kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тетрадь по культуре речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал собран в помощь учителю русского языка в работе над культурой речи обучающихся. Тетрадь можно распечатать и ползоваться на каждом уроке. Упражнения подобраны по темам: "Орфоэпические нормы", "Морфологические нормы", "Синтаксические нормы", "Лексические нормы" и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь по культуре речи»

Орфоэпические нормы.

Упражнение №1

Прочитайте слова, соблюдая нормы произношения.

1. Августовский, агент, агрономия, алкоголь, алфавит, арахис, баловать, бармен, басовый, бекон, береста, беленный, благоприобретение, бряцать, буйволица, вальдшнеп, верба, вероисповедание, ветеринария, ворота.

2. Включит, включенный, втридорога, высоко, газопровод, гофрированный, гренки, гротесковый, грушевый, дабы, давящий, давленный, джинсовый, девичий, декольтированный, деньгам, дискант, диспансер, доверху, договор.

3. Донельзя, долитый, досуг, древко, еретик, жалюзи, занятой, занятый, заглянет, завороженный, закупорить, заморенный, завидно, запломбировать, заткнутый, загнутый, звонят, звонит, знамение, избаловать.

4. Иконопись, иначе, инсульт, искриться, искра, исчерпать, исчеркать, каталог, казаки, камбала, кашлянуть, квартал, квашение, кирзовый, кладовая, клеить, книгопродавец, коклюш, корысть, комбайнер.

5. Колледж, крапива, красивее, кухонный, курень, кулинария, лавровый, лиловее, логопедия, ломоть, ломота, манит, медикаменты, мельком, металлургия, мимикрия, мизерный, молох, мускулистый, мусоропровод.

6. Мутит, начался (урок), начало, надолго, намерение, наговор, наркомания, накрениться, некролог, недопитый, новорожденный, нормированный, обеспечение, облегчить, обговоренный, община, овен, огниво, одновременно, одолжить.

7. Нет окон, омоложенный, ополоснутый, оптовый, опошлить, осведомиться, отдал, отлучит, отрочество, откупорить, отогнутый, паралич, петля, перчит, пиала, пиковый, плато, похороны, поминки, повторим.

8. Подростковый, приданое, премировать, проклятый, принудить, простыня, путепровод, пуловер, рассредоточение, ракушка, расклешенный, ремень, роженица, сабо, сахаристый, сваты, свекла, семинария, симметрия.

9. Сироты, скула, сливовый, спиртовой, по средам, средства, статуя, столяр, тайная вечере, таможня, танцовщик, творог, тефтели, тошнота, торты, трюфели, украинский, уставный.

10. Уведомить, упрочение, фарфор, феномен, феерия, флюорография, фольга, форзац, фунтовый, хаос, ходатайство, хозяева, христианин, цепочка, цыган, черпать, чернослив, щавель, эксперт, языковой (барьер), языковая (колбаса), ягодица.


Упражнение №2

Прочитайте вслух, обращая внимание на твердое или мягкое произношение согласных перед «Е».

1. Атеизм, ателье, антенна, анестезия, бандероль, бассейн, бижутерия, бизнес, бизнесмен, бифштекс, вестерн, вундеркинд, газель, гангстер, гантели, гипотеза, генетика, гротеск, депо, дефис.

2. Дебют, декада, дедуктивный, дезинформировать, декан, декрет, декольте, демон, дельфин, дельта, диспансер, дебош, декаданс, декларация, дефект, индекс, идентичный, интервью, интернет, интеграл.

3. Кордебалет, крем, компресс, кофе, кафе, кратер, компьютер, кодекс, кредо, каре, консервы, кибернетика, кашне, крейсер, компетентный, лазер, леди, лотерея, либретто, менеджер.

4. Мадмуазель, модель, метрдотель, морфема, мистерия, метрополитен, нонсенс, орхидея, пенсне, проект, претензия, пресса, протеже, патент, резюме, рейсовый, реквием, рейд, свитер, сейф.

5. Шинель, хризантема, фанера, шрапнель, шатен, штепсель, эпидемия, эстет, фланель, форель, фонема, фарватер, экспресс, фрейдистский, фреска, френч, штемпель, шедевр, экстерьер.


Упражнение № 3.

Прочитайте следующие слова.

Определите, где произносится «Е», а где «Ё».

1. Атлет, афера, блеклый, бытие, безнадежный, береста, белесый, блеф, белошерстный, вахтер, внесенный, гололед, гололедица, гравер, гренадер, груженный, головешка, донесший, двоеженец, двоеженство.

2. Дебелый, дареный, желчь, желоб, заем, завороженный, замороженный, запечатанный, зев, заряженный, засоренный, иноплеменный, истекший, издалека, крестный ход, крестный отец, комбайнер, ксендз, коленопреклоненный, леска.

3. Маневры, многоженец, многоженство, новорожденный, наем, никчемный, недоуменный, незаконнорожденный, одноименный, одновременный, околесица, осетр, опека, острие, оседлый, отекший, одноплеменный, очечник, омоложенный, отключенный.

4. Поблеклый, посаженный, отец, планер, побасенка, переведенный, приобретенный, перекрестный, проторенный, пристыженный, современный, совершенный, свекла, скабрезный, разжиженный, шофер, разношерстный, филенка, обыденщина, грушевый, шерстка.

Упражнение №4

Прочитайте слова, обращая внимание на сочетания «чн» и «чт»

1. Калачный, ключница, конечно, нарочно, бутылочный, очечник, двоечник, горчичный, девичник, полуночник, прачечная, пустячный, порядочный, лавочный, сливочный, яичница, встречный, Фоминична, будничный.

2. Горячечный, булочная, скворечник, мелочный, беспечный, сердечный, Никитична, нечто, подсвечник, взяточник, войлочник, ничто, поточный, молочник, горчичная, троечник, скучный, перечница, песочница, спичечный, селедочница, тряпичник.

Лексическая норма.

Упражнение №5

Прочитайте и укажите допущенные лексические ошибки. Исправьте и перепишите предложения.

1) Заглавная речь в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову.

2) Писатели – либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

3) Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

4) Сатирическое произведение поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

Упражнение №6

Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при употреблении синонимов. Внесите необходимые исправления и перепишите.

1) В письменных работах абитуриентов допускаются однотипные ошибки.

2) По предложению Николая комсомольцы единодушно переизбрали прежнего секретаря.

3) Многие специалисты просмотрели неясные места в найденной рукописи.

4) Лучше было бы оставить термин «окончание»

5) Из–за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки.

6) Результаты двух экспериментов были отличные.

Упражнение №7

Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены в употреблении однокоренных слов (паронимов). Исправьте эти ошибки и перепишите предложения.

1) Поздние стихотворения поэта понятливы и доступны каждому.

2) В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.

3) После первой же встречи они невзлюбили друг друга и их отношения стали холодными и вражескими.

4) Журнал широко представляет свои страницы начинающим поэтам.

5) Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, и чувства тактики у нее вовсе нет.

6) Раскольников путем логических измышлений приходит к мысли убить старуху.

7) Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.

Упражнение №8

К числу речевых недочетов относится употребление лишних слов, многословие. Лишними является слово, которое ничем не дополняет того, что выражено другими словами, например: «Очень огромное влияние на творчество писателя оказал русский фольклор (слово очень лишнее: слово огромное уже обозначает «очень большое»). Прочитайте и укажите лишние слова. Перепишите, сделав необходимые изменения.

1) Павел впервые познакомился с Тоней совершенно случайно. 2) Некоторые наглядно, своими собственными глазами видели, как небрежно обращаются с инструментами молодые рабочие. 3) Основной и главной задачей является сейчас борьба за повышение производительности труда. 4) Факультетская стенгазета регулярно и систематически освещает вопросы работы подготовительного отделения. 5) В субботнике участвовало более 300 человек студентов. 6) План работы строительного отряда был продуман до самых мельчайших подробностей. 7) Я лично хотел бы заниматься изучением современной литературы.

Упражнение №9

Найдите ошибки, вызванные наличием лишнего слова. Лишние слова заключите в скобки.

1. Своими соображениями о новом методе исследования ученый поделился с коллегами по работе. 2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. 3. Он говорит, жестикулируя руками. 4. Они ехали молча, без слов. 5. Очень замечательные впечатления остались в нашей памяти от поездки по Волге. 6. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого. 7. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 8. Ремонт будет окончен в мае месяце.

Упражнение №10

Исправьте предложения, в которых фразеологизмы употреблены с неоправданным изменением общепринятых форм.

1) Хватит! Хватит, моя чашка терпения тоже лопнула. 2) Физическое его состояние заставляло желать лучшего. 3) Когда Грибанов надевал перчатки, Сергей Евграфович отворачивался в сторону, чувствуя, как мороз продирает по коже. 4) Руки у него короткие, чтобы помешать. 5) Вся эта работа не стоит поломанного гроша. 6) И все–таки после такого серьезного разговора дело было отложено под сукно. 7) Нельзя запрягать телегу посреди лошади. (В. Черномырдин.)

Упражнение №11

Устраните тавтологию.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонентскую плату за телефон. 6. Из лекции по культурологии мы узнали много полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин. 8. На территории Казанского собора были найдены археологические находки. 9. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах. 10. Каждый учащийся, изучая тот или иной механизм, учится работать на станке.

Упражнение №12

Устраните плеоназм.

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 3. Деятельность центра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами различных стран. 4. При такой обработке много древесины пропадет зря. 5. Зимой множество техники простаивает без работы. 6. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 7. Премьера спектакля прошла при полном аншлаге. 8. После сильного дождя травы поникли к земле. 9. Она чересчур взяла на себя слишком много полномочий. 10. С полным ошеломления удивлением он участвовал в том, что произошло. 11. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 12. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 13. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 14. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть.

Упражнение №13

Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 2. Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак. 3. Сейчас хорошего врача днем с фонарем не сыщешь. 4. На всякий экстренный случай мы взяли с собой зонтик. 5. Деньги налогоплательщиков выпускаются в трубу. 6. Надо вывести его на свежую воду. 7. Это просто ни в какие рамки не вяжется.8. Генеральный прокурор на голову чище, чем те, кто сегодня пытался бросить в него камень. 9. Нa глазах у него стояли слезы. 10. Давайте говорить правде в глаза.

Упражнение №14

Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.


1. Именно при нем расцвела финансовая пирамида. 2. Именно поэтому, по мнению оперативников, произошла череда покушений на него.

3. Инвайт плюс - самая выгодная победа над жаждой (реклама). 4. Актовый зал едва смог вместить необъятное количество гостей. 5. Это было по меньшей степени странно. 6. Я уже не был в отпуске как проклятый.

7. Родственникам девочка обстоятельно и дотошно все рассказала.

8. Физическая подготовка игроков играла важное значение. 9. На зимней олимпиаде спортсменка снова завоевала победу. 10.Большинство денег ушло на восстановление разбитой машины.

Упражнение №15.

Укажите номера слов, значения которых определены правильно.

I. Катарсис — состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля.

2. Дипломант — тот, кто удостоен диплома. 3. Респондент — тот, кто отвечает на вопросы анкеты. 4. Инаугурация — торжественное публичное представление чего-либо, устраиваемое с целью рекламы. 5. Консенсус — общее согласие по какому-либо вопросу.

Упражнение №16

Укажите номера слов, значения которых определены правильно.

1. Кворум - массовое собрание, съезд. 2. Кинолог - работник кинематографии. 3- Саммит - встреча глав государств. 4. Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки. 5. Диссидент - иностранец, постоянно проживающий в данной стране.

Упражнение №17

Укажите номера фразеологизмов, значения которых определены правильно.

1. Втирать очки - говорить, не касаясь дела, не прямо. 2. Эзопов язык - иносказательное выражение мыслей. 3. Собаку Съел - о человеке, испытывающем сильное чувство голода. 4. Вставлять палки в колёса - намеренно мешать в каком-либо деле. 5. Куда Макар телят не гонял – очень далеко.

Упражнение №18

Укажите номера фразеологизмов, значения которых определены правильно.

1. Перейти Рубикон — принять решение, сделать решительный шаг.

2. Аннибалова клятва — зарок, обещание не делать чего-либо впредь.

3. Заварить кашу - затеять какое-либо сложное, хлопотливое дело.

4. Взять быка за рога - прийти в состояние озлобления, досады.

5. Кот наплакал - об очень малом, незначительном количестве чего - либо.


Упражнение №19

Исправьте речевые ошибки. В чем они заключаются?

1. Сотрудница загса аккуратно вписала в свидетельство о рождении инициалы новорожденного - Сидоров Иван Петрович.

2. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов!

3. На встречу в Останкино был приглашен атташе по вопросам культуры из американского посольства.

4. Коренные жители Индии – индийцы – говорят на многочисленных диалектах.

5. Афоризмы Козьмы Прудкова выражают мысль сжато и парадоксально.


Упражнение №20

Какое слово употреблено в несвойственном ему значении? Объясните значение его.


1. Андрей был респектабельным человеком, у которого до зарплаты не оставалось денег даже на трамвай.

2. Виртуозное исполнение симфонии было встречено овациями.

3. Россия осудила сепаратных переговоров Америки и Чечни.

4. В школах необходимо постоянно дискредитировать здоровый образ жизни, разъяснять опасность употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.

5. Кириллицей написаны многие латинские тексты, созданы еще в V – VII веках нашей эры.


Упражнение №20

Укажите, где нормы сочетаемости слов нарушены:


1) предотвратить неверный шаг, 4) принимать за сумасшедшего,

2) взаимное уважение друг друга, 5) кануть в историю,

3) озабочен здоровьем детей, 6) вызывать доверие.


Упражнение №21

Укажите, где нормы сочетаемости слов нарушены:

1) причинить пользу,

2) вызвать большой резонанс,

3) потребность в знаниях,

4) пристально слушать,

5) оказывать покровительство

6) благодаря пожару.


Упражнение №22

Укажите, где нормы сочетаемости слов нарушены:

1) глубокое сопротивление,

2) давать намеки,

3) несмотря на запрет,

4) превосходство над противником,

5) поселился жить в городе,

6) одеть перчатки.






Морфологические нормы.

Упражнение №23

Определите род имен существительных

Тонк... вуаль, прозрачн... тюль, стеклянн... бутыль, заполнен… табель, импортн... шампунь, куплены... толь, болезнен… мозоль,

скользк... ступень, тяжел... бандероль, черн... рояль.

Упражнение №24

Определите род несклоняемых существительных. Проверьте значения незнакомых слов по словарю иностранных слов.

Вульгарн... арго, рискованн... антраша, звучащ банджо, выдержаны... бри, опасн... динго, юн... кабальеро, забавн гризли, крошечн... колибри, остроумы... конферансье, уважаем... кюре, сочн… манго, молод... марабу, знаменит... маэстро, стар... рантье, заброшены… ранчо, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлены... эмбарго, крепк... виски, вкусн... салями, огромн... цунами, длинн... авеню, шелков... кимоно, хрустальн... бра, разрушительн... торнадо, чопорн... денди.

Упражнение №25

Замените форму множественного числа существительных формой единственного числа.

Георгины, спазмы, тапки, туфли, заусенцы, плацкарты, скирды, банкноты, эполеты, щупальца.

Упражнение №26

Определите род аббревиатур.

ЗАГС, ТЮЗ, ВГИК, ГЭС, ЖЭК, ВАК, СНГ, НИИ, МИД, РОНО, ООН, РИА, РИО.


Упражнение №27

Раскройте скобки, употребив существительные в форме множественного числа.

1. В трамвайный парк требуются (кондуктор). 2. Лекции читают опытные (профессор). 3. Открыть новые (цех). 4. Следует поставить новые (клапан). 5. В этой папке собраны (договор) с предприятиями. 6. Выведен новые (сорт) винограда. 7. Противоборствующие политические (лагерь). 8. В редакции хранятся (ворох) писем от читателей. 9. Поставили новые (жёлоб). 10. Здесь лежат ароматные (крендель). 11. На конвертах ставятся (штемпель). 12. (Бухгалтер) заполняют приходные (ордер).


Упражнение №28

Oт приведенных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, холод, шофер, парус, трактор, хутор, клевер, торт, вечер, жемчуг, инженер, договор, флюгер, клапан, борт, невод, порт, почерк, китель, вензель, жёлоб, отпуск, сектор, прожектор, редактор, стог.


Упражнение №29

Объясните смысловое различие между приведенными существительными. Образуйте с ними словосочетания.

Хлебы - хлеба, ордены - ордена, мужи - мужья, лагери – лагеря, корпусы корпуса, мехи - меха, пропуски - пропуска, тоны – тона, образы - образа, поясы - пояса.


Упражнение №30

Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Чулки, гольфы, носки, сапоги, апельсины, килограммы, цыгане, румыны, граммы, гусары, партизаны, осетины, монголы, гектары, помидоры, кегли, ясли, грабли, будни, сумерки, потемки, басни, вафли, чипсы, ущелья, таджики, армяне, рельсы, цапли, оглобли, пригоршни, макароны, шпроты, консервы, джинсы.


Упражнение №31

Прочитайте, спишите, числа напишите словами.

1. Жалел о 50 рублях, потраченных зря.

2. Располагаю 60 рублями и 8 копейками.

3. Знакомство с 52 участниками конкурса продолжалось в течении 52 часов.

4. Около 70 килограммов конфет раздали 83 малышам, после чего у 82 из них разболелись животы.

5. Наша кошка - мать 86 котят! Всем 86 она дала прекрасное воспитание, и всеми 86 гордятся их хозяева.

6. Старый ворон командовал стаей из 76 птиц. Нелегкое это дело - командовать 76 воронами!

7. 30 из 85 предложенных на конкурс моделей одежды жюри было разочаровано, 55 осталось вполне довольно.

8. С 24 яблонь собрали в тот год менее 60 килограммов яблок, но все равно поделились этими 60 килограммами с друзьями.

9. Арендатор владел 87 га земли. На 57 он выращивал картофель, а на 30 – овощи.

10. Из 80 книг своей библиотеки он всерьёз дорожил лишь20, а к остальным 60 относился прохладно и охотно давал читать кому попало любую из этих 60.

Упражнение №32

Прочитайте, спишите, числа напишите словами.

1. Жалел о 500 рублях.

2. Располагаю 600 рублями.

3. К 770 прибавить 20.

4. Из 850 вычесть 50.

5. На 620 солдатах были пилотки, а 380 солдатам их не досталось.

6. Учитель был в ужасе от 590 ошибок, допущенных в диктанте из 240 слов.

7. Знакомство с 555 участниками продолжалось в течение 30 дней и

заняло более 200 часов.

8. Около 700 килограммов конфет раздали 830 малышам, после чего у

820 из них разболелись животы.

9. У нее есть 10 кошек, которые родили уже более 850 котят. Всем

850 вручены родословные, всеми 850 гордится клуб.

10. Из 880 книг своей библиотеки он всерьез дорожил лишь 278, а к

остальным 602 относился прохладно.


Упражнение №33

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами.

2. Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами.

3. Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей.

4. Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью

книгами.

5. Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями.

6. На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители.

7. Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

8. До конца экспедиции осталось двадцать двое суток.

9. По обеим сторонам реки тянется живописный лес.

10. В моей библиотеке около полутораста книг.


Упражнение №34

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте их.

1. Двое суток нам пришлось провести в аэропорту.

2. Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного

голодного волка

3. Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись.

4. Нас было двое, а их - четверо.

5. В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков.

6. У обоих часов сломана секундная стрелка.

7. Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с

большим трудом.

8. Трое неизвестных неожиданно появились перед нами.

9. Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю.

10. Озеро находится в полутора километрах от города.


Упражнение №35.

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением местоимений. Исправьте их.

1 Дубровский собрал себе верных людей и стал главарём разбойничьего отряда.

2. Гринёв подошёл к Швабрину, и Пугачев увидел, что он побледнел.

3. Я убежден, что каждый из нас должен научиться грамотно писать.

4. Мальчик дал щенку жареного мяса, и он за одну минуту съел его.

5. Милиция тоже не дремала: через неделю они нашли похитителей.

6. Иван покрасил забор. Сегодня он выглядел прекрасно.

7. «Мне надоело разговаривать с самим собой!» - воскликнул старик.

8. Я должен признаться в том, что очень по вас скучаю.

9. Случалось, что бандиты открывали по нам огонь из обрезов.

10. Донское казачество разъехалось по своим станицам. Они больше не хотели воевать.

Упражнение №36.

Напишите предложения от первого лица единственного числа.

  1. Боимся, что если мы не успеем подготовиться к семинару, то очутимся в неприятном положении.

  2. Мы непременно убедим вас в ошибочности вашей позиции.

  3. Мы уезжаем в Сочи и надеемся, что на несколько дней приютимся у знакомых.

  4. Будем усиленно тренироваться и обязательно победим своих соперников в следующем матче.

  5. Если вы выполните костюмы по нашим эскизам, то мы без сомнения, затмим наших конкурентов.

Упражнение №37.

Найдите и исправьте ошибки в образовании форм глаголов, прилагательных и местоимений.

  1. Человек метается по комнате.

  2. Саша помогает мне доплысть до берега.

  3. Искупавшись, я сразу вылажу на берег.

  4. Судья Ляпкин-Тяпкин в служебное время ездиет на охоту.

  5. Трава в поле пригинается к земле.

  6. Татары хочут убить Жилина.

  7. Я ложу книги в портфель, он становится еще более толще, и я с трудом закрываю его.

  8. Я с таким интересом читала книгу «Голод», что мне трудно было от ее отроваться.

  9. Эта тема сочинения более уже, чем та, которая была в прошлый раз.


Синтаксические нормы.

Упражнение №38.

Раскройте скобки, запишите словосочетания с данными словами.

1. Уверенность (свои силы)- вера (победа).

2. Различать (плохое и хорошее) – отличать (плохое и хорошее).

3. Переполнен (решимость) – проникнут (отвага).

4. Свойственно (этот человек) – характерно (этот человек).

5. Превосходство (противник) – превосходить (противник).

6. Усваивать (язык) – овладевать (профессия).

7. Обращать внимание (недостатки) - уделять внимание (клиент).

8. Обрадоваться (победа) – обрадован (победа).

9. Платить (работа) – оплачивать (работа).

10. Препятствовать (развитие) – тормозить (развитие).

Упражнение №39.

Отредактируйте предложения с ошибками в управлении.

1. Благодаря поддержки избирателей кандидат победил на выборах.

2. Такая манера поведения не свойственна для человека с высшим образованием.

3. Книги учат детей отличать добро и зло.

4. Все были поражены его мужеству.

5. Все удивлялись его настойчивостью.

6. Друзья успели предостеречь нас об опасности.

7. Обязанность комиссии – контролировать за ходом работ.

8. Работники предприятия требуют повышения зарплаты.

9. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

10. Чиновник не удостоил ответа журналиста.

Упражнение №40.

Отредактируйте предложения с ошибками в управлении

1. О предстоящей отставке правительства не сомневаются даже оптимисты.

2. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь.

3. Не будем рассуждать о том, о чем вы не знаете.

4. О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам.

5. Я знаю, что он будет скучать по нам.

6. Похоже на шутку, но здесь об этом смеются и рады верить.

7. Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы.

8. Ответственный за проведение конференции обязан координировать и руководить работой секций.

9.Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития.

10. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

Упражнение №41.

Исправить ошибки в предложениях с причастным оборотом.

1) По (не) зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу. 2) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 3) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830». 4) Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменен. 5) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и оканчивающихся дуглавым Эльбрусом. 6) Воздух был пропитан острым запахом моря ижирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. 7) Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. 8) Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом. 9) Недорослями называют молодых людей, недостаточно взрослыми родителями. 10) Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожими на этого внешне ничем не отличающихся от других людей мальчишку. 11) Узкая дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами.12) Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас. 13) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.


Упражнение №42.

Составьте предложения с деепричастными оборотами, выбирая из двух имеющихся вариантов тот, в котором деепричастный оборот по смыслу сочетается с подлежащим.

1. а) Писатель должен показывать жизнь такой, как она есть, … б) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, … (не приукрашивая и не ухудшая ее).

2. (Взобравшись на крышу сарая, … ) а) Павке хорошо был виден сад Лещинских. б) Павка хорошо видел сад Лещинских.

3. (Увидев двенадцатизарядный «манлихер», … ) а) у него дух захватило. б) он задохнулся от радости.

4. а) Какие мечты преследовали Мцыри, … б) О чем мечтал Мцыри, … (живя в монастыре)?

Упражнение №43.

Найдите ошибки и исправьте их.

1) Войдя в лес, солнце село. 2) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало смешно. 3) Приехав в колхоз, улучшились условия быта. 4) Поступив работать на завод, у меня оставалось мало времени. 5) Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошел английский язык. 6) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 7) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 8)Взяв ее под руку, они пошли вместе. 9) Прочитав пьесу, меня, обступили ее герои.

Упражнение №44.

Отредактируйте предложения с ошибками в управлении.

1. Благодаря поддержки избирателей кандидат победил на выборах.

2. Такая манера поведения не свойственна для человека с высшим образованием.

3. Книги учат детей отличать добро и зло.

4. Все были поражены его мужеству.

5. Все удивлялись его настойчивостью.

6. Друзья успели предостеречь нас об опасности.

7. Обязанность комиссии - контролировать за ходом работ.

8. Работники предприятия требуют повышение зарплаты.

9. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

10.Чиновник не удостоил ответа журналиста.


Упражнение №45.

Отредактируйте предложения с ошибками в управлении.

1. О предстоящей отставке правительства не сомневаются даже оптимисты.

2. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь.

3. Не будем рассуждать о том, о чем вы не знаете.

4. О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам.

5. Я знаю, что он будет скучать по нам.

6. Похоже на шутку, но здесь об этом смеются и рады верить.

7. Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы.

8. Ответственный за проведение конференции обязан координировать и руководить работой секций.

9. Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития.

10. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

Упражнение №46.

Составьте высказывания с приведенными ниже словами

Ручаться - гарантировать; начать - приступить; одевать - надевать; беспокоиться - тревожиться; примириться - смириться; преимущество -превосходство; вера - уверенность; расфасовать - упаковать; тормозить - препятствовать; обосновать - основать; сходный -

идентичный; опираться -базироваться: поражаться -удивляться; предупреждать- предостерегать; рассердиться - рассержен; уплатить - оплатить; ценить -дорожить.


Упражнение №47.

Отредактируйте предложения с однородными членами.

1. Теперь нашим учёным и филологам предстоит изучать найденные рукописи.

2. Мы можем вспомнить и отдать дань тем, кто стал жертвой репрессий.

3. Полиция обрушила на молодежь дубинки гранаты со слезоточивым газом и огнестрельное оружие.

4. На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы.

5. На дороге образовалась пробка. Стояли автобусы, троллейбусы, наземный транспорт.

6. Одно ранение было смертельным, два — огнестрельные.

7. Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь».

8. Здесь Пушкин изобразил не только развязку крестьянского восстания, но и подчеркнул властную роль Москвы.

9. Здесь можно купить одежду, кепки, футболки.

10. В России сейчас происходят новые для страны преступления: борьба группировок, оружие, коррупция, рэкет.


Упражнение №48.

Переведите прямую речь в косвенную.

1. Андрей все понял и сказал: «Хорошо, я согласен».

2. После этих слов сына отец закричал: «Немедленно уходи отсюда!»

3. «Гудки с пристани слышно?» - вполголоса спросил Илья.

4. Татьяна Александровна протянула Вере обе руки и сказала: «Пишите».

5. «Действуйте по разработанному плану, от меня указан ждите», - сказал Серп ил ин.

6. «Мне незачем хитрить, - промолвила она. - Да, я посещал дом».

7. «Стоит ли читать стихи?» - нерешительно спросил я.

8. «Не шумите!» - сердитым шёпотом проговорил старик.

9. «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», - гласит народная мудрость.

10. «Когда со мной соглашаются, я чувствую, что не прав», писал - Оскар Уайльд.


Обобщающие задания

Упражнение №49.

Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Врач спросил больного, как он себя чувствует.

2. В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты.

3. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

4. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

5. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

6. Всю войну она работала не покладая сил.

7. Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

8. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

9. Ни для кого не секрет о том, что положение нашей экономики желает лучшего.

10. Этот человек - полный невежа в искусстве.


Упражнение №50.

Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. В этом году сильные морозы начались в начале января.

2. Говорил он очень возбужденно, жестикулируя руками.

3. Не стоит придавать особого внимания этой информации.

4. Взобравшись на крышу сарая, Павлу был хорошо виден весь сад.

5. Живущие родственники в Сибири, приехав в Таганрог, остановились нас.

6. Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

7. Больной был госпитализирован в больницу.

8. Цепочка была увешана брелками.

9. Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

10.Вопреки указания директора, занятия были отменены.

Упражнение №51.

Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

2. Поэт не расплескал своих сил понапрасну.

3. В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.

4. Свою автобиографию я вам уже рассказал.

5. Имеющийся жизненный опыт у человека - это его истинное богатство.

6. Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

7. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

8. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

9. Я согласился на это предложение скрипя сердцем.

10 .Наконец его давнее стремление стать летчиком осуществилось.

Упражнение №52.

Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.

2. Всем хорошо известны романтичные произведения Горького.

3. Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и абсолютно авангардные.

4. В заключение рассказчик рассказал очень смешную историю.

5. Это предприятие играет большое значение в экономике нашего города.

6. Этот стих я очень хорошо выучил назубок.

7. Никто из сестер, даже младшая, не знала об этом.

8. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.

9. Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

Ю.Когда обман открылся, я зарекся не врать.


Упражнение №53.


Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

2. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Германия. Венгрия, Италия, Франция.

3. Проект гостиницы в центре был спроектирован молодым архитектора

4. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

5. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

6. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

7. Сегодня холодно, поэтому Оля одела шубу.

8. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

9. Чацкий полон высокими думами.

10.Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

Упражнение №54.

Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

2. Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна. if Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там,

пока она не кончилась.

4. Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

5. Все, даже лучшая подруга, отвернулась от меня в трудную минуту.

6. В этих событиях важную скрипку играют военные!

7. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

8. Всегда и во всем надо понимать меру.

9. Группа ученых была удостоена правительственными наградами.

10.Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

Упражнение №55.

Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло запахом жасмина.

2. За последний год я прочитал несколько романов, повестей, художественных произведений и рассказов.

3. Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько минут съел его.

4. Демонстранты требовали ликвидации задолженности и заработной платы.

5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

6. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

7. Делился в письмах собственными размышлениями над жизнью и литературой.

8. Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

9. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

10.В короткие сроки разруха была восстановлена.

Упражнение №56.

Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.

1. В темноте трудно было угадать, куда водит нас проводник.

2. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считали его действия логическими.

3. После войны была потребность на обувь, одежду, продукты.

4. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.

5. На этой вечеринке он и начал за ней флиртовать.

6. Слово представлено народному депутату Иванову.

7. Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей.

8. Председательствует профессор, недавно защитивший докторскую степень.

9. Все лето трудились они на своем поле, возделывая урожай.

10. На этом документе не хватает росписи начальника отдела кадров.











23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тетрадь по культуре речи

Автор: Кочкаева Светлана Андреевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Разработка урока по теме " Культура речи""
    ["seo_title"] => string(36) "razrabotkaurokapotiemiekulturariechi"
    ["file_id"] => string(6) "309997"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458905728"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Общие сведения о языке. Культура речи. "
    ["seo_title"] => string(47) "obshchiie-sviedieniia-o-iazykie-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223627"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437979476"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Культура речи и языковая норма "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-riechi-i-iazykovaia-norma"
    ["file_id"] => string(6) "137295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417332600"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка "Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи" "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-rabochaia-tietrad-po-russkomu-iazyku-i-kul-turie-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "206524"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430207767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства