kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства выразительности. Справочные материалы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Средства выразительности" содержит сведения о тпопах и фигурах речи, дано толкование термина и пример. Данная презентация может быть использована как на уроках русского языка при подготовке к  ОГЭ или ЕГЭ, так и на уроках литературы на уроках анализа поэтического текста. Презентация - удобная форма подачи информациии, так как учащиеся смогут дома в собственном темпе работать с новым справочным материалом. Материал взят из кгиги Александровых. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства выразительности. Справочные материалы. »

Средства выразительности

Средства выразительности

Средства выразительности

Средства выразительности

  • делают речь эмоциональной
  • показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороны
  • помогают лучше понять автора, читателю – запомнить излагаемое автором
Тропы – слова, употреблённые в переносном значении. ГИПЕРБОЛА – преувеличение.  Тысячу раз тебе говорил; напугал до смерти. ЛИТОТА  – преуменьшение.  Мужичок с ноготок, мальчик-с- пальчик, лошадь величиной с кошку.

Тропы слова, употреблённые в переносном значении.

  • ГИПЕРБОЛА – преувеличение.

Тысячу раз тебе говорил; напугал до смерти.

  • ЛИТОТА – преуменьшение.

Мужичок с ноготок, мальчик-с- пальчик, лошадь величиной с кошку.

СРАВНЕНИЕ - сопоставление одного предмета с другим.
  • СРАВНЕНИЕ - сопоставление одного предмета с другим.

1) оборот с различными союзами (как, будто, точно, словно).

Ты действовал чётко и точно, как робот.

2)форма сравнительной степени прил. или нар. Душа её зефира тише.

3) творительный падеж сущ.

Градом сыплется картечь.

4)лексически (при помощи слов подобный, похожий)

Твои глаза подобны звёздам.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Поёт зима, аукает.

И звезда с звездою говорит.

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, употреблённого по сходству.
  • МЕТАФОРА - скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, употреблённого по сходству.

Наш командир – орёл, заря жизни, говор волн.

ЭПИТЕТ - художественное определение;
  • ЭПИТЕТ - художественное определение;

изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого;

в лирических эпитетах ясно выражается отношение автора к изображаемому явлению.

Нежная берёзка, мороз-воевода, острое слово,

красна девица

Аллегория – иносказание, встречается в баснях.
  • Аллегория – иносказание, встречается в баснях.

Отвлечённое понятие передаётся через конкретный образ.

Лиса – хитрость, волк – жадность.

Приёмы звукописи Аллитерация – повторение согласных звуков. Тише едешь – дальше будешь. Ассонанс - повторение гласных звуков.  У наших ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут.

Приёмы звукописи

  • Аллитерация – повторение согласных звуков.

Тише едешь – дальше будешь.

  • Ассонанс - повторение гласных звуков.

У наших ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут.

Фигуры речи  – синтаксические построения, делающие речь выразительной. Антитеза – противопоставление.  А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! Анафора – единоначалие; повтор одинаковых слов в начале предложения. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза .

Фигуры речи – синтаксические построения, делающие речь выразительной.

  • Антитеза – противопоставление.

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

  • Анафора – единоначалие; повтор одинаковых слов в начале предложения.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза .

Инверсия - обратный порядок слов.
  • Инверсия - обратный порядок слов.

а)определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой

(сырая темница);

б ) обстоятельство (наречие) стоит после главного слова : На севере диком стоит одиноко

(одиноко стоит);

в) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой

(однообразный бой часов);

г) сказуемое стоит перед подлежащим:

Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).

Риторический вопрос - задаётся с целью привлечения внимания.  Как можно не любить стихов? Риторическое восклицание – фигура, повышающая эмоциональный уровень речи .
  • Риторический вопрос - задаётся с целью привлечения внимания.

Как можно не любить стихов?

  • Риторическое восклицание фигура, повышающая эмоциональный уровень речи .

Да здравствует Солнце, Да скроется тьма!

Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, не участвующим в общении, или к неодушевлённым объектам.
  • Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, не участвующим в общении, или к неодушевлённым объектам.

Родная земля! Прости и прими нас, твоих сыновей.

Материал взят из книги В.А.Александрова, О.И.Александровой, Т.в. Соловьёвой «ЕГЭ. Русский язык». – Челябинск, Взгляд, 2004.

Материал взят из книги В.А.Александрова, О.И.Александровой, Т.в. Соловьёвой «ЕГЭ. Русский язык». – Челябинск, Взгляд, 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Средства выразительности. Справочные материалы.

Автор: Вергунова Надежда Николаевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(105) "lichnostnyie-mietapriedmietnyie-i-priedmietnyie-riezul-taty-osvoieniia-kursa-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423306270"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по литературе для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172408"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816618"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства