Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская по русскому языку. 5 класс»
Мастерская творческого письма «Зима»
1. Индуктор.
- Ребята, хочу начать сегодняшнее занятие с загадки. Послушайте, пожалуйста:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поле, дома, а зовут меня… (Зима)
- Правильно, сегодня мы с вами поможем Зиме справиться со всеми делами.
(Учитель открывает на доске
большую снежинку в центре
которой написано слово «Зима»)
- Сейчас я раздам вам снежинки (листочки).
Сегодня мы должны украсить зиму...Как вы думаете, чем?
- Словами и мыслями.
- Итак, мы знаем первое слово, которое будет темой нашей мастерской. Прислушайтесь. (Звучит запись: вьюга, метель, щебетание птиц). Нарисуйте в своем воображении зимнюю картину.
- Какие ассоциации к слову «зима» у вас возникли? (дети по очереди выходят и вписывают ассоциации в кружочки на лучиках снежинки)
2. Создание творческого продукта.
Дети вытаскивают из корзинки карточки, на каждой из которых написано по одному слову: снег, холод, веселье, метель, моё настроение.
- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.
- Представьте себе, что вы художники и писатели, и вам надо сделать зарисовку, этюд на тему «Зимушка-зима». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.(Групповая работа).
3. Социализация.
Рисунки вывешиваются на доску.
- Вспомните интересные истории из своей жизни,
связанные с зимой, и расскажите их друг другу в
группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.
- Какие другие слова возникают в вашей памяти, когда вы слышите слово
«зима»? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.
Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания или кеннинги .
4. Промежуточная рефлексия.
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух: звук мороза, веселый праздник, сверкающая мишура, очарование холода, шелест вьюги, чистота льда, холодный перезвон, красота сияния, зимний мороз...
В результате записи учащихся дополняются.
5. Новая информация и её обработка
- Попробуйте написать определение слова «зима»:
Зима – это... (Групповая работа)
(Зима – это владения холода. Зима – это ожидание праздника. Зима – это чудеса и волшебство. Солнце греет все меньше, день короткий, природа замирает.
Все вокруг одевает былые одежды, земля покрывается пушистым ковром).
6. Корректировка и создание нового текста.
- Используя содержание своей словесной снежинки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о зиме. Выразите своё отношение к этому времени года. Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (чтение друг другу своих текстов вполголоса). Затем представители группы читают свои работы всему классу.
- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите её для себя. («Любая погода должна приносить положительные эмоции» ...)
7. Социализация.
Всем группам раздаются одинаковые тексты.
- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).
Учащиеся читают составленные ими вопросы.
8. Общая рефлексия.
- А теперь поработаем с учебником. Прочитайте текст, разделите его на абзацы, определите микротемы каждого абзаца, составьте план; определите тип речи. (Работа в парах.)
- Давайте вернёмся к первому заданию и послушаем, какие общие тексты
получились в наших группах.
- А сейчас посмотрите на свои рисунки, прочитайте свои последние записи и
определите, какую зиму вы нарисовали. Обоснуйте ответ. (Выслушиваем всех.)
Обсуждение результатов занятия.
9. Домашнее задание.
- Напишите сочинение-метаморфозу «Я зима…».
Рефлексию можно провести на следующем уроке. Если этот этап занятия проводится в урочное время, то на него отводится 5-7 минут; работы читаются в группах, выбираются наиболее удачные, которые предъявляются всему классу.
Список использованной литературы:
1. Васильевых И. П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс». – М. Мнемозина, 2008.
2. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
3. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М., ЦГЛ, 2006. – 160 с.