kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Средства выразительности в тексте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста использует различные средства языковой выразительности. Языковая выразительности - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимаение читателя и слушателя, производить на него сильное впечатление.В основе языковой выразительности лежит новизна, своеобразие,некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.

Просмотр содержимого документа
«"Средства выразительности в тексте"»

Средства выразительности в тексте

      Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.


      Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного. 
      Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

Выразительные средства фонетики

      Основным выразительным средством фонетики является звукопись — художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями. 
      Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием.

      Например:




Полночной порою в болотной тиши 
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Д. Бальмонт)



Комментарий. В данном случае повторение глухого твердого шипящего звука [ш] создает звуковой образ шуршащего камыша.

      Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом.


      Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация. 
      Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.

      Например:




О, весна — без конца и без краю — 
Без конца и без краю мечта
Узнаю тебя, жизнь, принимаю... (А. А. Блок)


Комментарий. В данном случае автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного звука [а]. Повторение широкого открытого гласного звука [а] как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне и мечте. 


И веют древними поверьями 
Ее упругие шелка. (А. А. Блок)


Комментарий. Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука [э]. Повторение узкого и закрытого гласного [э] усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.

      Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.

      Например: 


Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний, первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев) 


Комментарий. В данном случае используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на повторении согласного звука [р], повторении сочетания звуков [р] и [з], а также сочетания [гр]. Прием аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ начинающейся грозы. 


Свищет ветер, серебряный ветер, 
В шелковом шелесте снежного шума. (С. А. Есенин)


Комментарий. В данном случае также использованы приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих [щ], [ж], [ш], что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит. 


Роль звукописи в тексте

      Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.



Внимание! Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.

Выразительные средства лексики и фразеологии

      В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся:эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония
      Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться: 
      — синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; 
      — фразеологизмы; 
      — стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. 
      Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)



      Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. 
      К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин). Эпитеты могут также выражаться: 
      — существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима;мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький); 
      — наречиями, выступающими в роли обстоятельств: 
      На севере диком стоит одиноко...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский); 
      — деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая
      — местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души: 


Ведь были схватки боевые, 
Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);


      — причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин). 
      Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая,бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка (В. В. Набоков);царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин)). 
      С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны), индивидуально-авторские (немойпокой (И. А. Бунин), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце,буйный ветер, добрый молодец). 
      Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением ...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий инемой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин)) и другими тропами и фигурами. 


Роль эпитетов в тексте

      Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.


      Помимо этого, эпитеты могут: 
      — усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов: 


Меж скал блуждая, желтый луч 
В пещеру дикую прокрался 
И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);


      — уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество): 


Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный, 
Веселой, пестрою стеной 
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);


      — создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский); 
      — передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев) 


      В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические). 
      Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом», «намертвом небе» и т. п.). 
      В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумныелюдей», «томительная ночи повесть»). 

Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение. 

Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

      Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.


      В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия). 


Горят аулы, нет у них защиты. 
Врагом сыны отечества разбиты, 
И зарево, как вечный метеор
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)


      Сравнения выражаются различными способами: 
      — формой творительного падежа существительных: 


Соловьем залетным 
Юность пролетела, 
Волной в непогоду 
Радость отшумела (А. В. Кольцов);


      — формой сравнительной степени прилагательного или наречия: 
      Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова); 
      — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.: 


Как хищный зверь, в смиренную обитель 
Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);


      — при помощи слов подобный, похожий, это


На глаза осторожной кошки 
Похожи
 твои глаза (А. Ахматова); 


      — при помощи сравнительных придаточных предложений: 


Закружилась листва золотая 
В розоватой воде на пруду, 
Точно бабочек легкая стая 
С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин)


      Сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста: 


То не конский топ, 
Не людская молвь... (А. С. Пушкин)


      Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты (например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой...»). 


Роль сравнений в тексте

      Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.



Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится
И когда оно поет, жаром строчку обдает, 
Чтоб слова от слов зарделись, 
Чтоб они, идя в полет, 
Вились, бились, чтобы пелись, 
Чтобы елись, будто мед (А. А. Прокофьев); 


      В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин) 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Средства выразительности в тексте"

Автор: Дорджиева Герел Далаевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-sriedstva-vyrazitiel-nosti-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446297125"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Средства выразительности. Справочные материалы. "
    ["seo_title"] => string(50) "sriedstva-vyrazitiel-nosti-spravochnyie-matierialy"
    ["file_id"] => string(6) "106475"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403019773"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ"
    ["seo_title"] => string(52) "sriedstva_vyrazitiel_nosti_iazyka_podghotovka_k_iege"
    ["file_id"] => string(6) "431521"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507556337"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства