«Современный урок биологии: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля
«Современный урок биологии: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса.
Их цель – не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Современный урок биологии: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля»
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля
Линовицкая Лариса Геннадьевна, учитель первой категории МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4»
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться
без помощи учителя.
Элберт Хаббард
Если задуматься над следующими цифрами:
Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.
Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.
Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело, использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если у него не будут сформированы ценности: способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, в основе которых лежат навыки самоконтроляисамооценкисобственной деятельности.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса.
Их цель – не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.
ФГОС ООО определил требования к условиям, процессу и результатам воспитательно-образовательного процесса, которые должны учитываться как образовательной организацией, так и, непосредственно, каждым педагогом.
Проектируя урок, педагогу необходимо выстраивать его на основе системно-деятельностного подхода, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся. При этом для достижения целей урока необходимо:
1. Продумывать субъект-субъектное обучение, мотивировать обучающихся на решение проблемных ситуаций, планирование своих учебных действий и их вариативность.
2. Деятельность обучающихся на уроке должна носить преобразовательный характер, задания предполагать формирование всех групп УУД (наблюдение, сравнение, анализ, аналогия, обобщение).
3. Обучение должно идти от имеющихся знаний к выявлению незнания, формулированию проблемы. Выход на проблему предполагает поиски ее решения, а, следовательно, интенсивную самостоятельную деятельность обучающихся, открытие истины, доказательство или опровержение гипотезы, формулирование закономерности.
4. Принцип «мини-макса» позволит вовлечь в процесс обучения всех школьников в соответствии с их уровнем притязаний; организация групповой, парной или индивидуальной работы при рациональном формировании групп или пар позволит развивать навык сотрудничества при решении учебных задач, самостоятельность, избирательность в способах работы.
5. Необходимо учитывать субъективный опыт обучающихся.
6. Педагог должен уметь вариативно простраивать процесс обучения, оптимально подбирать методы, средства и приемы для достижения поставленных целей. Урок должен иметь гибкую структуру, педагог должен учитывать ситуативность, возникающую в ходе урока.
Обратимся к типологии уроков в соответствии с требованиями ФГОС, попробуем определить особенности структуры таких уроков. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на несколько групп: уроки «открытия» нового знания, уроки отработки умений и рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля.
Рассмотрим подробнее «урок развивающего контроля». Вспомним, что по ФГОС мы выделяем две цели: содержательную (направленную на формирование предметных УУД) и деятельностную (направленную на формирование метапредметных и личностных УУД). Таким образом цели «урока развивающего контроля»:
1. «содержательная» - формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
2. «деятельностная» - контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.
Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.
Структура уроков развивающего контроля
Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.
Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.
Формы организации уроков развивающего контроля
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:
самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;
взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;
педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.
Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля
Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа.
Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этого этапа требуется:
определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу");
актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо");
исходя из решенных ранее задач установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий ("могу");
установить форму и процедуру контроля;
предъявить критерии выставления оценки.
Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:
организовать повторение контролируемых способов действий (норм);
активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение и пр.) и познавательные процессы (внимание, память и пр.), необходимые для выполнения контрольной работы;
организовать мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
организовать самостоятельную работу учащихся;
организовать сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
предоставить им возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
Анализ контрольной работы
Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов.
Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Для этого необходимо:
организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности ("хочу" – "надо" – "могу") и формулирование ими основной цели урока;
воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласовать их оценки с оценкой учителя.
Учащиеся, которые допустили ошибки:
уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
анализируют свое решение и определяют место ошибок (место затруднений);
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки (причина затруднений).
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.
Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (т. е. какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, т. е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этого этапа учащиеся, у которых были затруднения в контрольной работе, должны:
самостоятельно исправить свои ошибки выбранными методом и средствами, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки;
соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т. д.), в которых были допущены ошибки;
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этого этапа организуется обсуждение типовых ошибок и заданий, которые вызвали затруднение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – интериоризация* способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этого этапа необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки;
провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали результаты;
отметили преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
Включение в систему знаний и повторения – применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
Рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:
проговаривают механизм деятельности по контролю;
анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
называют способы действий, вызвавшие затруднения;
фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
оценивают полученные результаты собственной деятельности;
при необходимости определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
намечают цели последующей деятельности.
Урок данного типа требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, лучше в тестовой форме, с учениками оговариваются критерии оценок.
Особую значимость на уроках развивающего контроля приобретает этап самоконтроля, на котором ученик должен использовать приобретенные им навыки:
при возникновении затруднений – обращаться к учителю за помощью, который должен поддержать его инициативу в направлении самооценки;
при проверке работы – уметь работать с образцом и эталоном;
при обнаружении ошибки – рассуждать по алгоритму рефлексивного анализа деятельности.
Для учащихся, успешно выполнивших тестовые задания, важным этапом формирования системы самооценки является предложение учителя выполнить задания творческого плана. Этот этап моделирует ситуацию реального выполнения заданий ЕГЭ: «Я успешно справился с заданиями частей "А" и "В" могу приступить к части "С"». Подобного рода творческие задания рассматриваются учащимися как дополнительный стимул к дальнейшей успешной работе с тестовыми заданиями ("хочу" – "могу").
Опыт работы показывает, что к данному виду заданий приступает незначительная часть учащихся, но тестовые задания, отрабатывающие модели частей "А" и "В" ЕГЭ, выполняются большинством учеников (с учетом необходимого алгоритма), что позволяет нам говорить о сформированности навыков самоконтроля.
Анализируя практику проведения урока развивающего контроля в среднем и старшем звене, отметим, что приобретенные навыки самоконтроля помогают ученику справляться с более трудными тематическими тестами. Опрос учителей-предметников подтверждает мысли о переносе алгоритма действий, сформированного в режиме развивающего контроля, при выполнении тестовых заданий другой предметной области.
Все вышесказанное позволяет говорить о целесообразности использования уроков развивающего контроля для формирования у обучающихся концепций самостоятельной работы в ситуации "контроля над знаниями" (ситуация успеха). Анализ технологии организации урока развивающего контроля позволит практикующему учителю оценить его возможности. Полученный алгоритм действий может быть использован учителем-практиком в самостоятельной работе, и прежде всего при отработке тестовых заданий, характерных для частей "А" и "В" ЕГЭ.