Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сравнительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ .
В исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7 класса).
Цель исследования - изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Область оценивания
Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в жизни общества, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами:
- найти и извлечь (сообщение или информацию);
- интегрировать и интерпретировать (сообщение);
- осмыслить и оценить (сообщение).
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Математическая грамотность – способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и принятия решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе.
Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
Основные направления по работе с результатами оценки по модели PISA
Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта «PISA for Schools» («PISA для школ»), ключевыми особенностями которого являются:
- выполнение участниками исследований заданий на компьютере;
- возможность получения результатов в привязке к единой шкале PISA, используемой во всех исследованиях, начиная с самого первого.
Цикл исследования составляет 3 года.
Россия приняла участие во всех циклах исследования PISA (7) начиная с первого цикла в 2000 г. (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018, 2022 годы).
Результаты исследования PISA-2018 были официально объявлены в декабре 2019 г.
Инструментарий исследования «PISA для школ» включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания на компьютере;
- все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
- исследование «PISA для школ» дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.
На сайте ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования представлены открытые онлайн-задания по:
- естествознанию:
- читательской грамотности.
Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности.
Общая характеристика заданий
● Используется письменная форма контроля (тесты). На
выполнение теста ученику отводится два часа (120 минут).
● В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо
выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать
собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые
задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые
относятся к одной и той же жизненной ситуации.
● Составляется несколько вариантов тестов. При этом одна и та же
группа заданий может быть включена в несколько вариантов.
● Информация об учащихся собирается с помощью анкетирования.
Директор школы в течение 30 минут заполняет анкеты, в которых он
предоставляет информацию о своей школе. Полученная информация
используется для выявления влияния заранее выделенных факторов на
результаты обучения.
В 2020 году региональная оценка по модели PISA проводилась на выборках в 14 субъектах Российской Федерации.
В 2020 году общероссийская оценка по модели PISA проводилась в 43 субъектах Российской Федерации.
Список субъектов Российской Федерации, принимающих участие в общероссийской и региональной оценке по модели PISA в 2020 году:
Код субъекта | Наименование субъекта | Общероссийская оценка по модели PISA | Региональная оценка по модели PISA |
25 | Приморский край | + | |
28 | Амурская область | + | + |
Хаб. край включен в список на 2023 г.
Все регионы России пройдут исследование качества образования до 2024 года
Проводит: Организация экономического сотрудничества и развития – OЭCР. Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО).
Количество стран-участниц в исследовании PISA
Цикл исследования | Количество стран-участниц |
PISA-2000 | 32 страны мира |
PISA-2003 | 40 стран мира |
PISA-2006 | 57 стран мира |
PISA-2009 | 65 стран мира |
PISA-2012 | 65 стран мира |
PISA-2015 | 70 стран мира |
PISA-2018 | 79 стран мира |
Результаты Российской Федерации в исследовании PISA
| Место РФ среди других стран-участниц* (по количеству баллов) |
Направление исследования | PISA-2000 | PISA-2003 | PISA-2006 | PISA-2009 | PISA-2012 | PISA-2015 | PISA-2018 |
Естественно-научная грамотность | 26 | 24 | 35 | 39 | 37 | 32 | 33 |
Математическая грамотность | 22 | 29 | 34 | 38 | 34 | 23 | 30 |
Читательская грамотность | 27 | 32 | 39 | 43 | 42 | 26 | 31 |
| Количество баллов РФ (по 1000-балльной шкале) |
Направление исследования | PISA-2000 | PISA-2003 | PISA-2006 | PISA-2009 | PISA-2012 | PISA-2015 | PISA-2018 |
Естественно-научная грамотность | 460 | 489 | 479 | 478 | 486 | 487 | 478 |
Математическая грамотность | 478 | 468 | 476 | 468 | 482 | 494 | 488 |
Читательская грамотность | 462 | 442 | 440 | 459 | 475 | 495 | 479 |