученика работать ежедневно, развивает настойчивость в учении. Кроме того, обеспечивается большая тренировка в самостоятельном решении задач при минимальном затрате времени.

     В заключение: указанный метод проверки знаний можно пользоваться в любом классе. При этом, разумеется, все сказанное не исключает, а предполагает другие формы работы.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методические рекомендации по теме "Тематический учет знаний на уроках математики как эффективное средство повышения качества обучения" »

Район Магжана Жумабаева

КГУ «Карагугинская средняя школа»








Тематический учет знаний на уроках математики как эффективное средство повышения качества обучения









Лухтай Вера Васильевна

учитель математики первой категории





















2013 г.


Отсутствие со стороны учителя систематической проверки усвоения учащимися изученного материала, а, следовательно, и незнание фактического состояния их уровня знаний является одной из причин слабой успеваемости школьников по математике. Этим создаются предпосылки к непониманию ими дальнейших разделов программы, и прививается безответственное отношение к учебе. Сначала ученик не учит потому, что не понимает, а впоследствии – потому, что не привык к самостоятельной работе. Учитель должен поставить своих учащихся в такие условия, чтобы они работали ежедневно и при этом получали удовлетворение от результатов своей работы.

Одним из методов повышения ответственности школьников является тематический учет знаний. При такой проверке учитель получает наиболее своевременную и объективную информацию об усвоении учащимися данной темы, обеспечивает регулярность и систематичность контроля. Ученики приучаются работать над каждой темой, работать систематически и ежедневно, всегда быть в состоянии готовности к ответу, а учитель получает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся и принимать меры к их устранению. В данном случае тематический учет знаний – это не формальное накопление оценок, а одно из важных дидактических условий процесса обучения.

Чтобы возможно чаще проверять степень усвоения учащимися изученного и при этом экономить время на уроке, целесообразно использовать возможности проектора, мультимедийной доски.

При подготовке к уроку необходимо подготовить слайды с заданиями. Задания могут быть разного вида и степени сложности. Лучше всего, чтобы количество упражнений было пять по изученной теме. Количество вариантов может быть различным, но не менее двух.

Разумеется, чтобы приготовить такие задания, учителю необходимо четко определить, какую цель он преследует при изучении данной темы, выделить в ней главное, определить наиболее трудные для учащихся вопросы, знать их типичные ошибки. Кроме того, надо учитывать, какой материал из изученного необходимо повторить для успешного усвоения данной темы и какой - для восприятия следующей.

Рассмотрим, например, тему «Дроби» и «Запись числа в виде неправильной дроби». Для их усвоения необходимо повторить деление с остатком. В результате изучения этих тем учащимися должны знать, что черту дроби можно рассматривать как знак деления, знать правило выделения целой части из неправильной дроби, уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде дроби, выделять целую часть из неправильной дроби, записывать дробь в виде частного, а также число в виде неправильной дроби. Исходя из этого, ученикам можно предложить, например, работу, приведенную ниже в двух вариантах:



  1. вариант

1. Запишите в виде частного дробь

2. Запишите в виде дроби частное 18:5

3. Выделите целую часть числа


4. За 5 часов было израсходовано 48 л бензина. Сколько бензина расходовали каждый час?

5. Запишите в виде неправильной дроби число 7.

2 вариант

1. 1. Запишите в виде частного дробь

2. Запишите в виде дроби частное 6:11

3. Выделите целую часть числа


4. Найдите массу одной детали, если масса восьми одинаковых деталей 11 кг.

5. Запишите в виде неправильной дроби число 4.




Задачи и вопросы в работе следует располагать в порядке возрастания сложности так, чтобы они активизировали память, мышление и сообразительность у учащихся. В зависимости от темы, задачи и вопросы могут быть самыми разнообразными. Например, можно предположить учащимся найти значение какого-либо выражения, записать множество натуральных решений неравенства, уравнения, содержащего знак модуля, выполнить действия с дробями и т.д. Иногда следует включать в работу задачи или упражнения из предыдущей домашней работы. Задачи, не требующие сложных вычислений , учащиеся решают устно, а более сложные – письменно.

При составлении заданий надо учитывать типичные ошибки учащихся и включать в них такие вопросы и упражнения, в которых они допускают ошибки. Приведу пример:

1.Найти значение выражения

а)2,6-0,57+0,03

б) 10,24-8,24*(0,56-0,06)

2. Найдите от 20.

3. Найдите число, которого 20.

4. Выделите целую часть числа .

5. Решите уравнение:

а) (2х+3)(х-2)=0

б) (2х-3)+(х+2)=0.

Задачи на слайде желательно располагать таким образом, чтобы каждый тип задач сохранял свой номер в течении всей серии, состоящий, как правило, из 5 работ. Например, в 5 классе при изучении тем «Взаимообратные числа», «Деление дробей» и попутном повторении процентов в серии работ располагаются следующим образом:

1) задача на взаимо обратные числа;

2) упражнения на деление дроби на дробь;

3) упражнение на деление целого числа на дробь или дроби на целое число;

4) задача на нахождение числа по его дроби;

5) задачи на проценты.

При таком расположении задач удобно следить за продвижением ученика.


Ответы учащиеся записывают в карточки


дата

ФИ ученика ___________ № варианта_____

оценка

1

2

3

4

5

1







2







3







4







5








Если ученик не знает ответа на какой-либо вопрос, он делает прочерк в соответствующей ячейке, это позволяет учителю быстро выявлять пробел в его знаниях и вовремя оказать помощь.

Закончив работу, ученики все карточки сдают учителю, и им сообщаются верные ответы. При этом наиболее трудные и интересные задачи подробно разбираются всем классом. Если многие учащиеся не справились с каким-либо заданием, оно рассматривается с записью в тетрадях и на доске.

Итак, после сообщения ответов ученику уже известно, какую оценку он получит за проведенную работу, с каким заданием не справился, и какой материал ему нужно подготовить к следующему уроку, где будут предложены аналогичные вопросы. Учителю такая форма работы позволяет за 8-15 минут проконтролировать весь класс.

По результатам проверки этих карточек учитель видит степень усвоения материала учащимися и соответственно этому планирует свою дальнейшую работу.

После проведения серии работ по теме карточка заполнена и проверена.

По полученным пяти оценкам за тему, которая и выставляется в журнал (общая оценка может быть выведена и за меньшее число работ). Промежуточные оценки не выставляются в журнал, они нужны ученику и учителю для того, чтобы можно было проконтролировать ежедневную работу. Проверенная карточка дает наглядное представление о том, какой вопрос из изучаемой темы ученик усвоил хорошо, а над каким ему надо еще проработать.

Приведу примеры работ, предложенных учащимся при изучении темы: «Проценты», «Задачи на проценты». За первые четыре урока учащиеся должны усвоить понятие процента и научиться находить проценты от числа. На этих уроках дается серия из трех работ.

№1


Вариант1

Вариант 2

1.Найдите одну сотую часть числа 322

1.Найдите одну сотую часть числа 43

2.Найдите 1% числа 19

2.Найдите 1% числа 235

3. Найти 40% от числа 280.

3. Найти 60% от числа 360

4. Рабочий за смену должен сделать 120 деталей. До обеда он сделал 75% деталей. Сколько деталей он сделал до обеда?

4. Турист за 2 дня прошел 60 км. В первый день он прошел 40% этого пути. Сколько километров он прошел в первый день?

5. У мальчика было 200 тенге. На книгу он потратил 60% этой суммы. Сколько денег у него осталось?

5. В книге 20 страниц. Девочка прочитала 75% книги. Сколько страниц ей осталось прочитать?


№2

Вариант1

Вариант 2

1. Какую часть числа составляет 10% его?

1. Какую часть числа составляет 25% его?

2. Найдите 25% числа 264

2. Найдите 10% числа 85

3. В свекле содержится 10% сахара. Сколько сахара получится из 60т свеклы?

3. Содержание жира в молоке составляет 4%. Сколько сливок получится из 240 л молока?

4. Из 500 км машина в первый час прошла 8%, а во второй – 10%. Какой путь она прошла за 2 часа?

4. Из 200 га бригада трактористов в 1 день распахала 22% , а во 2 день - 23%. Какую площадь бригада вспахала за 2 дня?

5. В книге 148 страниц. Мальчик прочитал 75% всей книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?

5. В магазин привезли 1250 кг арбузов. В первый день было продано 80% всех арбузов. Сколько осталось продать?


№3


Вариант1

Вариант 2

1. Верно ли, что 8% числа 400 равно 30?

1. Верно ли, что 7% числа 400 равны 28?

2. Машинистка перепечатала 20% рукописи. Сколько страниц она перепечатала, если в рукописи 350 страниц?

2. Из 640 учителей района, 25% мужчины. Сколько учителей мужчин в районе?

3. Площадь поля 600 га. За сутки комбайны убирали по 15% поля. С какой площади был убран урожай?

3. Маршрут туриста – 1200 км. Ежедневно турист проезжал по 12% этого пути. Сколько километров он проехал за 3 дня?

4. Сравните 60% от 40 и 40% от 60.

4. Сравните 30% от числа 40 и 40% от числа 30.

5. В первый день турист прошел 20 км, а во 2 – на 10% больше. Сколько он прошел во 2 день?

5. В одной книге 250 страниц, а в другой – на 20% меньше. Сколько страниц во второй книге?



На изучение многих вопросов программы 5-6 классов отведено один – два урока. Можно, конечно, за один урок научить учащихся, например, записывать число в виде неправильной дроби, но закрепить знания за один урок невозможно. Следовательно, необходимо многократное повторение – на это ориентируют учебники. Поэтому задания содержат, как правило, вопросы не одной, а из двух-трех тем.

Описанная форма тематического учета знаний позволяет своевременно устранить недостатки в знаниях учащихся с учетом конкретного класса, учитывать возможности каждого ученика, концентрировать их внимание на главных, существенных вопросах темы. Такой вид работы приучает ученика работать ежедневно, развивает настойчивость в учении. Кроме того, обеспечивается большая тренировка в самостоятельном решении задач при минимальном затрате времени.

В заключение: указанный метод проверки знаний можно пользоваться в любом классе. При этом, разумеется, все сказанное не исключает, а предполагает другие формы работы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лухтай Вера Васильевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158863


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства