Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приёмов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды изложений и сочинений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие речи на уроках русского языка"»
Развитие речи на уроках русского языка. Миханова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, г. Рудный. ( Выступление на МО)
Одна из основных задач начальной школы в области обучения детей русскому языку состоит в развитии речи. Ученики должны осознанно владеть различными сторонами родного языка: словарём, синтаксическим строем, полно и точно выражать свои мысли в связной речи. Эта задача решается на всех уроках. На уроках же русского языка и литературного чтения – она центральная. Развитие речи нужно вести по следующим основным направлениям: Слоао, словосочетания, предложение, связная речь. Из чего же складывается словарная работа? В ней сливаются 4 направления: 1.Обогащение словаря, то есть усвоение тех новых слов, которых школьники раньше не знали вовсе. 2.Уточнение словаря, то есть углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, фразеологических оборотов. 3.Активизация словаря, то есть включение как можно больше слов в речь каждого ученика, введение этих слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. 4.Устранение нелитературных слов, которые употребляют наши малыши, исправление ошибочных ударений, произношений.
Конечно, все эти четыре направления работы тесно связаны между собой. А чтобы накопить достаточный словарный запас, ученик должен усваивать ежедневно по 4-5 новых слов. А основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в книгах для чтения, в учебниках русского языка, познания мира, а также речь учителя.
Работа над словосочетанием. Проводится , во-первых, как выделение словосочетания в предложении (во 2, 3, 4 классах); во-вторых, в форме составления самостоятельных словосочетаний при изучении имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Эти виды работ соединяют изучение грамматики с развитием речи. В наших учебниках по русскому языку имеются задания на построение словосочетаний.
Работа над предложением. Но при всём внимании, уделяемом словосочетанию в системе развития речи учащихся, всё же надо помнить, что словосочетание не самоцель. Поэтому работа над словосочетанием должна иметь выход к более высоким ступеням речевых упражнений: к составлению предложений, к связной речи.
Предложение даёт большие возможности развития устной и письменной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика , в предложении реализуются его умения в выборе слов, в построении словосочетаний. Коротко о специальных упражнениях с предложениями. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, совершенствовать, шлифовать их, добиваясь выразительности и точности.
Хочу остановиться на некоторых приёмах работы над предложением. 1.Самая простая, первоначальная и в то же время самая необходимая форма работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснения значения, а в некоторых случаях, запоминание, заучивание предложений. Просто дети должны почувствовать, услышать предложение. Хорошее выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. 2.Первоначальный приём, применяемый для построения предложения первоклассникам – вопрос учителя. Построение предложения по вопросам практикуется и во 2-4 классах. 3.Восстановление деформированного текста. Его восстановление требует большой самостоятельности. 4.Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв, предлагается детям и в 1, 2, 3, 4 классах и в более старших классах. Оно помогает школьникам находить границы предложения и в собственной речи. 5.Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Например, дано предложение. Птицы вернулись. – Какие птицы? Перелётные птицы вернулись. – Откуда? Перелётные птицы вернулись из тёплых стран. Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами в предложении. 6.Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами. 7.Составление предложений по данной синтаксической схеме. 8.Редактирование предложений (при работе над ошибками в изложениях или сочинениях). 9.Творческие работы – самые свободные и, естественно, что они отличаются большим разнообразием видов. Творческие упражнения с предложениями проводятся обычно устно, они входят в систему подготовки связных текстов – устных рассказов, пересказов, письменных изложений и сочинений. Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников. Между тем творческое составление предложений только тогда имеет смысл, если оно протекает на высшем уровне возможностей ученика. Поэтому к творческому составлению предложений предъявляются следующие требования: - учитель не должен удовлетворяться первым, простейшим примером, он добивается составления действительно хороших предложений, достаточно больших и синтаксически сложных.
Работа над изложением и сочинением. И, конечно, самое большое место в работе по развитию речи занимают изложения и сочинения. Этому виду творческих работ нужно уделять постоянное внимание. В первом классе мы обычно учим составлять небольшие рассказы по картинкам, по вопросам учителя. Во 2, 3, 4 классах этот вид работы усложняется. Он уже носит более самостоятельный характер. И этот вид работы требует большой подготовки. Предостеречь! Старайтесь избегать традиционных и притом безграничных по объёму тем типа «Зима», «Весна». Чаще всего заголовки предлагаются в таком виде: «Зима из окна нашего класса» или «Школьный парк зимой». Подобные темы обязывают учеников писать о том, что они наблюдают, а не о том, о чём где-то слышали или читали. Памятка. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слова, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности, правильного построения предложения, грамотного написания. Заключительное звено в системе работы по развитию речи – коллективное обсуждение сочинений и исправление типичных и индивидуальных ошибок, допущенных детьми. Анализу изложений и сочинений мы обычно посвящаем целый урок. Коллективное обсуждение начинается с анализа хорошего изложения или сочинения, а затем идёт работа над логическими и речевыми (2-3) типичными ошибками. Особое внимание нужно придавать индивидуальной работе над речевыми ошибками – то есть «редактирование» самим учеником неудачно построенных предложений. Нужно ли исправлять все стилистические недочёты? Конечно нет, если ученик увидит свою работу всю в красном цвете, то это может привести к тому, что ребёнок потеряет веру в себя и свои силы. Нужно отмечать лишь наиболее существенные ошибки ученика. Изложения и сочинения – это очень трудный вид работы, поэтому они носят обучающий характер; они должны способствовать развитию у детей подлинно творческих возможностей.