Материал собран в помощь учителю русского языка в работе над культурой речи обучающихся. Тетрадь можно распечатать и ползоваться на каждом уроке. Упражнения подобраны по темам: "Орфоэпические нормы", "Морфологические нормы", "Синтаксические нормы", "Лексические нормы" и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Прочитайте и укажите допущенные лексические ошибки. Исправьте и перепишите предложения.
1) Заглавная речь в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову.
2) Писатели – либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.
3) Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.
4) Сатирическое произведение поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
Упражнение №6
Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при употреблении синонимов. Внесите необходимые исправления и перепишите.
1) В письменных работах абитуриентов допускаются однотипные ошибки.
2) По предложению Николая комсомольцы единодушно переизбрали прежнего секретаря.
3) Многие специалисты просмотрели неясные места в найденной рукописи.
4) Лучше было бы оставить термин «окончание»
5) Из–за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки.
6) Результаты двух экспериментов были отличные.
Упражнение №7
Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены в употреблении однокоренных слов (паронимов). Исправьте эти ошибки и перепишите предложения.
1) Поздние стихотворения поэта понятливы и доступны каждому.
2) В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.
3) После первой же встречи они невзлюбили друг друга и их отношения стали холодными и вражескими.
4) Журнал широко представляет свои страницы начинающим поэтам.
5) Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, и чувства тактики у нее вовсе нет.
6) Раскольников путем логических измышлений приходит к мысли убить старуху.
7) Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.
Упражнение №8
К числу речевых недочетов относится употребление лишних слов, многословие. Лишними является слово, которое ничем не дополняет того, что выражено другими словами, например: «Очень огромное влияние на творчество писателя оказал русский фольклор (слово очень лишнее: слово огромное уже обозначает «очень большое»). Прочитайте и укажите лишние слова. Перепишите, сделав необходимые изменения.
1) Павел впервые познакомился с Тоней совершенно случайно. 2) Некоторые наглядно, своими собственными глазами видели, как небрежно обращаются с инструментами молодые рабочие. 3) Основной и главной задачей является сейчас борьба за повышение производительности труда. 4) Факультетская стенгазета регулярно и систематически освещает вопросы работы подготовительного отделения. 5) В субботнике участвовало более 300 человек студентов. 6) План работы строительного отряда был продуман до самых мельчайших подробностей. 7) Я лично хотел бы заниматься изучением современной литературы.
Упражнение №9
Найдите ошибки, вызванные наличием лишнего слова. Лишние слова заключите в скобки.
1. Своими соображениями о новом методе исследования ученый поделился с коллегами по работе. 2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. 3. Он говорит, жестикулируя руками. 4. Они ехали молча, без слов. 5. Очень замечательные впечатления остались в нашей памяти от поездки по Волге. 6. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого. 7. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 8. Ремонт будет окончен в мае месяце.
Упражнение №10
Исправьте предложения, в которых фразеологизмы употреблены с неоправданным изменением общепринятых форм.
1) Хватит! Хватит, моя чашка терпения тоже лопнула. 2) Физическое его состояние заставляло желать лучшего. 3) Когда Грибанов надевал перчатки, Сергей Евграфович отворачивался в сторону, чувствуя, как мороз продирает по коже. 4) Руки у него короткие, чтобы помешать. 5) Вся эта работа не стоит поломанного гроша. 6) И все–таки после такого серьезного разговора дело было отложено под сукно. 7) Нельзя запрягать телегу посреди лошади. (В. Черномырдин.)
Упражнение №11
Устраните тавтологию.
1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонентскую плату за телефон. 6. Из лекции по культурологии мы узнали много полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин. 8. На территории Казанского собора были найдены археологические находки. 9. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах. 10. Каждый учащийся, изучая тот или иной механизм, учится работать на станке.
Упражнение №12
Устраните плеоназм.
1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 3. Деятельность центра будет способствовать совместному сотрудничеству между народами различных стран. 4. При такой обработке много древесины пропадет зря. 5. Зимой множество техники простаивает без работы. 6. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 7. Премьера спектакля прошла при полном аншлаге. 8. После сильного дождя травы поникли к земле. 9. Она чересчур взяла на себя слишком много полномочий. 10. С полным ошеломления удивлением он участвовал в том, что произошло. 11. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 12. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 13. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 14. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть.
Упражнение №13
Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 2. Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак. 3. Сейчас хорошего врача днем с фонарем не сыщешь. 4. На всякийэкстренный случай мы взяли с собой зонтик. 5. Деньгиналогоплательщиков выпускаются в трубу. 6. Надо вывести его на свежую воду. 7. Это просто ни в какие рамки не вяжется.8. Генеральный прокурор на голову чище, чем те, кто сегодня пытался бросить в него камень. 9. Нa глазах у него стояли слезы. 10. Давайте говорить правде в глаза.
Упражнение №14
Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1. Именно при нем расцвела финансовая пирамида. 2. Именно поэтому, по мнению оперативников, произошла череда покушений на него.
3. Инвайт плюс - самая выгодная победа над жаждой (реклама). 4.Актовый заледва смог вместить необъятное количество гостей. 5. Этобыло по меньшей степени странно. 6. Я уже не был в отпуске как проклятый.
7. Родственникам девочка обстоятельно и дотошно все рассказала.
8. Физическая подготовка игроков играла важное значение. 9. На зимней олимпиаде спортсменка снова завоевала победу. 10.Большинство денег ушло на восстановление разбитой машины.
Упражнение №15.
Укажите номера слов, значения которых определены правильно.
I. Катарсис — состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля.
2. Дипломант — тот, кто удостоен диплома. 3. Респондент — тот, кто отвечает на вопросы анкеты. 4. Инаугурация — торжественное публичное представление чего-либо, устраиваемое с цельюрекламы. 5. Консенсус — общее согласие по какому-либо вопросу.
Упражнение №16
Укажите номера слов, значения которых определены правильно.
1. Кворум - массовое собрание, съезд. 2. Кинолог - работник кинематографии. 3- Саммит - встреча глав государств. 4. Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки. 5. Диссидент - иностранец, постоянно проживающий в данной стране.
Упражнение №17
Укажите номера фразеологизмов, значения которых определены правильно.
1. Втирать очки - говорить, не касаясь дела, не прямо. 2. Эзопов язык - иносказательное выражение мыслей. 3. Собаку Съел - о человеке, испытывающем сильное чувство голода. 4. Вставлять палки в колёса - намеренно мешать в каком-либо деле. 5. Куда Макар телят не гонял – очень далеко.
Упражнение №18
Укажите номера фразеологизмов, значения которых определены правильно.
1. Перейти Рубикон — принять решение, сделать решительный шаг.
2. Аннибалова клятва — зарок, обещание не делать чего-либо впредь.
Раскройте скобки, употребив существительные в форме множественного числа.
1. В трамвайный парк требуются (кондуктор). 2. Лекции читают опытные (профессор). 3. Открыть новые (цех). 4. Следует поставить новые (клапан). 5. В этой папке собраны (договор) с предприятиями. 6. Выведен новые (сорт) винограда. 7. Противоборствующие политические (лагерь). 8. В редакции хранятся (ворох) писем от читателей. 9. Поставили новые (жёлоб). 10. Здесь лежат ароматные (крендель). 11. На конвертах ставятся (штемпель). 12. (Бухгалтер) заполняют приходные (ордер).
Упражнение №28
Oт приведенных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Отредактируйте предложения с ошибками в управлении.
1. Благодаря поддержки избирателей кандидат победил на выборах.
2. Такая манера поведения не свойственна для человека с высшим образованием.
3. Книги учат детей отличать добро и зло.
4. Все были поражены его мужеству.
5. Все удивлялись его настойчивостью.
6. Друзья успели предостеречь нас об опасности.
7. Обязанность комиссии – контролировать за ходом работ.
8. Работники предприятия требуют повышения зарплаты.
9. В своей речи оратор указал об этих недостатках.
10. Чиновник не удостоил ответа журналиста.
Упражнение №40.
Отредактируйте предложения с ошибками в управлении
1. О предстоящей отставке правительства не сомневаются даже оптимисты.
2. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь.
3. Не будем рассуждать о том, о чем вы не знаете.
4. О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам.
5. Я знаю, что он будет скучать по нам.
6. Похоже на шутку, но здесь об этом смеются и рады верить.
7. Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы.
8. Ответственный за проведение конференции обязан координировать и руководить работой секций.
9.Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития.
10. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.
Упражнение №41.
Исправить ошибки в предложениях с причастным оборотом.
1) По (не) зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу. 2) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 3) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830». 4) Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменен. 5) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и оканчивающихся дуглавым Эльбрусом. 6) Воздух был пропитан острым запахом моря ижирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. 7) Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. 8) Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом. 9) Недорослями называют молодых людей, недостаточно взрослыми родителями. 10) Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожими на этого внешне ничем не отличающихся от других людей мальчишку. 11) Узкая дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами.12) Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас. 13) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.
Упражнение №42.
Составьте предложения с деепричастными оборотами, выбирая из двух имеющихся вариантов тот, в котором деепричастный оборот по смыслу сочетается с подлежащим.
1. а) Писатель должен показывать жизнь такой, как она есть, … б) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, … (не приукрашивая и не ухудшая ее).
2. (Взобравшись на крышу сарая, … ) а) Павке хорошо был виден сад Лещинских. б) Павка хорошо видел сад Лещинских.
3. (Увидев двенадцатизарядный «манлихер», … ) а) у него дух захватило. б) он задохнулся от радости.
4. а) Какие мечты преследовали Мцыри, … б) О чем мечтал Мцыри, … (живя в монастыре)?
Упражнение №43.
Найдите ошибки и исправьте их.
1) Войдя в лес, солнце село. 2) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало смешно. 3) Приехав в колхоз, улучшились условия быта. 4) Поступив работать на завод, у меня оставалось мало времени. 5) Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошел английский язык. 6) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 7) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 8)Взяв ее под руку, они пошли вместе. 9) Прочитав пьесу, меня, обступили ее герои.
Упражнение №44.
Отредактируйте предложения с ошибками в управлении.
1. Благодаря поддержки избирателей кандидат победил на выборах.
2. Такая манера поведения не свойственна для человека с высшим образованием.
3. Книги учат детей отличать добро и зло.
4. Все были поражены его мужеству.
5. Все удивлялись его настойчивостью.
6. Друзья успели предостеречь нас об опасности.
7. Обязанность комиссии - контролировать за ходом работ.
8. Работники предприятия требуют повышение зарплаты.
9. В своей речи оратор указал об этих недостатках.
10.Чиновник не удостоил ответа журналиста.
Упражнение №45.
Отредактируйте предложения с ошибками в управлении.
1. О предстоящей отставке правительства не сомневаются даже оптимисты.
2. Если вы думаете, что обо всех проблемах, о которых вам надо будет решать в жизни, вы прочтете в книгах, то вы ошибаетесь.
3. Не будем рассуждать о том, о чем вы не знаете.
4. О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам.
5. Я знаю, что он будет скучать по нам.
6. Похоже на шутку, но здесь об этом смеются и рады верить.
7. Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы.
8. Ответственный за проведение конференции обязан координировать и руководить работой секций.
9. Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития.
10. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.
Упражнение №46.
Составьте высказывания с приведенными ниже словами