Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; повторить правописание не с разными частями речи; провести работу со словарными словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка; двое учащихся у доски выполняют морфологический разбор причастий; один ученик читает текст выразительно, используя перечислительную интонацию.
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Слово учителя.
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании не с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами. А поможет нам в этом «Назидание» А. С. Пушкина.
2. Чтение публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку».
Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.
Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.
Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.
Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.
Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить.
(А. С. Пушкин.)
3. Беседа по вопросам.
– В каком стиле написано «Назидание»?
– Какие советы дает нам А. С. Пушкин?
(Не проявляй услужливости; не отвечай оскорблениями; не делай долгов.)
– Как же пишется не с глаголами?
Запись в тетрадях и на доске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««слитное и раздельное написание не с причастиями»»
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; повторить правописание не с разными частями речи; провести работу со словарными словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка; двое учащихся у доски выполняют морфологический разбор причастий; один ученик читает текст выразительно, используя перечислительную интонацию.
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Слово учителя.
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании не с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами. А поможет нам в этом «Назидание» А. С. Пушкина.
2. Чтение публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку».
Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.
Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.
Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.
Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.
Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить.
(А. С. Пушкин.)
3. Беседа по вопросам.
– В каком стиле написано «Назидание»?
– Какие советы дает нам А. С. Пушкин?
(Не проявляй услужливости; не отвечай оскорблениями; не делай долгов.)
– Как же пишется не с глаголами?
Запись в тетрадях и на доске.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без не не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
– Вспомните о правописании не с существительными и прилагательными.
Запись в тетрадях и на доске:
Слитно, если: Раздельно, если:
– без не не употребляется – есть противопоставление
(неряха, невзгоды, с союзом а (не правда, а ложь);
нерадивый, небрежный); – с сущ. при отрицании (не волк);
– можно заменить – с кратким прилагательным (не могуч);
синонимом без не или – есть слова далеко не, вовсе не,
близким по значению совсем не;
выражением – зависимое слово – отрицательное
(неправда – ложь) местоимение (никому не интересный);
– прилагательное в сравнительной
или превосходной степени (не громче,
не красивейший)
4. Как же пишется не с причастиями?
Чтение § 24 (с. 67).
– На правописание какой части речи это похоже?
– Какой новый пункт мы можем добавить в нашу таблицу?
(Полные причастия, при которых есть зависимые слова, то есть причастный оборот, пишутся с не раздельно.)
IV. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 133 (по цепочке, устно указывая на условия слитного или раздельного написания не с причастиями).
2. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы.
Человек и море (не)случайно любят (не)покой и беспредельность… Есть в них (не)разгадан..ая тайна, есть в них (не)досказан..ая цельность (Степанов).
Тучи походили на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на зарождавшиеся валы еще (не)покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева (Горький).
3. Орфографическая диктовка с последующей взаимопроверкой.
Не хороший, а плохой поступок, неинтересная книга, невзгоды закаляют характер; рассказывать небылицы, не сомневался ни в чем, недалеко от города, неуверенный человек, никем не опознан, неожиданный гость, еще не оконченный и еще мной не начатый стих, преследовать неприятеля, мне нездоровится, не написал бы.
4. Выполнение упражнения 134 (на доске).
Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые слова. Графически обозначьте причастные обороты.
5. Выполнение упражнения 135 (самостоятельно).
6. Индивидуальные задания по карточкам.
Карточка 1.
Спишите. Укажите, где в предложениях прилагательные, а где причастия. Ответьте на вопросы: слитно или раздельно?
«Книга о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера и для послушных, и для не?послушных детей. Автор считает, что воспитанные мальчики и девочки больше нравятся людоеду, чем не?воспитанные. Встретив людоеда, поторопитесь сообщить ему, что руки у вас не?вымыты, ногти не?стрижены, волосы не?причесаны, ботинки не?начищены, одежда не?поглажена, не?заштопана.
Как вы считаете, советы Г. Остера не?вредны или не?полезны?
Карточка 2.
Спишите. Найдите и подчеркните краткие причастия в стихотворении Джанни Родари. Ответьте на вопрос: слитно или раздельно?
Вечно ворчит
На служанку хозяйка:
Плохо погладила
Платье, лентяйка.
Окна не?вымыты,
Пол не?натерт,
Ложка пропала,
Не?выпечен торт.
Дня не проходит
Без новой придирки:
Соус без соли,
Крендель без дырки.
Кот не?накормлен,
Кофе не?молото,
Плохо начищены
Бронза и золото.
Лопнул стакан
И разбиты две банки…
Туго приходится
Бедной служанке!
Перевод С. Маршака
(Учителю нужно сказать про род слова«кофе».)
V. Подведение итогов урока.
– Правописание каких частей речи вспомнили на уроке?
– Что узнали нового?
– Когда не пишется раздельно с причастиями? А когда слитно?
Домашнее задание: упражнение 136; правило на с. 67 и написание слов из рамочек (с. 67–69) выучить.