kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение на тему: "Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный документ содержит сообщение по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе"»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






ПРОВЕРИЛ

________/_________/

«___»_________20___г.







Изучение имени прилагательного на уроках русского         языка в начальной школе









Выполнила:

студентка Ш-32 группы

Попович Алина




Ейск.2021г

Методика изучения имени прилагательного обусловлена, прежде, всего лингвистическими особенностями данной части речи. По определению Н.М. Шанского, имя прилагательное– это часть речи, которая обозначает признак предмета и выражает грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже. Значение признака является категориальным (классифицирующим) значением имени прилагательного как части речи. Под признаком ученые понимают широкий круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы. К ним относятся внешние качества людей и животных (красивый, высокий, старый, огромный и др.), внутренние (психологические) черты людей ( храбрый, веселый, мудрый, решительный и др.), цвет (красный, розовый, светло-коричневый, серебристый и др.), пространственные отношения (дальний, широкий, верхний и др.), временные отношения (ранний, вечерний, вчерашний, осенний и др,), отношения между предметами (папин костюм, волчий хвост и др.) и многие другие. В связи с этим целесообразно осуществлять практическое знакомство младших школьников с многообразием семантики имен прилагательных.

Исходя из того, что грамматические признаки прилагательного зависят от имени существительного, рекомендуется особое внимание уделять установлению учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного. Так, во 2 классе дети учатся подбирать признаки к предмету, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, то есть выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. В 3 и 4 классах происходит конкретизация этой зависимости, то есть учащиеся устанавливают, что имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное к которому оно относится.

Задачи изучения имени прилагательного в начальных классах:

1) формирование грамматического понятия «имя прилагательное»;

2) овладение умением различать имена прилагательные среди других частей речи;

3) формирование умения изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;

4) овладение умением устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;

5) формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных;

6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных;

7) обогащение словаря учащихся новыми именами прилагательными и развитие навыков точного употребления их в речи;

8) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.)

Система изучения имен прилагательных, по мнению Т.Г. Рамаевой, предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Ученый выделяет следующие этапы формирования грамматического понятия «имя прилагательное»

Первый этап предполагает подготовку учащихся к усвоению понятия «имя прилагательное». В процессе наблюдений происходит первоначальное практическое знакомство младших школьников с лексическим значением имен прилагательных (без введения термина) и вопросами, на которые они отвечают. На этом этапе дети усваивают понятие признака предмета, что составляет семантическую основу данной части речи.

Н.К.Никитина рекомендует следующим образом организовать работу, направленную на усвоение школьниками понятия «признак предмета». Сначала учащимся предлагается назвать предметы, изображенные на картинках (например, лимон, малина, яблоко и др.), и описать их, то есть указать какие они. Дети называют конкретные свойства предметов: лимон желтый, кислый, большой; малина красная, сладкая мелкая; яблоко зеленое, вкусное, крупное. На основе этих конкретных свойств предметов вводятся более общие значения. Учащиеся определяют, что слова желтый, красная, зеленое называют цвет; слова кислый, сладкая, вкусное называют вкус; слова большой, мелкая, крупное – размер. Затем мысль детей направляется по пути большего абстрагирования. Делается вывод о том, что качества предметов цвет, вкус, размер – это признаки предметов. Предметы отличаются друг от друга своими признаками. Каждый предмет может иметь несколько признаков. По этим признакам можно узнать предмет.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Что могут называть слова? (Слова могут называть признаки предмета). Далее проводится наблюдение над тем, на какие вопросы отвечают слова, которые называют признаки предметов.

Кроме того, на данном этапе младшие школьники усваивают связь слов, называющих признаки предметов со словами, которые называют предмет. У учащихся формируется следующие умения: а) распознавать слова данной категории; б) выделять их из предложения, текста, вместе со словом, которое называет предмет; в) задавать к ним вопросы; г) определять семантику слова, называющего признак предмета; д) называть признаки известных предметов; д) группировать слова по определенным признакам.

На втором этапе осуществляется углубление знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, изучение морфологических признаков прилагательного (рода и числа) и форм словоизменения (склонения), а также синтаксической функции. Н.К.Никитина отмечает, что в результате младшие школьники овладевают следующим развернутым определением данной части речи, в котором перечислены в виде отдельных положений ее существенные признаки:

1. Имя прилагательное – это часть речи.

2. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

3. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

4. Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным.

5. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано.

6. В предложении имя прилагательное бывает второстепенным членом.

По мнению ученого, такое определение приводит в систему все признаки изученной категории и наиболее полно и точно раскрывает грамматическое понятие.

На третьем этапе происходит расширение представлений учащихся о лексическом значении имен прилагательных, совершенствование умений изменять прилагательные по родам, числам и падежам, устанавливать в предложении зависимость имени прилагательного от имени существительного, развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам осуществляется на основе знаний учащихся о том, что имя прилагательное обозначает признак предмета и поэтому оно связано в предложении с именем существительным. Для ознакомления с категорией рода имен прилагательных используются имена существительные, которые лексически сочетаются с одними и теми же именами прилагательными. Например: день, ночь, утро. На основе речевых ситуаций учащиеся подбирают имена прилагательные к данным именам существительным.

День (какой?) холодный, зимний.

Ночь (какая?) холодная, зимняя.

Утро (какое?) холодное, зимнее.

Далее последовательно проводится наблюдение над каждым родом имен прилагательных. Школьники определяют род имени существительного день. Называют имена прилагательные, которые связаны с существительным мужского рода день. (Холодный, зимний). И определяют род этих имен прилагательных. После этого учитель задает вопрос о том, как учащиеся определили род имен прилагательных. Школьники приходят к выводу о том, что род имен прилагательных определяется по имени существительному, с которым они связаны. Затем ученики выясняют отличительные признаки имен прилагательных мужского рода: вопрос и окончания.

Аналогично проводится наблюдение над именами прилагательными женского и среднего рода. Анализ языкового материала позволяет ученикам сделать вывод о том. что имена прилагательные изменяются по родам и обобщить признаки каждого рода.

В соответствии с программой у учащихся начальных классов формируется навык правописания родовых окончаний имен прилагательных. В целях повышения уровня сформированности данного навыка младшие школьники должны овладеть следующим алгоритмом действия:

1. Установить, с каким существительным связано имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.

3. Определить род имени существительного.

4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

5. Вспомнить окончание имени прилагательного этого рода.

6. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

При формировании у учащихся навыка правописания родовых окончаний Н.К.Никитина рекомендует использовать в речевой практике сочетание одного и того же прилагательного с существительными разных родов. Например: полезный совет, полезная вещь, полезное занятие.

В процессе изучения числа имен прилагательных младшие школьники должны усвоить следующие теоретические сведения: а) имена прилагательные изменяются по числам; б) число имен прилагательных зависит от числа имени существительного к которому они относятся; в) имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; г) прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос: Какие? и имеют окончания – ые, – ие.

Вопрос и задание:

1) Перечислите задачи изучения имени прилагательного в начальных классах.

2) К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

...... парта, ...... портфель, ..... небо, ...... какао, ...... свеча, ......мышь, ......луч, ...... одуванчик, ......лицо, ...... море.

Запиши полученные словосочетания. Укажи род имен прилагательных и выдели окончания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попович Алина Ефимовна

Дата: 04.06.2021

Номер свидетельства: 582622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе в рамках реализации системно-деятельностного подхода "
    ["seo_title"] => string(123) "priiomy-sozdaniia-probliemnykh-situatsii-v-nachal-noi-shkolie-v-ramkakh-riealizatsii-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "194650"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800109"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Рабочая программа по предмету "Английский язык" (ФГОС) З.Н.Никитенко, К.Э.Безукладников, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(155) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_anghliiskii_iazyk_fgos_priedmietnoi_linii_uchiebnikov_anghliiskii_iazyk_avtory_z_n_nikitienko_k_e_biezukladnikov_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "345218"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474547857"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок- презентация в 5 классе по теме "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-priezientatsiia-v-5-klassie-po-tiemie-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "129113"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415637046"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства