Просмотр содержимого документа
«Словарные диктанты в работе над повышением грамотности учащихся на уроках русского языка»
Словарные диктанты в работе над повышением грамотности учащихся
на уроках русского языка
Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Формирование у учеников орфографической и пунктуационной зоркости - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем русского языка. Навык видеть орфограммы развивается у школьников в процессе длительных тренировок. В работе над грамотностью обучающихся по-прежнему важная роль отводится словарной работе. Её виды разнообразны. Одним из эффективных видов работы по формированию орфографической грамотности и являются словарные диктанты. Систематическое и планомерное проведение разнообразных форм словарного диктанта способствует перерастанию знаний и умений учащихся в области орфографии и пунктуации в прочные и долговременные навыки, обеспечивающие грамотную письменную речь. Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах.
Роль словарного диктанта в обучении связана с тем, что в одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Орфографическая грамотность является основой общей языковой культуры каждого человека, благодаря ей обеспечивается точное выражение собственных мыслей и идей в письменном виде.
Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.
Виды диктантов
Предупредительный диктант
Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой, а также для обучающихся с ОВЗ следует отдавать предпочтение первому варианту.
При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске или проецируются на экране, затем разбираются, после этого написанное на доске или на экране проектора закрывается – и учащиеся под диктовку или по памяти пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки. Порядок слов соблюдать необязательно.
При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Затем текст диктанта проецируется на экран. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.
Объяснительный диктант.
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Распределительный диктант.
Такой вид словарного диктанта очень важен, так как учит школьников оперировать знаниями при помощи логических действий, развивает внимание.
Учащиеся распределяют слова по столбикам в зависимости от орфограммы (например, в один столбик с корнем –ГОР-, в другой с конем –ГАР-, в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ и т.п)
Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один из указанных столбиков.
Например, при отработке навыков различения приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Пример.
Задание: Выпишите из текста, помещённого на экране проектора или диктуемого учителем, слова с чередованием в корнях -РАСТ-// -РАЩ-// -РОС-.
Текст:
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде. Разве может РОСТ или ВОЗРАСТ быть помехой для добрых дел?
Пример.
Задание: Выпишите из предложений слова с мягким знаком Ь.
Хорошо к огню прилечь да в золе картошку печь.
Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Учиться в школе начал брат, и я помочь братишке рад.
Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ.
Кащей для охраны сокровищ собрал самых страшных чудовищ.
Серенькая мышь забрела в лесную глушь. Вот наступила ночь, надо дорогу найти ей помочь.
Творческий диктант.
Творческий словарный диктант – это диктант, во время которого, перед учащимися педагогом ставится задача изменить прочитанное им словосочетание и записать его с содержанием нужной орфограммы, например, записать словосочетание, используя приставки при- и пре. Так, словосочетание «птицы ненадолго умолкли», записать как «птицы приумолкли».
Например, учитель ставит задачу: записать одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:
Ненадолго умолкли (приумолкли), близкий к школе( пришкольный).
близко подошли ( приблизились), зашёл в дом (пришёл),
очень добрый ( предобрый), не совсем открыл (приоткрыл),
ненадолго лег (прилёг), нарушил закон (совершил преступление),
немного хромает (прихрамывает), не совсем заглушил (приглушил),
очень скверный (прескверный), ненадолго сел (присел)
ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),
близкий к берегу (прибрежный), вбежать в дом (прибежать).
Творческие диктанты активизируют познавательную деятельность школьников, развивает логическое мышление, способствует развитию навыков грамотного письма.
Разновидностью творческого словарного диктанта является словарный диктант с продолжением. Он учит классифицировать орфограммы, развивает навык грамотного осмысленного письма. Методика проведения: учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, затем к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.
Пример.
Цирк...(циркуль, цыган).
Пришить...(прибежать, приколоть).
Изложить...(положить, предположение).
Полмандарина...(пол-листа, полминуты).
Берёзка...(дорожка, беседка).
Сосна...(гнездо, лесок).
Чувство...(лестница, сердце).
Ванна...(масса, металл).
Также это может быть упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, его изменение. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.
Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, воспроизведёнными на экране проектора, составить связный текст или предложения на определенную тему.
Цифровой диктант.
Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.
Например, при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 - двусоствные предложения, 2 - безличные, 3 - неопределённо-личные, 4 - определённо-личные, 5 - назывные.
Диктуемый текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит так: 521
Грамматический диктант.
Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.
Например, корень такой же , как у слова ЗВОНОК; приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ; суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ; второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ; окончание такое же как у слова КРАСКА (ЗАЗВОНИЛА)
Словарный диктант с грамматическим заданием:
Подобный словарный диктант способствует формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, предлагаемое учащимся, помогает им выбрать правильное написание, например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Пустошь, тишь, пейзаж, туч, луч, ночь, мяч и т.д. Грамматическое задание: определить род, склонение, падеж, чтобы выбрать правильно написание.
К Марии, по долине, об армии, в здании, о гербарии и т.д. Грамматическое задание: определить падеж, написать начальную форму слова.
Тает, колет, борется, дышит, вертит, смотрят и т.д. Грамматическое задание: определить спряжение, выделить окончание глаголов.
Бесшумный, безрадостный, нисходить, низвергнуть и т.д. Грамматическое задание: выделить приставку и корень; определить с глухой или звонкой начинается корень.
Пример.
Задание: Укажите род и склонение имён существительных.
Это разновидность выборочного словарного диктанта. Подобный вид работы мобилизует внимание учащихся, создаёт условия для прочного усвоения орфографического правила, учебного материала.
Порядок работы: 1) слова расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова табу.
Например, слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Задание: Из расположенных на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) слов не выписывайте слова табу. ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Этот вид упражнения предлагают учебники русского языка различных УМК. Он развивает память у учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Методика известна. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами или слова без пропущенных орфограмм, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. В УМК С.И.Львовой данная работа носит название орфографический минимум.
Диктант по памяти.
Это разновидность подготовленного диктанта. Учитель задаёт на дом упражнение, состоящее из группы слов, или любой текст - стихотворный или прозаический, который надо выучить наизусть. В процессе заучивания происходит запоминание орфограмм. Если текст связный, то и пунктограмм. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку. Можно надиктовать текст соседу по парте, а потом проверить у него написанное.
Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Примеры.
Видимо-невидимо, вмиг, волей-неволей, впоследствии, давным-давно, точь-в-точь, с налёту, с разбегу, нисколечко, на цыпочках, на совесть, ни разу, никогда.
Активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет учителю провести быструю диагностику уровня знаний учеников и выявить степень усвоения учебного материала. Сигнальный диктант можно провести по любой теме, изучающей орфограмму, предполагающей двойной выбор, например, "-Ться и -тся в глаголах", "О,Ё и Е после шипящих и Ц", "Чередования в корнях слов", "Н и НН в словах различных частей речи", "Правописание НЕ с различными частями речи" и т.д.
Например, поднимите жёлтую карточку, если пишется Н, и красную карточку, если пишется НН.
Например, обучающимся раздаются сигнальные карточки, на которых с одной стороны написано НЕ, с другой НИ. Учитель читает слова, а дети должны показать карточкой, что они выбирают для написания:
Несколько, ничего, негде, никем, никакой, ни для кого и т.д.
Или сигнальные карточки с цифрами «1» или «3» и задание : ни с кем, никого, ни для кого, некем и т.д.
Словарный диктант с самопроверкой.
Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Учитель диктует слова, обучающиеся записывают, а затем проверяют написанное по учебнику либо по «Орфографическому словарю». Таким образом находят свои ошибки, исправляют, и в дальнейшем вероятность этой ошибки в написании слова уже минимальна.
Работа над таким диктантом включает несколько этапов:
написание диктанта;
обращение к опорным схемам;
проверка диктанта с обозначением орфограммы.
Словарный диктант с взаимопроверкой.
Здесь работа осуществляется в парах. После написания слов обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга, выставляя оценки карандашом. То есть «работают» учителями.
При такой работе развивается внимание, повышается собственная грамотность.
Словарный диктант «Проверяю себя».
Даёт хороший результат при отработке навыков орфографии. Он может быть как словарным, так и текстовым. Технология его проведения такова: учитель диктует предложения (или отдельные слова), учащиеся пишут, но вместо букв, в написании которых школьник сомневается, он оставляет пробел, подчёркивая его снизу, а предполагаемую букву пишет на полях. При проверке правильная буква вписывается над чертой в место пробела. Если ученик был прав, буква на полях подчёркивается снизу, если нет – зачёркивается. Точно так же можно проводить работу и при проверке употребления знаков препинания. Все графические обозначения выполняются либо простым карандашом, либо ручкой с зелёной пастой.
Заместительный словарный диктант.
Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Слова целесообразнее группировать по темам.
Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Существует несколько его видов, остановимся на двух.
Синонимический диктант.
Задание: Замените данные слова синонимами с приставками, оканчивающимися на -З//-С.
Задание: Замените данные слова антонимами с приставками ПРЕ-//ПРИ-.
Уехать (приехать), убежать (прибежать), неинтересный (преинтересный), преуменьшать (преувеличивать), некрасивый (прекрасный), унести (принести), не очень милый (премилый). немного увеличивать (преувеличивать), немного уменьшать (преуменьшать), унести (принести), не очень милый (премилый), не очень симпатичный (пресимпатичный).
Перфокартный словарный диктант позволяет учителю провести быструю диагностику степени усвоения учебного материала прямо после изучения новой темы. У меня заготовлены перфопапки (сложенный вдвое лист плотной бумаги, на лицевой стороне которой пробиты отверстия). В такую папку вложен листик с фамилией ученика.
Задание: Впишите в отверстие перфокарты букву О или букву Ё.
Здание прописано заранее на обычной школьной доске или проецируется на интерактивную доску:
Деш…вый, щ…тка, ч…порный, ч…рствый, ч…лка, ш…лковый, маж…р, расч…ска, кош…лка, ш…фёр, ж…кей, бесш…вный, ш…рстка, печ…нка, ш…ссе, ш…пот, пч…лка, пош…л и др.
Такая работа не требует много времени, а проверка производится очень быстро при помощи шила (методика Г.А.Богдановой).
Диктант с единоначатием (анафорический):
Карандаш, капитан, кавалерия, каникулы, карнавал, калитка, как будто, карикатура, катер.
Комитет, корабль, корова, конгресс, комендант, консерватория, композитор, комбинат.
Тематический диктант ( слова можно располагать по алфавиту):
Данный вид работы основан на невербальном (паралингвистическом) уровне коммуникации. Пробуждает интерес к изучаемой орфограмме и творческие наклонности, способствует формированию орфографических навыков. Методика проведения: учитель или ученик, выбранный по желанию, не диктует слова, а показывает мимикой, пантомимикой и жестами. Ученики записывают в тетради слова, выделяя орфограммы.
Пример.
Задание: Запишите слова на тему "Е или И в суффиксах существительных".
Задание: У В.И.Даля, известного создателя "Словаря живого великорусского языка", было 4 дочери 1 сын. Для них он придумывал разные лингвистические игры. Например, "Кузовок".
Вот тебе кузовок,
Клади в него, что оканчивается на -ОК. (Клубок, чулок, утюжок, мешок и т.д.).
Видов словарной работы достаточно много. Выбор такой учебной деятельности зависит от уровня подготовки ученического коллектива, фантазии и опыта педагога. Но в любом случае эффект всегда будет весьма ощутимым и поможет не только разнообразить урок, но и достичь желаемого результата на пути повышения грамотности обучающихся.
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
Важно помнить, что лишь при систематическом использовании этого многоаспектного вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных результатов в формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Именно она, наряду с языковым чутьём, является залогом грамотного письма школьников.
Список использованной литературы
1. Александрова, Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998. – 652 с.
2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.- М.:Просвещение, 1995. – 377 с.
3. Волина, В.В. Учимся играя [Текст]/ В.В. Волина.- М.:Новая школа, 1994, - 446 с.
4. Кашкарова, Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка [Текст]/ Т.Н. Кашкарова //Русский язык в школе. – 1991.- № 2. - С.41 - 44.
5. Косолапкова, А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов [Текст]// А.А. Косолапкова // Приложение к газете «Первое сентября.» - Русский язык в школе. - 1990.-С.25 - 29.