Тема урока : Словосочетание .
Тип урока: урок-экскурсия по осеннему парку
Цели : продолжить работу над словосочетанием; различать глагольные, именные словосочетания;
повторять знания учащихся за курс начальной школы;
развивать творческие способности учащихся;
прививать любовь к родному языку к родной природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
2. Сообщение темы и целей урока. СЛАЙД 1
Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку , полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке , с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над словосочетанием.
3. Слово учителя. СЛАЙД 2
Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского.
Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос :
- Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?
- Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти, печали?
4. Работа с эпиграфом. СЛАЙД 3
Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем.
Люблю я пышное природы увяданье.
А.С.Пушкин
5. Орфографическая разминка. СЛАЙД 4
Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка».
Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.
1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.КАРТОФЕЛЬ
2. Сто одежек и все без застежек. КАПУСТА
3. Маленький, горький, луку брат.ЧЕСНОК
4. Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей. ОГУРЕЦ
5. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный. АРБУЗ
6. Лежит хрюшка –
Желтое брюшко. КАБАЧОК
7. В поле тычинка –
Золотая вершинка. РОЖЬ
8. Сама в земле, а коса на улице. МОРКОВЬ
9. Родились у матушки
Сто четыре дочки:
У каждой дочки –
Румяные щечки,
На косе – листочки. ЯБЛОКО
10. Красна в землю вросла.СВЁКЛА
6. Работа над словом.
Ребята, обратите внимание на слово свёкла.
- Как мы произносим это слово?
- А как наши бабушки называют свёклу?
- А вы любите кушать свёклу?
Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет.
А так же свёкла очищает организм, защищает от рака.
7. Работа по теме урока
Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически, но не выражающих законченную мысль. Словосочетание более точно, чем одно слово, называет предмет, действие.
Не являются словосочетаниями: подлежащее + сказуемое: солнце светило, сочетание слов с сочинительной связью: горы и равнины
СЛАЙД 5
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Алгоритм определения вида словосочетания
СЛАЙД 8
Физ.разминка.
СЛАЙД 5
А теперь тихо встали. Поднимите руки вверх.
Представьте кисти рук – это наши листочки.
Помашите ими , пожалуйста.
Ну, настоящий листопад.
А теперь кленовые листочки ложатся на землю.
Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.
8.Закрепление изученного.
СЛАЙД 9
Определите главное слово в словосочетаниях:
Доброе утро, интересная книга, большой праздник, тихая ночь, не справился с заданием, задуматься о друге, готовиться к урокам.
На партах лежат карточки со стихотворением А.С.Пушкина. Прочитайте его.
- Может кто-то желает прочитать наизусть?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Задание
( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)
Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,
- Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?
- Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?
9. Итог урока.
Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока.
Какие виды словосочетаний вы можете обозначить? Как вы будете их определять?
- Ребята, что значит пышное природы увяданье?
Оценки заурок.
11. Домашнее задание. сочинить стихотворение об осени или написать мини-сочинение, нарисовать картину.