Моё любимое время суток - первая половина дня. В это время я нахожусь в школе. В школе я люблю всё: и уроки, и переменки, и горячие булочки в столовой, и ворчанье тёти Вали, уборщицы на нашем этаже, и моего соседа по парте Мишку, прикольного мальчишку ( вот и складно получается, в рифму).
Но больше-больше всего я люблю уроки русского языка. Даже не математику, хотя очень быстро считаю в уме, не биологию, хотя и хожу на кружок любителей природы. Нет, только русский язык. И как хорошо, что урок русского языка у нас бывает каждый день! И не страшно, что у меня в 6 классе по русскому «4», хотя всегда были «5» за год. Елена Николаевна говорит, что я обязательно буду знать предмет на «отлично», только надо научиться думать лучше, делать больше и не лениться.
А рассказать я хочу о своих друзьях, которые мне помогают на уроках русского языка. Это ЧЕТЫРЕ КИТА. На них держится СЛОВО. В древности люди считали, что Земля держится на китах, или черепахах, или слонах. Но люди были ведь необразованные, поэтому смеяться над ними нельзя. А я человек 21 века, я умею работать на компьютере, у меня есть мобильный телефон, я один раз(!) летала на самолёте. И всё-таки я утверждаю, что СЛОВО держится на китах, и их четыре, и без них я не буду хорошо знать язык.
Ну, начнём знакомство.
Урок первый
Началось всё с того, что СЛОВО- это ЗНАК. Вот это было открытие! Я знала дорожные знаки, знаки препинания, знаки математических действий… Ну, знаки так знаки. И вот слово – это тоже, оказывается, знак. «Если слово знак, то…»,- подводит нас к другому открытию учитель. Думаю, думаю и робко говорю: «…оно должно что-то обозначать» Ух, правильно! « А что же обозначает слово?». Неужели ещё одно открытие?! Класс молчит. Никто ещё не выяснял с нами, а что обозначает знак «+», «,», «7», т. е. вопрос так никогда не стоял, остро, настойчиво. «Слово обозначает всё, что есть в этом мире, в действительности, в нашем сознании,- не даёт нам пропасть учитель и далее продолжает. -Если известными вам знаками можно обозначить только что-то одно, то СЛОВОМ- всё». Вот это да! Ну, теперь дело за малым: всё что? И вот тут первым приходит на помощь СТАРШИЙ ИЗ КИТОВ КРАСНЫЙ КИТ. Вот он, с короной, важный, если его не принять, понять, трудно будет дальше, всё будет непонятным. Так что с нетерпением жду следующий день.
Урок второй.
КРАСНЫЙ КИТ на славу потрудился на втором уроке. Он помог нам увидеть всё, что есть в этом мире. Прежде всего, это ПРЕДМЕТЫ. Раз есть предметы, должны быть и слова, которые обозначают эти предметы. Подними глаза к небу, и ты увидишь на нём большой раскалённый шар, от которого исходит тепло. Есть предмет - будет и слово. СОЛНЦЕ! Учёные слова, которые обозначают предметы, назвали ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. Предметы СУЩЕСТВУЮТ, они СУЩЕСТВЕННАЯ сторона нашей жизни: мы сидим на них, едим их, ссоримся из-за них, мечтаем о них…
И так далее… Мы сейчас, в шестом классе, знакомы уже с шестью красными китами.
Когда на уроке у нас возникает такая проблема, что никто и ничто уже не помогает, мы вспоминаем ЕГО, КРАСНОГО КИТА. И он ни разу ещё нас не подвел. Имя, правда, у него какое-то сухое: ОГЗ (общее грамматическое значение). Мы к такому имени привыкли, но, думаю, надо придумать что-то другое. Мы придумаем ему чудесное имя. Он нам будет помогать всегда, до самого 11 класса, пока мы будем изучать русский язык.
Урок третий.
Один в поле не воин. За КРАСНЫМ КИТОМ следует СИНИЙ КИТ. Он отвечает за такие признаки слова, которые присущи огромному количеству подобных слов и объединяют слова эти в части речи. Эти признаки называются морфологическими. Мы ещё говорим, что СИНИЙ КИТ отвечает за « морфологические одёжки» слова. Так, например, только глагол ( КРАСНЫЙ КИТ глагола - действие предмета), «одевается» в такую «одёжку», как лицо. И не годится не увидеть эту «одёжку» в слове (или НА слове), которое обозначает действие предмета (глагол), а вдруг разглядеть её НА слове, которое обозначает в этом мире признак предмета по цвету( имя прилагательное). СИНИЙ КИТ знает толк в одежде!
Есть ещё ЗЕЛЁНЫЙ КИТ и ЖЁЛТЫЙ КИТ. ЖЁЛТЫЙ - самый капризный: то букву «О» пиши, то букву «А», хотя вроде бы разницы никакой. Но он очень упрямый, поэтому пиши, что надо. Вы догадались уже, когда нам он нужен? На диктантах! И зовут его строго - ОРФОГРАФИЯ.
Знаете, лучше приходите к нам на уроки, присмотритесь, вникните. Поверьте: вам понравится смотреть на слово, как на универсальный знак, самый совершенный. А ЧЕТЫРЕ КИТА обязательно станут вашими друзьями, и русский язык будет вашим самым любимым школьным предметом.