kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                               Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи

           В последние годы в материалах научно-практических, научно-теоретических конференций, на семинарах-совещаниях преподавателей русского языка часто выдвигается на первый план связь обучения с жизнью, практическая направленность обучения, что должно обеспечить свободное владение русским языком как средством общения выпускниками школы.

       Основная цель обучения русскому языку в средней национальной школе -обеспечить овладение им в такой степени, чтобы учащиеся могли свободно общаться на русском языке в устной и письменной форме; читать и понимать художественную, научно-популярную и общественно-политическую литературу на русском языке.

       Сегодня придается большое значение отбору материала для уроков русского языка. Отбор текстов должен проводиться с учетом их художественной ценности, информативности, соотнесенности с темами по развитию речи и соответствия мыслительным речевым возможностям нерусских учащихся данного возраста. И к числу источников для отбора текстов программа относит как прозаические и стихотворные произведения русской классической литературы, так и научно-популярную литературу, детскую энциклопедию и периодику.

       Практическое овладение учащимися русским языком предполагает формирование умений понимать на слух русскую речь, свободно и правильно говорить по-русски, читать и понимать русскую книгу, грамотно писать.

Исследователи отмечают среди источников отбора связных текстов и средства массовой информации, разновидностью которой является периодическая печать. Несомненно, связные тексты, взятые из газет и журналов, способствуют развитию связной устной русской речи учащихся национальной школы.

       Наблюдения показывают, что русская газета постепенно входит в арсенал методических средств учителей русского языка. На страницах республиканских журналов, журналов "Русский язык в национальной школе", "Русский язык за рубежом" и др. в последнее время опубликован ряд статей, содержащих практический материал о проведении уроков с использованием газетного материала.

        Проблема использования газетного материала в процессе обучения русскому языку в национальной школе является весьма актуальной.

Это объясняется тем, что, во-первых, газеты освещают разнообразные вопросы жизни нашей страны, проблемы развития промышленности, сельского хозяйства и науки, большое место в газете уделяется воспитанию нового человека. Неоценима идейно -воспитательная ценность актуальных газетных материалов, умело и целенаправленно привлекаемых учителем для воспитания чувства патриотизма и интернационализма, для развития интереса к событиям международной жизни. Газетный материал помогает показать ребятам примеры подлинного интернационализма в повседневной жизни нашей страны. Вдохновенный труд народа, в котором участвуют плечом к плечу представители различных национальностей, - яркое доказательство силы чувства патриотизма и глубины дружбы между народами, населяющими нашу страну.

        Во-вторых, самым важным фактором, который позволяет говорить о необходимости широкого применения газет в учебном процессе для выполнения программных требований, является наличие в газете разнотемных статей, очерков, обзоров и т.д., включающих и общественно-политические,и научно-популярные, и художественные тексты. Газетный материал на уроке русского языка не только обучающее, но и воспитывающее средство, заставляющее учащихся все время быть в курсе событий, происходящих в нашей стране и за рубежом. Если считать, что материал, используемый на уроках, должен быть связанным с происходящими событиями дня, то таким материалом, как нам кажется, и является волнующий злободневный материал газеты.

        В-третьих, укажем на психологический фактор, мотивирующий важность работы с газетой: газета является дополнительным стимулом для изучения русского языка, она способна повысить интерес к нему, ибо дает учащимся самую разнообразную информацию и приобщает их к миру взрослых. "Известно, что внимание бывает хорошим, если имеется интерес к предмету. Интерес же психологически обосновывается на понимании учебного материала и характеризуется положительным отношением к нему. А интерес, с точки зрения психологов, поддерживается новизной материала. Использование русской газеты, на страницах которой в любое время можно найти свежие факты и события, даст возможность реализовывать на уроках русского языка в национальной школе принцип "новизны".

         В-четвертых, нельзя не учитывать и того, что в сельских школах, где почти отсутствует русское языковое окружение, средства массовой информации, к которым относится газета, приобретают особенно большое значение.

         В-пятых, нельзя представить себе выпускника национальной школы, который не умел бы читать русскую газету, не мог бы принять участие в обсуждении материала, помещенного в газете. Использование газетного материала в целях развития русской устной речи позволит ввести в речь учащихся общественно-политическую лексику, поможет им овладеть публицистическим стилем изложения. Именно газетный материал является той базой (особенно в сельской школе), благодаря которой можно на деле связать обучение с жизнью, усилить коммуникативную направленность обучения так, чтобы в конечном результате каждый ученик мог свободно общаться на русском языке. Отсюда следует, что разработка методики использования газетного материала в целях развития речи актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении.

        Изучение возможностей использования русской детской газеты для формирования и совершенствования устно-речевых умений учащихся и для выработки потребности систематически читать русские газеты и опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики позволяют сделать следующие выводы:

         1. На страницах детской газеты находят отражение те проблемы, которые непосредственно касаются воспитания детей, отвечают их интересам и запросам. Именно этим и отличаются детские газеты от взрослых газет. К отличительным чертам детской газеты относится: во-первых, красочное, броское, близкое детскому восприятию оформление и насыщенность ее иллюстративными материалами, которые в первую очередь привлекают внимание юного читателя; во-вторых, язык детской газеты - более прост, лаконичен, близок к разговорной речи; в-третьих, жанры детской газеты специфичны, приспособлены к восприятию детского читателя как в отношении объема, так и содержания.

          2. По данным психологов, необходимы стимулы, побуждающие учащихся к мысли и к ее выражению на изучаемом языке. Детская газета на уроках русского языка в национальной школе является тем средством, которое стимулирует речь и удовлетворяет "коммуникативно-познавательную" потребность учащихся.

          3. Благодаря своим специфическим особенностям, разнообразию фактов, отражаемых на ее страницах, соответствию тематики возрастным интересам учащихся, актуальности и злободневности публикаций, русская детская газета  помогает сделать мотивированным изучение русского языка учащимися казахской школы, помогает учащимся включаться в активную речевую деятельность, что способствует глубокому осмыслению и запоминанию материала.

           4. Свежесть фактов, отражаемых на страницах детской газеты, дает возможность реализовать на уроках русского языка принцип "новизны" и вызвать интерес у учащихся к изучению русского языка, что является одним из важных факторов успешного овладения неродным языком.

           5. Соответствие тематики газеты возрастным интересам учащихся способствует направлению мысли и заставит "работать мысль в известном направлении, обратить внимание на определенный факт, дать подход к вопросу.

          Успех работы с детской русской газетой на уроках русского языка в целях развития устной речи и выработки потребности систематически читать русские газеты зависит от учета специфических особенностей газетно-публицистического стиля, возрастных особенностей учащихся определенного класса, их возрастных интересов, целей и задач действующей программы по русскому языку.

       При определении содержания работы по развитию устно-речевых умений и навыков учащихся 1У класса (на основе использования материалов газеты) необходимо опираться на теорию поэтапного формирования и совершенствования устно-речевых умений.

        На первом и втором этапах работы с газетой использовались вопросы и задания, требующие от учащихся ответов, соответствующих содержанию газетных материалов и жизненной правде.

        На третьем этапе применялись задания, развивающие монологическую устную речь учащихся, а также умение беседовать на темы газетных корреспонденции. На всех этапах развитие устно-речевых умений осуществлялось в тесной связи с работой по формированию умения ориентироваться в содержании газетных материалов, умения читать и осмысливать прочитанное.

       Итак, развитие русской речи учащихся является основным направлением изучения русского языка в национальной школе. Детская газета призвана выполнять великую миссию - "воспитания подрастающего поколения". Перед ней стоят те же проблемы и задачи, что и перед "взрослой" газетой. Анализ детских газет подтверждает целесообразность обращения к русским газетам в учебном процессе в национальной школе, так как детские газеты учитывают возрастные особенности их читателей и являются средством развития не только навыков чтения и устно-речевых умений учащихся, но и воспитания подрастающего поколения. Газета дает возможность познакомить учащихся с самыми различными новостями, событиями из жизни нашей страны и за ее пределами. Эмоциональность газетного текста способствует его восприятию и запоминанию. Знакомясь с разнообразными газетными материалами, учащиеся узнают о жизни народа своей республики, страны, своих ровесников, близких им людей, об их развлечениях, успехах, неудачах, узнают о событиях в своем городе, в селе, в области и в республике в любое время года. Это дает возможность ввести учащихся в разнообразные жизненные ситуации, стать их активным участником. Школьники охотнее говорят на уроках русского языка.

        Использование русской детской газеты с 4 класса приучит детей к систематическому чтению не только русской детской газеты, но, надо надеяться, поможет сохранить эту привычку на всю жизнь, что является одним из показателей воспитанности и политической зрелости человека.

Исследование особенностей газеты показывает, что ей присущи отличительные черты газетно-публицистического стиля. Вместе с тем стиль жанров детской газеты приспособлен к восприятию юного читателя, язык детской газеты более понятен и прост. Также отличает детскую газету оформление и композиционно-структурный строй. Этого требуют возраст-но-психологические и физиологические особенности юного читателя.

Направляя свое внимание на продуцирование своего высказывания, учащиеся будут непроизвольно употреблять в своей речи изученные конструкции. В данном случае газетный материал даст возможность учащимся увидеть изучаемые явления русского языка в разнообразных живых ситуациях.

   Результаты опытного обучения дают основания полагать, что газетный материал на уроках русского языка целесообразно использовать при закреплении и повторении изучаемых тем. Учитывая возрастные особенности младшего подросткового возраста, целесообразно отводить работе с газетным материалом не целый урок, а какую-то определенную его часть. Это дает возможность органически "вписать" работу с газетным материалом в тему урока и постоянно поддерживать у учащихся интерес к русской газете. В этом случае можно с уверенностью сказать, что дети национальной школы приобретут привычку систематически читать русскую газету.

     Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что проблема развития устной речи учащихся требует постоянных методических поисков.

Список литературы

1. Абрамович А.В. Некоторые особенности языка детской литературы. русский язык в школе, № 5, 1957, с.64.

2.  Андриянова В.И. Использование дополнительных связных текстов на уроках русского языка. М.,1965. – 165 с.

3. Андрюшенко Е.Г. Тематические интересы читателей как фактор отношения к-содержанию газеты. М., 1973. - 22 с.



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи" »

КГУ «Средняя школа-гимназия имени Ш.Уалиханова с дошкольным мини-центром Ескельдинского районного акимата»













Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи





Подготовила Чильдибаева Г.Т.

















Карабулак-2015

В последние годы в материалах научно-практических, научно-теоретических конференций, на семинарах-совещаниях преподавателей русского языка часто выдвигается на первый план связь обучения с жизнью, практическая направленность обучения, что должно обеспечить свободное владение русским языком как средством общения выпускниками школы.

Основная цель обучения русскому языку в средней национальной школе -обеспечить овладение им в такой степени, чтобы учащиеся могли свободно общаться на русском языке в устной и письменной форме; читать и понимать художественную, научно-популярную и общественно-политическую литературу на русском языке.

Сегодня придается большое значение отбору материала для уроков русского языка. Отбор текстов должен проводиться с учетом их художественной ценности, информативности, соотнесенности с темами по развитию речи и соответствия мыслительным речевым возможностям нерусских учащихся данного возраста. И к числу источников для отбора текстов программа относит как прозаические и стихотворные произведения русской классической литературы, так и научно-популярную литературу, детскую энциклопедию и периодику.

Практическое овладение учащимися русским языком предполагает формирование умений понимать на слух русскую речь, свободно и правильно говорить по-русски, читать и понимать русскую книгу, грамотно писать.

Исследователи отмечают среди источников отбора связных текстов и средства массовой информации, разновидностью которой является периодическая печать. Несомненно, связные тексты, взятые из газет и журналов, способствуют развитию связной устной русской речи учащихся национальной школы.

Наблюдения показывают, что русская газета постепенно входит в арсенал методических средств учителей русского языка. На страницах республиканских журналов, журналов "Русский язык в национальной школе", "Русский язык за рубежом" и др. в последнее время опубликован ряд статей, содержащих практический материал о проведении уроков с использованием газетного материала.

Проблема использования газетного материала в процессе обучения русскому языку в национальной школе является весьма актуальной.

Это объясняется тем, что, во-первых, газеты освещают разнообразные вопросы жизни нашей страны, проблемы развития промышленности, сельского хозяйства и науки, большое место в газете уделяется воспитанию нового человека. Неоценима идейно -воспитательная ценность актуальных газетных материалов, умело и целенаправленно привлекаемых учителем для воспитания чувства патриотизма и интернационализма, для развития интереса к событиям международной жизни. Газетный материал помогает показать ребятам примеры подлинного интернационализма в повседневной жизни нашей страны. Вдохновенный труд народа, в котором участвуют плечом к плечу представители различных национальностей, - яркое доказательство силы чувства патриотизма и глубины дружбы между народами, населяющими нашу страну.

Во-вторых, самым важным фактором, который позволяет говорить о необходимости широкого применения газет в учебном процессе для выполнения программных требований, является наличие в газете разнотемных статей, очерков, обзоров и т.д., включающих и общественно-политические,и научно-популярные, и художественные тексты. Газетный материал на уроке русского языка не только обучающее, но и воспитывающее средство, заставляющее учащихся все время быть в курсе событий, происходящих в нашей стране и за рубежом. Если считать, что материал, используемый на уроках, должен быть связанным с происходящими событиями дня, то таким материалом, как нам кажется, и является волнующий злободневный материал газеты.

В-третьих, укажем на психологический фактор, мотивирующий важность работы с газетой: газета является дополнительным стимулом для изучения русского языка, она способна повысить интерес к нему, ибо дает учащимся самую разнообразную информацию и приобщает их к миру взрослых. "Известно, что внимание бывает хорошим, если имеется интерес к предмету. Интерес же психологически обосновывается на понимании учебного материала и характеризуется положительным отношением к нему. А интерес, с точки зрения психологов, поддерживается новизной материала. Использование русской газеты, на страницах которой в любое время можно найти свежие факты и события, даст возможность реализовывать на уроках русского языка в национальной школе принцип "новизны".

В-четвертых, нельзя не учитывать и того, что в сельских школах, где почти отсутствует русское языковое окружение, средства массовой информации, к которым относится газета, приобретают особенно большое значение.

В-пятых, нельзя представить себе выпускника национальной школы, который не умел бы читать русскую газету, не мог бы принять участие в обсуждении материала, помещенного в газете. Использование газетного материала в целях развития русской устной речи позволит ввести в речь учащихся общественно-политическую лексику, поможет им овладеть публицистическим стилем изложения. Именно газетный материал является той базой (особенно в сельской школе), благодаря которой можно на деле связать обучение с жизнью, усилить коммуникативную направленность обучения так, чтобы в конечном результате каждый ученик мог свободно общаться на русском языке. Отсюда следует, что разработка методики использования газетного материала в целях развития речи актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Изучение возможностей использования русской детской газеты для формирования и совершенствования устно-речевых умений учащихся и для выработки потребности систематически читать русские газеты и опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики позволяют сделать следующие выводы:

1. На страницах детской газеты находят отражение те проблемы, которые непосредственно касаются воспитания детей, отвечают их интересам и запросам. Именно этим и отличаются детские газеты от взрослых газет. К отличительным чертам детской газеты относится: во-первых, красочное, броское, близкое детскому восприятию оформление и насыщенность ее иллюстративными материалами, которые в первую очередь привлекают внимание юного читателя; во-вторых, язык детской газеты - более прост, лаконичен, близок к разговорной речи; в-третьих, жанры детской газеты специфичны, приспособлены к восприятию детского читателя как в отношении объема, так и содержания.

2. По данным психологов, необходимы стимулы, побуждающие учащихся к мысли и к ее выражению на изучаемом языке. Детская газета на уроках русского языка в национальной школе является тем средством, которое стимулирует речь и удовлетворяет "коммуникативно-познавательную" потребность учащихся.

3. Благодаря своим специфическим особенностям, разнообразию фактов, отражаемых на ее страницах, соответствию тематики возрастным интересам учащихся, актуальности и злободневности публикаций, русская детская газета помогает сделать мотивированным изучение русского языка учащимися казахской школы, помогает учащимся включаться в активную речевую деятельность, что способствует глубокому осмыслению и запоминанию материала.

4. Свежесть фактов, отражаемых на страницах детской газеты, дает возможность реализовать на уроках русского языка принцип "новизны" и вызвать интерес у учащихся к изучению русского языка, что является одним из важных факторов успешного овладения неродным языком.

5. Соответствие тематики газеты возрастным интересам учащихся способствует направлению мысли и заставит "работать мысль в известном направлении, обратить внимание на определенный факт, дать подход к вопросу.

Успех работы с детской русской газетой на уроках русского языка в целях развития устной речи и выработки потребности систематически читать русские газеты зависит от учета специфических особенностей газетно-публицистического стиля, возрастных особенностей учащихся определенного класса, их возрастных интересов, целей и задач действующей программы по русскому языку.

При определении содержания работы по развитию устно-речевых умений и навыков учащихся 1У класса (на основе использования материалов газеты) необходимо опираться на теорию поэтапного формирования и совершенствования устно-речевых умений.

На первом и втором этапах работы с газетой использовались вопросы и задания, требующие от учащихся ответов, соответствующих содержанию газетных материалов и жизненной правде.

На третьем этапе применялись задания, развивающие монологическую устную речь учащихся, а также умение беседовать на темы газетных корреспонденции. На всех этапах развитие устно-речевых умений осуществлялось в тесной связи с работой по формированию умения ориентироваться в содержании газетных материалов, умения читать и осмысливать прочитанное.

Итак, развитие русской речи учащихся является основным направлением изучения русского языка в национальной школе. Детская газета призвана выполнять великую миссию - "воспитания подрастающего поколения". Перед ней стоят те же проблемы и задачи, что и перед "взрослой" газетой. Анализ детских газет подтверждает целесообразность обращения к русским газетам в учебном процессе в национальной школе, так как детские газеты учитывают возрастные особенности их читателей и являются средством развития не только навыков чтения и устно-речевых умений учащихся, но и воспитания подрастающего поколения. Газета дает возможность познакомить учащихся с самыми различными новостями, событиями из жизни нашей страны и за ее пределами. Эмоциональность газетного текста способствует его восприятию и запоминанию. Знакомясь с разнообразными газетными материалами, учащиеся узнают о жизни народа своей республики, страны, своих ровесников, близких им людей, об их развлечениях, успехах, неудачах, узнают о событиях в своем городе, в селе, в области и в республике в любое время года. Это дает возможность ввести учащихся в разнообразные жизненные ситуации, стать их активным участником. Школьники охотнее говорят на уроках русского языка.

Использование русской детской газеты с 4 класса приучит детей к систематическому чтению не только русской детской газеты, но, надо надеяться, поможет сохранить эту привычку на всю жизнь, что является одним из показателей воспитанности и политической зрелости человека.

Исследование особенностей газеты показывает, что ей присущи отличительные черты газетно-публицистического стиля. Вместе с тем стиль жанров детской газеты приспособлен к восприятию юного читателя, язык детской газеты более понятен и прост. Также отличает детскую газету оформление и композиционно-структурный строй. Этого требуют возраст-но-психологические и физиологические особенности юного читателя.

Направляя свое внимание на продуцирование своего высказывания, учащиеся будут непроизвольно употреблять в своей речи изученные конструкции. В данном случае газетный материал даст возможность учащимся увидеть изучаемые явления русского языка в разнообразных живых ситуациях.

Результаты опытного обучения дают основания полагать, что газетный материал на уроках русского языка целесообразно использовать при закреплении и повторении изучаемых тем. Учитывая возрастные особенности младшего подросткового возраста, целесообразно отводить работе с газетным материалом не целый урок, а какую-то определенную его часть. Это дает возможность органически "вписать" работу с газетным материалом в тему урока и постоянно поддерживать у учащихся интерес к русской газете. В этом случае можно с уверенностью сказать, что дети национальной школы приобретут привычку систематически читать русскую газету.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что проблема развития устной речи учащихся требует постоянных методических поисков.



Список литературы

1. Абрамович А.В. Некоторые особенности языка детской литературы. русский язык в школе, № 5, 1957, с.64.

2. Андриянова В.И. Использование дополнительных связных текстов на уроках русского языка. М.,1965. – 165 с.

3. Андрюшенко Е.Г. Тематические интересы читателей как фактор отношения к-содержанию газеты. М., 1973. - 22 с.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи"

Автор: Чильдибаева Гульнур Танатаровна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187584


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства