Урок
развивающего контроля
Крупская Оксана Владимировна,
учитель математики МОУ СОШ № 5
с пришкольным интернатом п. Карымское
Структура
уроков развивающего контроля
написание учащимися варианта контрольной работы, состоящей из двух частей: 1 – онлайн-тестирование, 2 – творческое задание
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями
Формы организации
уроков развивающего контроля
Самоконтроль
эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта
Взаимоконтроль
держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга.
Педагогический контроль
эталон находится у педагога.
Этапы и цели
уроков развивающего контроля
Мотивация
ОПРЕДЕЛИТЬ основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
«ХОЧУ»
АКТУАЛИЗИРОВАТЬ требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности
«НАДО»
УСТАНОВИТЬ тематические рамки
«МОГУ»
Актуализация
и подготовка мышления учащихся
ОРГАНИЗОВАТЬ повторение контролируемых способов деятельности
АКТУАЛИЗИРОВАТЬ мыслительные операции и познавательные процессы, необходимые для выполнения контрольных работ
Анализ
результатов тестирования
Локализация индивидуальных затруднений
выработка внутренней готовности к коррекционной работе и выявление причины собственных затруднений во время тестирования.
Целеполагание и построение проекта коррекции
постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
Коррекция выявленных затруднений
коррекция учащимися своих ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Анализ
контрольной работы
Устное обобщение затруднений
закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
письменное закрепление способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия.
Повторение и решение заданий творческого уровня
применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала, подготовка к изучению следующих разделов курса.
Рефлексия
ПРОГОВОРИТЬ механизм деятельности по контролю
НАМЕТИТЬ цели последующей деятельности
ФИКСИРОВАТЬ степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов
ОЦЕНИТЬ полученные результаты собственной деятельности
ОПРЕДЕЛИТЬ задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества)
Примерный план
урока развивающего контроля
по теме
«Арифметические действия с десятичными дробями»
Цель
КОНТРОЛЬ уровня усвоения материала по теме « Арифметические действия с десятичными дробями »
Задачи
- навыков самоконтроля
- адекватной самооценки
РАЗВИТИЕ
Технологическая карта
Цели:
- формирование положительного самоопределения к деятельности на уроке;
- обозначение области содержания урока (тематические рамки).
Форма работы
Деятельность учителя
Беседа, доброе пожелание.
Деятельность учеников
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в работу.
Компетентность (УУД)
Проявление интереса к материалу.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс.
Технологическая карта
2. Актуализация и подготовка мышления учащихся
Цели:
- подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата, а также выявлению причин затруднений в деятельности;
- повторение необходимых ЗУН.
Форма работы
Деятельность учителя
Беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа.
Деятельность учеников
Организовывает повторение контролируемых
Компетентность (УУД)
способов действий, сопоставление учащимися своих
Демонстрируют знания и умения.
работ по готовому образцу.
Знание алгоритмов, понятий, осознание взаимосвязей.
Мотивация
Здравствуйте, ребята. Скажите, что мы изучали на предыдущих уроках?
А что было самым сложным в изучении этой темы?
Ребята, а мне интересно (и вам, наверное) узнать, как вы усвоили эту тему. И как вы сами оцените эти знания. Так какая же тема сегодняшнего урока?
Мы изучали десятичные дроби, сложение и вычитание, умножение и деление десятичных дробей.
Умножение и деление десятичных дробей.
Арифметические действия с десятичными дробями
Актуализация
требований («надо»)
Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили, чем же мы будем заниматься на уроке?
Мы будем обобщать знания, которые получили, изучая данную тему, и контролировать уровень их усвоения. А также попробуем дать оценку своим знаниям.
Установка
тематических требований («могу»)
Ну, что ж, я желаю вам успешной работы на уроке контроля и думаю, что у вас все получится. А вы верите в свои силы?
Конечно! Мы без особых затруднений справлялись с заданиями по данной теме и серьезно отнеслись к подготовке к данному уроку.
Актуализация
и подготовка мышления учащихся
Выполнение какого действия вызывает у вас затруднение?
Почему?
Умножение и деление десятичных дробей.
Потому что нужно быть очень внимательным с запятой.
Актуализация
мыслительных операций и познавательных процессов
Как же нужно выполнять сложение и вычитание десятичных дробей? Умножение и деление?
При сложении (вычитании) десятичных дробей надо:
1) при необходимости уравнять количество знаков после запятой, добавляя нули к соответствующей дроби.
2) Записать дроби так, чтобы их запятые находились друг под другом.
3) Сложить (вычесть), не обращая внимания на запятую.
4) Поставить запятую в сумме (разности) под запятыми, складываемых (вычитаемых) дробей.
Умножение двух десятичных дробей выполняется так:
1)числа перемножаются без учета запятых.
2)запятая в произведении ставится так, чтобы отделить справа столько же знаков, сколько отделено в обоих множителях вместе взятых.
При делении на десятичную дробь, сначала переносим запятую в делимом и делителе вправо на столько знаков, сколько их после запятой в делителе. А затем выполняем деление на натуральное число.
Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; 2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части.
Целеполагание
контроля
Мне бы хотелось задать вам еще один вопрос: «С какой целью вы сегодня контролируете свои знания?»
Каких результатов хотели бы добиться?
Удобна ли тестовая форма контроля?
Для того чтобы узнать, как мы усвоили тему «Арифметические действия с десятичными дробями».
Хочется, чтобы не возникало трудностей и все получилось.
Да, контрольную работу должен проверять учитель, а тест нам поможет проверить компьютерная программа, и при этом быстро и сразу можно получить результат.
Технологическая карта
3. Контрольная работа
Цель:
- Проведение онлайн-тестирования.
Форма работы
Деятельность учителя
тест.
Деятельность учеников
Проведение работы с целью контроля уровня усвоения пройденного материала.
Компетентность (УУД)
Выполнение предложенных заданий в режиме онлайн. Индивидуальная форма работы.
Применение полученных знаний в решении практических заданий.
Контрольная
работа
Прежде, чем приступить к тестированию, давайте определим сколько времени нам для этого понадобиться?
Давайте обсудим критерии оценивания.
0-10 баллов – «2»
11-14 баллов – «3»
15-18 баллов – «4»
19-20 баллов – «5»
Желаю вам успеха. Надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов.
Для прохождения теста, состоящего из 20 вопросов, нам будет необходимо минут 25.
Технологическая карта
4. Локализация затруднений
Цель:
- определение места и причины затруднений.
Форма работы
Деятельность учителя
Побуждающий диалог, подводящий диалог.
Деятельность учеников
Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.
Определяют места
Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.
Компетентность (УУД)
ошибок.
Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки.
Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.
Указывают способы действий.
Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня
Локализация
затруднений
Технологическая карта
5. Построение проекта коррекции
Цель:
- построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.
Форма работы
Деятельность учителя
Побуждающий диалог, подводящий диалог, обсуждение в группах, мозговой штурм.
Деятельность учеников
Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения.
Компетентность (УУД)
Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.
Выбирают способ и средство коррекции.
Определение алгоритма коррекционной работы.
Технологическая карта
6. Обобщение затруднений
Цели:
- вербальное фиксирование типовых затруднений;
- объяснение механизмов использования алгоритма
Форма работы
Деятельность учителя
Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
Деятельность учеников
Организует обсуждение типовых затруднений.
Компетентность (УУД)
Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.
Участвуют в выявлении типичных ошибок.
Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение.
Вербальная фиксация формулировок способов действий.
Технологическая карта
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цели:
- самоконтроль усвоения знаний;
- фиксация знаний в сознании ученика (формирование ситуации успеха).
Форма работы
Деятельность учителя
Индивидуальная деятельность
Деятельность учеников
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
Компетентность (УУД)
Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самопроверку.
Индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка.
Ситуация успеха.
Самостоятельная
работа по индивидуальным карточкам
Вариант 1
0,734 + 79,4
352,709 + 34,8
5,4 – 3,87
50,3 – 9,534
74 – 9,279
5,06 ∙ 38
0,27 ∙ 4,6
9 ∙ 13,43
21,4 ∙ 17,03
(7,52 + 13,53)∙14
18 : 1,25
2793 : 5,7
10 : 6,25
0,378 : 0,18
1,406 : 0,037
Вариант 3
75,2 + 0,748
0,257 + 11,37
0,64 – 0,392
53,8 – 4,917
83 – 82,877
4,8 ∙ 45
3,08 ∙ 54
0,238 ∙ 3,2
10,1 ∙ 19,42
24 ∙ 0,37 + 24 ∙ 0,13
2793 : 5,7
495,6 : 7
17,02 : 3,7
1,332 : 0,36
0,40144 : 0,193
Вариант 2
0,894 + 89,4
241,608 + 24,7
6,4 – 2,96
50,1 – 9,323
83 – 8,287
4,07 ∙ 28
0,29 ∙ 3,7
9 ∙ 14,35
20,3 ∙ 18,07
(8,34 + 12,46)∙21
276,3 : 9
10 : 6,25
0,378 : 0,18
120,9 : 0,31
0,57409 : 0,187
Проверка
результатов по эталону
Вариант 1
Вариант 3
0,734 + 79,4 = 10,134
75,2 + 0,748 = 75,948
0,257 + 11,37 = 11,627
352,709 + 34,8 = 387,509
5,4 – 3,87 = 1,53
0,64 – 0,392 = 0,248
50,3 – 9,534 = 40,766
53,8 – 4,917 = 48,883
74 – 9,279 = 64,721
83 – 82,877 = 0,123
5,06 ∙ 38 = 192,28
4,8 ∙ 45 = 216
0,27 ∙ 4,6 = 1,243
3,08 ∙ 54 = 166,32
0,238 ∙ 3,2 = 0,7616
9 ∙ 13,43 = 120,87
21,4 ∙ 17,03 = 364,442
10,1 ∙ 19,42 = 196,142
24 ∙ 0,37 + 24 ∙ 0,13 = 12
(7,52 + 13,53)∙14 = 154,7
2793 : 5,7 = 490
18 : 1,25 = 14,4
2793 : 5,7 = 490
495,6 : 7 = 70,8
10 : 6,25 = 1,6
17,02 : 3,7 = 4,6
0,378 : 0,18 = 2,1
1,332 : 0,36 = 3,7
2,812 : 0,074= 38
0,40144 : 0,193 = 2,08
Вариант 2
0,894 + 89,4 = 90,294
241,608 + 24,7 = 266,308
6 ,4 – 2,96 = 3,44
50,1 – 9,323 = 40,777
83 – 8,287 = 74,713
4,07 ∙ 28 = 113,96
0,29 ∙ 3,7 = 1,073
9 ∙ 14,35 = 129,15
20,3 ∙ 18,07 = 366,821
(8,34 + 12,46)∙21 = 436,8
276,3 : 9 = 30,7
10 : 6,25 = 1,6
0,378 : 0,18 = 2,1
120,9 : 0,31 = 391
0,57409 : 0,187 = 3,07
Технологическая карта
8. Повторение и решение заданий творческого уровня
Цели:
- включение уточненного знания в систему;
- установка связей уточненного знания с имеющимися;
- расширение границ использования знаний.
Форма работы
Деятельность учителя
Творческие задания, групповая работа, работа в парах, игровые элементы, элементы проектирования.
Деятельность учеников
Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач.
Компетентность (УУД)
Организует выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем.
Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня.
Осуществляют задания на подготовку к изучению следующих тем.
Применение знаний в для решения задач повышенной сложности и творческих заданий.
Творческие
задания
Заполните магический квадрат:
Используя числа на «лепестках», составьте примеры с данными ответами.
Расставьте знаки действий и скобки в равенствах:
Технологическая карта
9. Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности
Цели:
- самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности;
- осознание метода преодоления затруднений и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Форма работы
Деятельность учителя
Коммуникативное воздействие, самостоятельная работа.
Деятельность учеников
Организует проговаривание механизма деятельности по контролю.
Компетентность (УУД)
Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности.
Проговаривают механизм деятельности по контролю.
Дают оценку полученным результатам.
Механизм деятельности по контролю.
Фиксируют цель последующей деятельности.
Самооценка результатов деятельности.
Домашнее
задание
Разработайте буклет, содержащий советы по подготовке к контрольной работе по теме «Десятичные дроби».
Указание. Побеседуйте с учителем, одноклассниками, просмотрите тетради учащихся, чтобы выделить ошибки и затруднения, которые повторяются. После контрольной проверьте, какие советы были полезны.
Составьте свой вариант математического справочника для учащихся 5-го класса по теме «Десятичные дроби».
Указание. Посмотрите разные справочники. Обратите внимание, как они устроены.
Подготовьте выставку материалов по истории десятичных дробей.
Указание. Обратитесь к математическим энциклопедиям, в справочной системе сети Интернет и т.д. Можно ограничиться сведениями из истории развития десятичных дробей в одной из стран (например, в Китае).
Подготовьте сборник заданий по теме «Десятичные дроби», составленных учениками Вашего класса.
Указание. Постарайтесь поместить в сборник разнообразные и интересные задания.
Компьютерное тестирование
с помощью планшета
Позволяет учащимся сразу получить оценку по результатам своей работы.
Экономит время на уроке. Позволяет провести индивидуальный опрос каждого ученика.
Повышает интерес к изучаемому предмету.
Снимает психологическое напряжение учащегося, которое он испытывает при ответе учителю.
Время тестирования ограничено, что способствует активизации мысленной деятельности учащихся
Сохраняется анонимность оценки учащихся для других учеников, что позволяет психологически не травмировать более слабых учащихся.
Учащийся не обижается на учителя за «необъективность» выставления оценок.
Позволяет быстро провести анализ качества знаний и умений, учащихся на данном этапе обучения.
Развивает межпредметные связи (закрепляет навыки работы на планшете).
Спасибо
за внимание!