МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Конспект урока в 11 классе:
«Средства выразительности языка»
| Выполнил: учитель русского языка и литературы Бакланова Н.Л. |
Кондратово, 2016
Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ).
Тема урока. Средства выразительности языка.
Цель урока: развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие
средства выразительности, определяя их роль в тексте.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
- Все мы любим тепло, солнышко. Солнышко лучистое улыбнётся всем нам весело, если мы его откроем.
Орфографическая разминка «Солнышко».
Вставить пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы.
Метафора, аллегория, перифраза, градация, парцелляция, бессоюзие, ассонанс, эллипсис.
- Как называются эти слова? (Это выразительные средства языка.)
- На какие группы мы их можем разделить? (Тропы – метафора, аллегория, перифраза, стилистические фигуры речи – градация, парцелляция, бессоюзие, эллипсис, выразительное средство фонетики – ассонанс.)
- Для чего могут использоваться средства выразительности? (Это путь к выразитель-
ной, образной речи.)
Слово учителя.
- Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – своё и собеседников. Почему же сегодня в 21 веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования,- один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное -невзрачное, сильное – слабое, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса.
- Проблема: « Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?»
- Как связана проблема с темой урока? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
- Определите, пожалуйста, цель урока.
3.Беседа по теме урока.
- Что такое тропы? (Тропы – такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении.)
- За 1 мин. вспомните, какие знаете тропы, запишите их.
(Эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.)
- Что такое стилистические фигуры? (Это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.)
- За 1 минуту вспомните, какие знаете стилистические фигуры, запишите их.
(Инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.)
- Вспомните выразительные средства фонетики (звукописи). (Аллитерация, ассонанс, гиатус.)
4.Лист №1. Задание №1. Индивидуальная работа с текстом.
Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы, вставьте пропущенные знаки препинания. Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? Примеры.
Дивно устро..н наш свет! Тот име..т отличного повара, но к сож..лению такой маленький рот, что больше двух кусочков н..как не может пропустить; другой име..т рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольств..ват..ся каким (ни-
будь) немец..им обедом из картофеля.
(Н.В.Гоголь.)
- Автор использует литоту и гиперболу. Примеры.
- Что такое литота? (Литота (мейосис) – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)
- Что такое гипербола? (Гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)
5. Лист №1.Задание №2. Работа в паре.
Какие выразительные средства иллюстрируют данные примеры?
1 Мужики – за топоры! (эллипсис)
2 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (парцелляция)
3 Волос длинный – ум короткий. (антитеза)
4 Каждую копейку в дом несёт. (синекдоха)
5 Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева. (метонимия)
6 Летят алмазные фонтаны. (метафора)
7 И звезда с звездою говорит. (олицетворение)
8 Гигантский карлик. (оксюморон)
9 Я не парю – сижу орлом. (сравнение)
10 Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет. (бессоюзие)
11 И скучно и грустно, и некому руку подать. (многосоюзие)
12 Вся комната янтарным блеском озарена. (эпитет)
13 На лице светились, горели, сияли глаза. (градация)
14 Солнце русской поэзии. (перифраза)
15 Такой ты умный! (ирония)
16 Судьбы свершился приговор! (инверсия)
- Распределите письменно в тетрадь выразительные средства на две группы: тропы и стилистические фигуры. Два ученика работают на доске.
№ | Тропы. | Стилистические фигуры. |
1 | синекдоха | эллипсис |
2 | метонимия | парцелляция |
3 | метафора | антитеза |
4 | олицетворение | оксюморон |
5 | сравнение | бессоюзие |
6 | эпитет | многосоюзие |
7 | перифраза | градация |
8 | ирония | инверсия |
6. Лист №2. Задание №3. Работа в паре.
В отрывках из стихотворений русских поэтов 19 и 20 веков найдите примеры, иллюстрирующие олицетворение, синтаксический параллелизм, метонимию, сравнение, метафору, анафору.
1 В синем море волны плещут.
В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин ) (параллелизм)
2 Колокольчики мои!
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые? (А.К.Толстой) (олицетворение)
3 Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин) (сравнение)
4 Ты вёл мечи на пир обильный ;
Всё пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над её главой… (А.С.Пушкин) (метонимия)
5 Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм. (С.А.Есенин) (метафора)
6 Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (М.Ю.Лермонтов) (анафора)
7. Лист №2. Задание №4. Работа в паре. Определите виды звукописи, их значение.
О весна без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта. (А.Блок) (ассонанс – звуки и, а)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн. (К.Бальмонт) (аллитерация -звук в )
(Повторение этого звука в придаёт стиху выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Видим разновидность звуковой игры – тавтограммы, когда все слова начинаются с одной и той же буквы.)
(Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Как над горячею золой…»)
8. Лист №3. Задание №4. Работа в паре.
Определите ключевое выразительное средство в первой строфе стихотворения Ф.И.Тютчева.
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает.
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днём уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом!..
О небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле -
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы – и погас!
(развёрнутое сравнение – тип сравнения, с его помощью построены целые части текста)
9.Лист №3. Задание №5. Работа в группе.
Создайте небольшой текст, вставив эпитеты. Их значение в тексте.
Каждый год возвращаются журавли из … стран на … болото.
Над … морями и … степью, над … реками и …
лесами летят они весной на свою родину.
… болото заросло … камышом и прошлогодней осокой. В самых
… местах устраивают свои гнёзда … журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.
( Эпитеты придают речи образность, эмоциональность, выразительность.)
10. Экспресс – опрос.
1 Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. (антитеза)
2 Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением. (перифраза)
3 Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. (инверсия)
4 Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. (метонимия)
5 Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (метафора)
6 Троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия. (олицетворение)
7 Художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. (эпитет)
8 Повторение слова или словосочетания в конце строки. (эпифора)
9 Соединение несоединимых понятий. (оксюморон)
10 Одинаковая синтаксическая структура предложений. (параллелизм)
11 Вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание к явлению. (риторический вопрос)
12 Повторение однородных согласных звуков. (аллитерация)
11. Лист №3. Задание №6. Работа в паре.
Прочитайте текст и выполните задание 24 теста ЕГЭ.
12. Лист №4. Задание №7. Проверочный тест.
13. Слово учителя. Вывод.
- Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и с целью создания образности и выразительности мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами должны помнить , что родное слово- это основа нашей духовности, нашей культуры. Мы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Думайте. Решайте. Каким он будет? Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». Человек, который владеет культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
14. Рефлексия. Составьте синквейн (сенкан) на тему «Средства выразительности».
Средства выразительности.
Красивые, необычные.
Украшают, описывают, имитируют.
«Богатство языка… богатство мыслей» (Н.М.Карамзин)
Сокровища речи (тропы).
15. Дополните предложения.
Мне понравилось на уроке…
Меня удивило…
Мне запомнилось…
Я считаю, что…
16. Домашнее задание. Написать сочинение по тексту задания №6 теста ЕГЭ.
Приложение.
Проверочный тест.
1.И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
2.Игру его любил творец Макбета.
3.Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.
4.Путь шёл по целине; люди падали с обрывов.
5.Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь не пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
6. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
7.Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна.
8.Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
Не столь различны меж собой.
9.Кроткий лик, прозрачная дева.
10.Я три тарелки съел.
Ответы.
1.Синекдоха. 2.Перифраза. 3.Олицетворение. 4.Параллелизм. 5.Анафора. 6. Эпифора. 7.Сравнение. 8.Антитеза. 9.Эпитет. 10.Метонимия.