Статья "Развитие связной речи учащихся" повествует об особенностях развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. В ней приведены общие требования к "обучению учащихся говорить". Данная статья использовалась мной на выступлении на научно-методическом семинаре и педагогическом совете школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие связной речи учащихся" »
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Одной из важнейших задач обучения является научить ребёнка говорить. И не просто говорить, а говорить правильно, в соответствии с нормами русского литературного языка, уметь составить текст на определённую тему.
В настоящее время в связи с требованиями общества в Федеральном компоненте Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку произошли изменения. На первый план выдвинута коммуникативная компетенция, лишь за ней следуют языковая, лингвистическая и культуроведческая.
Коммуникативная компетенция подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.
Основными формами речевой деятельности являются:
1) говорение;
2) слушание (аудирование);
3) письмо;
4) чтение.
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая специально и в связи с изучением учебного курса для того, чтобы обучающиеся овладели языковыми нормами, а также умениями связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.
Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11-20% учебного времени. Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц - таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем, безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умениям, обозначенным в разделе программы "Связная речь" школьного курса русского языка.
Цель работы по развитию речи школьников - формирование социально активной, творческой личности, умеющей свободно и правильно строить устную и письменную речь, которая соответствует ситуации общения.
Развитие речи осуществляется в трёх направлениях, составляющих, по сути, единое целое:
1. Овладение нормами современного русского литературного языка;
2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
По моему мнению, основная задача учителя при работе по развитию речи - создать атмосферу доброжелательного, доверительного общения, когда учащиеся захотят поделиться своими мыслями, впечатлениями, поисками, выразить своё отношение к предмету. Именно поэтому на этих уроках учителю необходимо быть демократичным и деликатным в оценке устной речи учащихся. Даже при нарушении ими норм русского литературного языка надо, не перебивая говорящего, найти время, когда будет уместно мягко сказать, как правильно следует произносить или употреблять какое-либо слово.
Для формирования умений и навыков устного ответа в учебник включены следующие типы заданий:
1) образцы ответов при упражнениях;
2) образцы устных ответов (например, пунктуационный разбор);
3) составление планов для устных обобщений (например, в конце изучения темы «Причастие» даётся задание: прочитайте параграфы №9-25, составьте сложный план и подготовьте сообщение о причастии);
4) подготовка устных сообщений о жизни и деятельности великих учёных-лингвистов (например, учебник 8 класса, упражнение №208: необходимо прочитать сведения о научной деятельности Алексея Александровича Шахматова и рассказать об этом);
5) сочинения по картине и другие.
В качестве дополнительного дидактического материала на уроках русского языка мы используем методическое пособие « Комплексный анализ текста»Александра Борисовича Малюшкина, куда входят тексты, различные по типу и стилю, что способствует развитию речи учащихся.
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, выбор заглавия, типа и стиля, составление плана. А затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.
Среди заданий к некоторым текстам встречаются и творческие работы. Например, текст №2, 15-е задание 7-ой класс (с.10). Дан текст – описание осени, и даётся задание: «Попробуйте описать своё любимое время года», что позволяет развивать и творческие способности учащихся.
После заданий к предложенному тексту отведена страничка для работы над ошибками, которую учащиеся выполняют после проверки.
В конце пособия содержится справочный материал, где даны определения ключевым понятиям, необходимым для анализа текста.
Очень актуальны задания, требующие нахождения изобразительно – выразительных средств языка, тропов – эпитетов, сравнений, метафор (олицетворений) и других.
Благодаря составлению рабочей программы у нас есть возможность уделить целый урок комплексному анализу текста. А иногда на эту работу приходится выделить лишь часть урока, либо задания даются для выполнения дома с последующей проверкой.
Одним из наиболее интересных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений, является написание творческих работ, совместный их анализ. На уроках русского языка я стараюсь использовать различные виды творческих работ:
1) творческое списывание;
2) творческий диктант;
3) творческое сочинение;
4) творческое изложение;
5) свободный диктант.
Все эти виды работ учитель проводит в определённой системе. Начинает с тех, которые требуют от ученика меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным. Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Для свободного диктанта используется сложный текст, который сначала читается полностью, анализируется, а затем записывается по частям (учитель читает абзац, а дети пишут то, что запомнили). Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом для изложений являются тексты русских мастеров слова, где звучит образная русская речь.
Развитая речь – показатель культуры человека. В настоящее время, в век всеобщей компьютеризации обществу требуются люди, умеющие говорить. Выпускники сталкиваются с этим, приходя на рынок труда. Большинство современных престижных работ требуют от человека хороших коммуникативных умений, будь то консультант, менеджер и т.д. Именно поэтому я работаю над развитием связной речи учащихся.
Вообще, речь – понятие межпредметное. Она должна развиваться в комплексе с другими учебными предметами, особенно устными. Следовательно, в этом направлении должны работать и другие учителя – предметники. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно) решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Если, например, на уроках русского (родного) языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом "Почему...", на уроках истории, химии, математики и т.д.
Таким образом, развитие речи – необходимый компонент каждого урока, так как владение правильной речью жизненно необходимо всем людям. Поэтому очень важно начать работу с первых дней ребёнка в школе и продолжать её на протяжении всего обучения школьника на всех уроках. При этом необходимо помнить, что это процесс сложный и непрерывный. Недаром гласит пословица: « Речь вести не лапти плести». Так будем же и дальше продолжать работать для достижения целей, которые ставит перед нами наш главный документ – Государственный стандарт общего образования, а именно: « Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения».