Просмотр содержимого документа
«Статья «Опыт работы по внедрению новых подходов в обучение»»
Учитель русского языка и литературы Пернебаева Балхия Тургановна,
Шымкентская республиканская школа «Жас улан» МО РК.
«Опыт работы по внедрению новых подходов в преподавание и обучение»
С 2013 года я работаю над внедрением в практику «Новых подходов в обучении». Цель моего опыта преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение им знаний вне класса. Принципиальным для учителя является установление наличия у каждого ученика уникального подхода к решению различных вопросов. Роль учителя – установить степень понимания учащимися вопроса (проблемы, ситуации, явления) и содействовать дополнению или трансформации этого понимания.
Огромную помощь в освоении новых технологий мне оказали курсы по программе Кембриджского университета. Наиболее интересными и продуктивными мне показались технология «Новые подходы в обучении», «Критическое мышление» и «Лидерство в обучении».
Новизной моего опыта является применение в образовательном процессе учебных ситуаций: эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных, философских, провокационных. Их использование на уроках помогает нам с учениками решать учебные задачи, делает урок привлекательным и современным. Главным же результатом обучения становятся личностные изменения моих учеников и их успешное внедрение в реальную жизнь.
Что же нужно было для того, чтобы новые подходы в обучении стали инструментом моей педагогической практики?
Необходимо было решение ряд задач:
Внедрить инновационную технологию новых подходов в преподавании и обучении, а также развития критического мышления в обучении русскому языку и литературе;
Разработать и провести интересный урок с использованием технологии работы в группах и развития критического мышления.
Сделать так, чтобы такие уроки стали нормой, а не единичным случаем.
Сотрудничать с коллегами при изучении данной педагогической технологии для эффективности педагогического процесса.
Решение поставленных задач, позволило прийти к выводу, что внедрение новых технологий в учебный процесс необходимо, они развивают личность ученика, его мышление и творческие способности; помогают достичь атмосферы доверия между учителем и учеником.
1.«Новые подходы в преподавание и обучение» - обучение тому, как учиться, обучение через диалог. Обучение и преподавание на основе диалога предположили подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогал учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Эта технология позволила ответить на вопрос «Как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно?»
2.«Обучение критическому мышлению» активизировала мыслительную деятельность у учащихся, развивала детей мыслить критически.
3. Применение данных технологий в моей практике направила меня на мысль попробовать использовать технологию «Обучение талантливых и одаренных учеников». Данная технология помогла раскрывать и развивать способности у всех учеников.
Все, что я делаю, ориентировано на воспитание личности, способной принимать решения и нести за них ответственность, направлено на формирование и развитие коммуникативных умений, на развитие личности, одаренной и способной к социальной адаптации и к самовыражению, личности, которая воспринимает мир целостно и осознает свое место в нем. Я считаю, что «роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика», т.е. чтобы через систему мер и методов добиться у учащихся осознанного отношения к учению, сформировать у учеников потребность в интеллектуальной работе, в самостоятельной учебной деятельности, развивать у них общеучебные умения и навыки. Этой цели подчинена моя работа, которая осуществ-ляется на уроках русского языка и литературы и обеспечивает преемственность обучения и формирование коммуникативной, социокультурной компетенции, развитие ценностных ориентиров, чувств и эмоций, интеллектуальных и познавательных способностей.
Результативностью моей педагогической деятельности, на мой взгляд, является использование новых технологий, частично, информативно-коммуникационных, что позволяют улану научиться жить, работать, думать самостоятельно и коллективно, а мечтать и творить – индивидуально. Это учит уланов понимать, что получать и совершенствовать знания можно не только общепринятыми методами и приёмами, но и путем анализа проблемы с разных точек зрения и решать ее можно как индивидуально, так и совместно, в группе.
открытый урок литературы по теме «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина»
Для решения учебной задачи я формирую группы, среди которых выделяю капитана и секретаря, остальные функции распределяются в зависимости от содержания и характера задачи. Этапы работы четко формулируются (создание банка идей, анализ идей и обработка результатов), регламентируются, причем обработку результатов и отчет о работе группы можно провести на другом уроке, а можно ограничиться и двумя или даже одним этапом. Задача должна иметь как можно большее число решений. На уроках литературы, например, это может быть задание, связанное с образом героя литературного произведения или со всем произведением в целом (сценарное воплощение текста «Хамелеон» А.Чехова, «Суд» по роману «Преступление и наказание», отбор эпизодов, приглашение режиссера-постановщика или актера на роль героя с аргументацией выбора и актерские пробы, создание памятника литературному персонажу, попытка написать продолжение прочитанного произведения). При подготовке к зачету по литературе я даю возможность ученикам попробовать следующие роли: историки, биографы, критики, знатоки текста, которые могут в подготовленном мною заранее разнообразном материале «ловить ошибку» или выбрать, что будет характеризовать данного автора, его стиль и метод или произведение, исходя из того, что им больше нравится или в чем они будут чувствовать себя успешнее. Такой подход в организации и проведении учебных занятий помогает ученику принять то или иное решение, исходя как из собственного опыта, так из имеющихся ранее или вновь приобретённых знаний. Они учат быть внимательным к слову, написанному кем-то и рождённому самим в творческом порыве. Например, уланы Чичеров М., Енсебаев Э., Мадиярбекулы С., Турганбай Е. раскрылись как поэты; Ахметжанов К. и Мамаков Б. – как биографы; Абдувалиев Б., Сулеймен С. – как писатели (сочиняли небольшие рассказы). Но самое важное, по моему мнению, – это умение ученика мыслить, обсудить учебную ситуацию, сделать логический вывод и представить свою мысль как единственно верную. Это хорошо получалось у Айтмаганбета А., Сейдали Б., Сейдалиева А., Умарова М., Баходыра Е., Омирзака Н., Ауенека , Жангельдыулы, Кыдыра А. Абдыкадыра А. Уланы проявили особый интерес к чтению художественной литературы. На уроках литературы очень часто проходили спонтанные дискуссии по прочитанным произведениям. То есть данная программа работает и дает определенные положительные плоды.
Уланы принимали участие в различных конкурсах и заняли призовые места:
Конкурс в школьной предметной Неделе русского языка «Поэт нашего времени»:
№
Ф.И.ученика
класс
место
Ф.И.О. учителя
1
Турганбай Е.
10 а
1
Пернебаева Б.Т
2
Чичеров М.
10 а
2
Пернебаева Б.Т
3
Енсебаев Е.
10 е
3
Пернебаева Б.Т
Конкурс в школьной предметной Неделе русского языка
«Елбасы – тәуелсіздік тірегі»:
№
Ф.И.ученика
класс
место
Ф.И.О. учителя
1
Атажанов Б.
10 е
1
Пернебаева Б.Т.
Конкурс чтецов в школьной предметной Неделе русского языка:
№
Ф.И.ученика
класс
место
Ф.И.О. учителя
1
Махаев М.
10 а
1
Пернебаева Б.Т.
2
Дамуршаев А.
10 е
2
Пернебаева Б.Т.
3
Сулеймен С.
10 е
3
Пернебаева Б.Т.
Конкурс иллюстраций в школьной предметной Неделе русского языка:
№
Ф.И.ученика
класс
место
Ф.И.О. учителя
1
Сланбек Н.
10 г
1
Пернебаева Б.Т.
2
Умаров М.
10 а
3
Пернебаева Б.Т.
26.12.2014 года в г.Алматы был проведен республиканский конкурс «Бауржан оқулары», в котором приняли участие ученики 10 А класса Турганбай Е. и Мамаков Б.. Улан Турганбай Е. получил сертификат, а улан Мамаков Б. занял почетное третье место.
В этом году приняли участие 18 уланов в международной интеллектуальной игре и получили сертификаты.
«Русский медвежонок»:
№
Ф.И. учащихся
класс
язык обучения
1
Сәбден Әділет
10 г
каз
2
Толеген Руслан
10 ж
каз
3
Сардарбеков Серик
10в
каз
4
Жуман Серик
10 в
каз
5
Канетов Бекасыл
10 в
каз
6
Умбетов Ибадулла
10 в
каз
7
Турганбай Ермек
11 а
рус
8
Ахметжанов Куаныш
11 а
рус
9
Измагамбетов Руслан
11 а
рус
10
Махаев Максат
11 а
рус
11
Дамуршаев Айдын
11 е
рус
12
Атажанов Бабур
11е
рус
13
Абдувахапов Жахонгир
11 е
рус
14
Юлчиев Атабек
11 е
рус
15
Байтели Бегалы
11 е
рус
16
Сапарбай Жандос
11 е
рус
17
Дямуршаев Ислам
11 е
рус
18
Маманов Талгат
11 е
рус
Использование этих технологий на уроках и во внеурочное время позволили повысить качество знаний учащихся (приложение «Результаты обучения за последние три года»).
Результаты обучения за последние три года 11 «А» класса
Ведомость качество знания у учащихся 11 «А» класса за три года
Русский язык
уч.год
четверть
Кол.уч.
5
4
3
2
Успев-ть
Кач-во
Ср.оценка
2013-2014 уч.год
1 четверть
32
3
23
6
4
90,6
18,75
1,59
2 четверть
32
0
20
12
0
100
37,5
3,2
3 четверть
32
5
12
25
0
100
32,4
3,3
4 четверть
40
0
18
22
0
100
45
3,5
годовая
40
0
14
26
0
100
40
3,3
Итоговая
40
0
13
27
0
100
32,5
3,3
2014-2015 уч.год
1 полугодие
24
0
14
10
0
100
58,3
3,6
2 полугодие
24
0
18
6
0
100
76
3,7
годовая
24
0
18
6
0
100
76
3,7
2015-2016
уч.год
1 полугодие
22
0
13
8
0
100
59
3,4
2 полугодие
18
0
13
5
0
100
72,2
3,7
годовая
18
0
13
5
0
100
72,2
3,7
ЕНТ
18
2
12
4
0
100
77,7
4
итоговая
18
2
12
4
0
100
77,7
4
Рус. литер.
Уч.год
четверть
Кол.уч.
5
4
3
2
Успев-ть
Кач-во
Ср.оценка
2013-2014 уч.год
1 четверть
32
3
17
12
0
90,6
37,5
3,28
2 четверть
32
0
11
10
0
100
34,3
2,4
3 четверть
32
2
17
18
0
100
51,3
3,5
4 четверть
40
5
11
24
0
100
40
3,5
годовая
40
2
13
25
0
100
32,5
3,4
2014-2015 уч.год
1 четверть
26
1
21
4
0
100
80,7
3,8
2 четверть
24
10
11
3
0
100
87,5
4,4
3 четверть
24
7
14
3
0
100
87,5
4,2
4 четверть
24
7
14
3
0
100
87,5
4,2
годовая
24
7
14
3
0
100
87,5
4,2
2015-2016 уч.год
1 четверть
25
6
14
5
0
100
80
4
2 четверть
22
12
8
2
0
100
91
4,4
3 четверть
18
12
4
2
0
100
89
4
4 четверть
18
12
4
2
0
100
89
4
годовая
18
12
4
2
0
100
89
4
Итоги успеваемости по русскому языку за последние три года 11 «А» класса
Уч.год
Кол.уч.
5
4
3
2
Усп.
Кач-во
Ср.оц.
2013-2014
40
0
14
26
0
100
40
3,3
2014-2015
24
0
18
6
0
100
76
3,7
2015-2016
18
2
12
4
0
100
77,7
4
Итоги успеваемости по русской литературе за последние три года 11 «А» класса
Уч.год
Кол.
уч.
5
4
3
2
Успев.
Кач-во
Ср.оц.
2013-2014
40
2
13
25
0
100
32,5
3,4
2014-2015
24
7
14
3
0
100
87,5
4,2
2015-2016
18
12
4
2
0
100
89
4
Результаты обучения за последние два года 11 «Е» класса
Русский язык
уч.год
четверть
Кол.уч.
5
4
3
2
Успев-ть
Кач-во
Ср.оценка
2014-2015 уч.год
1 полугодие
29
0
11
18
0
100
37,9
3,3
2 полугодие
28
0
12
16
0
100
42,8
3.4
годовая
28
0
12
16
0
100
42,8
3,4
2015-2016
уч.год
1 полугодие
24
1
13
10
0
100
58,3
3,6
2 полугодие
19
2
16
1
0
100
94,7
4
годовая
19
2
16
1
0
100
94,7
4
ЕНТ
19
6
9
4
0
100
78,9
4,1
итоговая
19
8
10
1
0
100
94,7
4,3
Ведомость качество знания у учащихся 11 «Е» класса за два года
Русская литература
Уч.год
четверть
Кол.уч.
5
4
3
2
Успев-ть
Кач-во
Ср.оценка
2014-2015 уч.год
1 четверть
31
0
13
18
0
100
41,9
3,4
2 четверть
29
1
17
11
0
100
62
3,7
3 четверть
28
1
18
9
0
100
67,5
3,5
4 четверть
28
4
6
18
0
100
35,7
3,5
годовая
28
1
14
13
0
100
53,5
3,6
2015-2016 уч.год
1 четверть
25
10
11
4
0
100
84
4,3
2 четверть
24
8
10
6
0
100
75
4
3 четверть
19
10
7
2
0
100
89,5
4,4
4 четверть
19
12
7
0
0
100
100
4,6
годовая
19
12
7
0
0
100
100
4,6
Итоги успеваемости по русскому языку за последние два года 11 «Е» класса
Уч.год
Кол.уч.
5
4
3
2
Успев-ть
Кач-во
Ср.оценка
2014-2015
28
0
12
16
0
100
42,8
3,4
2015-2016
19
8
10
1
0
100
94,7
4,3
Итоги успеваемости по русской литературе за последние два года 11 «Е» класса
Уч.год
Кол.уч.
5
4
3
2
Успев-ть
Кач-во
Ср.оценка
2014-2015
28
1
14
13
0
100
53,5
3,6
2015-2016
19
12
7
0
0
100
100
4,6
Сравнительный анализ результатов ЕНТ за последние три года
Год
Колич.уч.
5
4
3
2
Усп.
Кач.зн.
2013 -2014
64
10
17
36
0
100
42,1
2014-2015
51
2
14
33
2
95,8
29,7
2015-2016
37
8
21
8
0
100
78,3
Вывод: Из диаграммы и таблиц видно, что наблюдаются рост качества обучения.
Применение новых технологий дает возможность осуществлять разноуровневый контроль качества ЗУН с учетом индивидуальных возрастных особенностей учащихся. Следствием этого является проблема разработки и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Сначала я изучала уланов, выявляла особенности и уровень развития учебно-информационных и учебно-коммуникативных ЗУН, затем работала над усовершенствованием индивидуальной матрицы, фиксирующей результаты контрольных и срезовых работ, составляла индивидуальную систему коррекции ошибок в режиме обучения и в режиме консультации. Именно эти технологии дают хорошие возможности для поэтапного, пошагового контроля формирования ЗУН с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Формирование ЗУН происходит путем поэтапного перехода к этапу автоматизированного действия. Эту технология помогла мне в большей или меньшей степени обеспечить индивидуальное общение с учениками, которые, работая самостоятельно, учились самопланированию, самоорганизации, самоконтролю в зоне ближайшего развития, что является ценным для духовного развития личности, для жизненной практики и профориентации. Мною подготовлены материалы к изучению учебных модулей по орфографии, отдельных тем синтаксиса сложного предложения, модули анализа эпизода и прозаического произведения в целом. Существенную помощь в индивидуальной работе с детьми в обеспечении индивидуальной образовательной траектории оказывает подготовленный мной вариант тематических тестов, перфокарт, минуток. В течение трех лет мною были опубликованы материалы: в республиканском журнале «Қазақстан мектебі» статья «Внедрение изменений в практику преподавания и обучения», в республиканском журнале «Мектеп» разработка урока русского языка на тему « Имя существительное», на интернет-ресурсе Международный образовательный портал «Азбука.kz» на тему: «ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами», разработку внеклассного урока на тему «Язык – богатство народа» в сборнике материалов «Заманауи білім беру жүйесі идеялар, тәжірибелер, ізденістер» под ред. «Өрлеу».
В условиях классно-урочной системы «Групповая работа» открывает большие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения. Я уверена в том, что она обеспечивает индивидуализированное развитие ученика и расширение его социального опыта засчет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Ученики сами выбирают тему, партнера, источник знаний, формы работы, но они осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуально отчитываются перед учителем: «работай, с кем хочешь, спрашивай, что хочешь, но отвечать будешь сам». Задания разбиваются на модули, модули на структурные части (учащиеся получают карты прохождения каждой темы вопросами к каждому занятию).
Открытый урок на тему «Сложноподчиненные предложения» по методике «Lesson study»
Провела учитель русского языка и литературы Пернебаева Б.Т.
В последнее время я пробую применять так называемую технологию развития критического мышления, которая дает возможность разумно разнообразить подходы к решению учебных задач с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения с точки зрения позиции логики и личностно-психологического подхода. Эта технология, мне кажется, формирует у учеников способность ставить новые вопросы, предлагать разнообразные способы и приемы, принимать решения. Занятия строятся по следующей схеме: вызов, осмысление, чтение с пометками, рефлексия, домашнее задание, дающее возможность выбрать тему в соответствии с возникающими вопросами. В результате ученики критически осмысляют свой субъективный опыт, учатся осознавать, в чем их ошибка, в чем ее причина, расширяют круг впечатлений и представлений, определяют круг интересующих вопросов. Очень эффективно бывает использование этой технологии на вводных занятиях, например, при изучении в 9-11 классах биографии художника слова, когда ученики опираются, прежде всего, на ранее полученные знания, при определении особенностей его творчества, новаторства, жанрового своеобразия произведения, его проблематики и использованных художественных средств.
Итак, весь процесс моего преподавания и обучения базируется на 4-х основных вопросах:
Как дети учатся?
Что преподавать?
Как структурировать последовательность обучения?
Как оценить степень успешности учителя?
Благодаря Программе Кембриджского университета, мое представление об обучении детей полностью изменилось. У меня появился новый стиль в преподавании. На уроке мое внимание было сосредоточено на цепи учитель - ученик. Передо мной стояла задача поразмыслить над тем, что происходит у них в голове – ощутить себя в роли ученика, видеть проблемы обучения изнутри. Думая об этом, ловила себя на мысли, что возникла необходимость иметь дело с индивидуальностью каждого ученика, а не с их массой. Так как каждый ученик по-своему оригинален и может быть по-своему одаренным. Индивидуальная работа, направленная на исследование, поиск, раскрывает потенциальные возможности ученика, помогает выявить одаренность детей. Почувствовав неординарный подход к ученику и к обучению, учащиеся стали проявлять интерес, вести себя активно. Они стали проявлять такие качества, как ответственность, смелость. Меня удивляло и то, что ученики не умеют говорить добрые слова друг другу и ли то, что смущаются при этом. И поэтому я решила урок начинать с создания благоприятного психологического климата на уроке. Решением этой задачи на моих занятиях стало доброжелательное отношение. Начинали уроки с комплиментов, с улыбки, доброго совета, пожеланий. Это помогало повысить настроение и активность учеников.
Если раньше я считала, что учитель является одним из стимулов в обучении учеников. Но сейчас поняла, быть для ребят личностью непросто и не всегда получается. Учитель должен обладать такими профессиональными качествами, как креативность, толерантность, доброжелательность, гуманность и многими другими качествами, которые помогут ученикам полюбить его. Поняла, что иногда нужно давать ученикам возможность побыть в роли учителя.
Моя практика показала необходимость систематического применения методов и стратегий в обучении для улучшения качества преподавания учителей, способствующая формированию у учеников навыков обучения тому, как обучаться.
На этом моя работа по изучению и внедрению новых подходов в обучении не останавливается, а наоборот набирает большие обороты. В овладении большим набором стратегий преподавания, а так же умением комбинировать подходы и знания о том, как и когда использовать определенные методы и стратегии мне помогли мероприятия, организованные тренерами ЦПМ, а также посещение занятий и семинаров в НИШе.
Основным барьером для качественного преподавания русского языка и литературы было отсутствие ИКТ. Решение этого вопроса облегчило бы работу учителя и, несомненно, отразилось бы на улучшении качества преподавания и обучения.
Задачи на дальнейшее развитие педагогического опыта по использованию новых подходов в преподавании и обучении:
Использовать корпоративный подход в своей деятельности, работая с другими учителями, специалистами, специалистами из смежных профессиональных сфер той же организации или с отдельными лицами из других организаций, сетью профессиональных сообществ и различных товариществ, которые могли бы включать мониторинг учителей.
Продолжить овладевать крепкими навыками в технологиях и применении технологии как эффективного инструмента преподавания, чтобы оптимизировать использование цифровых устройств в своей профессиональной деятельности и системе управления информацией для наблюдения над процессом обучения учащихся.
Привлекать уланов к участию в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях;
Рефлексировать над своей профессиональной деятельностью, чтобы учиться на своем опыте.