Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка и литературы в инклюзивных группах»
Уроки русского языка и литературы в инклюзивных группах и группах с глухими обучающимися.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Во времена критика о компьютерных технологиях никто и не задумывался. Настоящее время – век высоких компьютерных технологий. Современный обучающийся живет в мире электронной культуры. На данный момент учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникативных технологий, без методов и средств обучения со средствами ИКТ. ЭОР позволяет осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивает многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы создает условия для продуктивной творческой деятельности обучающихся. Поэтому современному преподавателю необходимо владеть ЭОР.
Использование ЭОР в процессе обучения представляет большие возможности и перспективы для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить и облегчить формы работы, деятельность обучающихся с ОВЗ, активизировать их внимание, повысить мотивацию к успешному изучению учебного материала.
Чаще всего на уроках русского языка в инклюзивных группах и группах с глухими обучающимися я применяю презентации. Использую их и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний. Презентации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья очень нравятся, они все понимают через наглядность (схемы, рисунки, тексты).
Презентация – это универсальный ресурс.
В методической копилке есть лекционная презентация – визуальный материал, отображающий содержание лекции преподавателя. Темы разнообразны: «Текст и его строение», «Словосочетания», «Бессоюзные сложные предложения».
Каждый урок передо мной стоит задача обеспечить обучающимся овладение языком в степени, необходимой им для активной общественной деятельности и труда в среде слышащих людей.
Среди обучающихся с ОВЗ очень востребована «Программа- тренажер» по русскому языку «Фраза» - обучающиеся могут заниматься дома, тем самым повышать свой уровень владения языком.
Большой интерес у обучающихся с ОВЗ вызывает раздел «Фразеология». Он интересен для обучающихся и труден одновременно. На уроках по фразеологии на помощь приходят анимации и иллюстрации, при помощи которых можно составить рассказ на основе картинки , в чем проявляется творческая работа обучающихся.
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Большая часть таких тестов, содержится на специальных дисках по дисциплине «Русский язык».
Самое распространенное и интересное задание для обучающихся с ОВЗ - это самостоятельно разработанные презентации, тесты, схемы по определенной тематике.Так накоплено много работ обучающихся по разным темам русского языка «Наречия», «Правописание числительных», «Сложноподчиненные предложения».
Основными направлениями использования ЭОР на уроках является визуальная информация интерактивный демонстрационный материал, тренажер, самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.
Современный урок литературы невозможен без использования ЭОР. На уроках литературы в первую очередь происходит сопоставление литературных произведений с другими видами искусства.
ЭОР на уроках литературы в инклюзивных группах и группах с глухими обучающимися позволяет существенно разнообразить процесс анализа и интерпретации художественного произведения. Я использую фотографии, иллюстрации, теоретико – понятийные таблицы, видеофрагменты.
Статичные ресурсы помогают создавать презентации для изучения биографий писателей, литературоведческих понятий и фрагментов художественных текстов.
К сожалению аудиоресурсы в данных группах мы не используем.
Хотя в других группах, где нет обучающихся с нарушениями слуха это распространено. Использование аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, аудиокниги по произведениям русских писателей вызывают интерес обучающихся.
Для изучения биографии писателя и литературных произведений необходима наглядность в инклюзивных группах. Чем ярче, эмоциональнее будет впечатление от писателя и от художественных произведений, тем большее воздействие оно производит на обучающихся.
ЭОР позволяет обучающимся с ОВЗ выполнить задания дома. Например, посетить музей великого поэта, конечно, виртуально, а придя на урок написать отзыв об этом «посещении», поделиться своими впечатлениями.
На уроках я использую электронные учебники. В своей практике использую: «Энциклопедию русской литературы».
Благодаря современной технологии в работе с ОВЗ используем интернет-ресурсы, создаем портретные галереи, смотрим и выбираем видеофрагменты.
В группах слышащих обучающихся уроки по творчеству русских поэтов проходят под музыкальное сопровождение.
Использование ЭОР на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, особенно в группах инклюзивного обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие способности обучающихся, значительно увеличить темп работы. Мы создаем продуктивную атмосферу на уроке, видим заинтересованность учеников в изучаемом материале.Благодаря ЭОР формируется целостное отношение к знаниям и навыкам коммуникативной деятельности, к образованию и самообразованию. Методы и приемы ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяют сделать урок интересным, чтение увлекательным, сложные правила легкими, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к языку и литературе.