Козловский филиал МОУ «Михайловская СОШ № 1»
Бондаренко Ольга Эдуардовна
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Февраль 2013
2 слайд
Цели урока:
3 слайд
Структура урока:
I урок (Проведение контрольной работы):
4 слайд
II урок (анализ контрольной работы)
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап решения заданий творческого уровня.
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
5 слайд
I урок
Самоопределение к деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к контрольно-коррекционной деятельности.
6 слайд
На первом этапе ребятам предлагается прослушать письмо и высказать своё мнение: нравится ли им его содержание.
Затем им предлагается прочитать его самим и опять поделиться своими мыслями.
Здравствуйте, ребята.
У нас в Цветочном городе тоже наступила зима. Выпал первый снек. На дворе морос . На реке появился лёт.
Все коротыжки надели шупки, шапки, варешки и играют в снешки.
До свидания
7 слайд
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
-А если такое письмо получил бы кто-нибудь от вас?
-Какое правило забыл автор письма?
-Исправьте ошибки /работа в парах/.
После выполненной работы ученикам предлагается проверить, хорошо ли они усвоили тему. 8 слайд
Для этого они должны выполнить тестовую работу.
II урок
9 слайд
Локализация затруднений
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы
После проверки работ учителем, учащиеся анализируют правильность работы.
Анализ выполненной работы учителем.
Типичные ошибки:
Больше всего ошибок было допущено:
• в звуко-буквенном разборе слова;
• в нахождении слова, которое требует проверки.
- Поднимите руки, кто ошибся в 3 задании.
- Поднимите руки, кто ошибся в 4 задании.
- Какое правило надо вспомнить, чтобы исправить ошибки в этих заданиях?
- Проанализируйте свои затруднения в выполнении других заданий.
- Оцените свои знания и умения.
- Поясните свой выбор!
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.
10 слайд
Построение и реализация проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
а) самостоятельно выдвигают и обосновывают гипотезы:
Внимательно прочитайте задание, в котором вы допустили ошибку. Подумайте, какой раздел темы вы должны повторить. Найдите нужную страницу в учебнике, прочитайте. Исправьте свою ошибку.
11 слайд
б) работают по эталону:
Внимательно прочитайте задание, в котором вы допустили ошибку. Прочитайте пояснение в эталоне. Найдите ошибку в своих действиях. Исправьте свою ошибку.
12 слайд
5. Обобщение затруднений во внешней речи
Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Ещё раз проговариваем правила.
13 слайд
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Учащиеся, допустившие ошибки выполняют самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. Проводят самопроверку своих работ по готовому образцу или эталону и фиксируют свои результаты, а также преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
14 слайд
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.
Напишите ответ Незнайке. Может быть, это поможет ему усвоить правило.
15 слайд
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель этапа: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
- Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?
- В чем еще нужна помощь?
- Изменилась ли оценка ваших знаний и умений?
16 слайд
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1. Написание учащимися варианта контрольной работы;
2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.