kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«слитное и раздельное написание не с причастиями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; повторить правописание не с разными частями речи; провести работу со словарными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка; двое учащихся у доски выполняют морфологический разбор причастий; один ученик читает текст выразительно, используя перечислительную интонацию.

III. Сообщение темы и цели урока.

1. Слово учителя.

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании не с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами. А поможет нам в этом «Назидание» А. С. Пушкина.

2. Чтение публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку».

Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.

Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.

Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить.

(А. С. Пушкин.)

3. Беседа по вопросам.

– В каком стиле написано «Назидание»?

– Какие советы дает нам А. С. Пушкин?

(Не проявляй услужливости; не отвечай оскорблениями; не делай долгов.)

– Как же пишется не с глаголами?

Запись в тетрадях и на доске.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««слитное и раздельное написание не с причастиями»»

Слитное и раздельное написание
не с причастиями

Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; повторить правописание не с разными частями речи; провести работу со словарными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка; двое учащихся у доски выполняют морфологический разбор причастий; один ученик читает текст выразительно, используя перечислительную интонацию.

III. Сообщение темы и цели урока.

1. Слово учителя.

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании не с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами. А поможет нам в этом «Назидание» А. С. Пушкина.

2. Чтение публицистической статьи А. С. Пушкина «В назидание потомку».

Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.

Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.

Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить.

(А. С. Пушкин.)

3. Беседа по вопросам.

– В каком стиле написано «Назидание»?

– Какие советы дает нам А. С. Пушкин?

(Не проявляй услужливости; не отвечай оскорблениями; не делай долгов.)

– Как же пишется не с глаголами?

Запись в тетрадях и на доске.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без не не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

– Вспомните о правописании не с существительными и прилагательными.

Запись в тетрадях и на доске:

Слитно, если: Раздельно, если:

– без не не употребляется – есть противопоставление

(неряха, невзгоды, с союзом а (не правда, а ложь);

нерадивый, небрежный); – с сущ. при отрицании (не волк);

– можно заменить – с кратким прилагательным (не могуч);

синонимом без не или – есть слова далеко не, вовсе не,

близким по значению совсем не;

выражением – зависимое слово – отрицательное

(неправда – ложь) местоимение (никому не интересный);

– прилагательное в сравнительной

или превосходной степени (не громче,

не красивейший)

4. Как же пишется не с причастиями?

Чтение § 24 (с. 67).

– На правописание какой части речи это похоже?

– Какой новый пункт мы можем добавить в нашу таблицу?

(Полные причастия, при которых есть зависимые слова, то есть причастный оборот, пишутся с не раздельно.)

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 133 (по цепочке, устно указывая на условия слитного или раздельного написания не с причастиями).

2. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы.

Человек и море (не)случайно любят (не)покой и беспредельность… Есть в них (не)разгадан..ая тайна, есть в них (не)досказан..ая цельность (Степанов).

Тучи походили на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на зарождавшиеся валы еще (не)покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева (Горький).

3. Орфографическая диктовка с последующей взаимопроверкой.

Не хороший, а плохой поступок, неинтересная книга, невзгоды закаляют характер; рассказывать небылицы, не сомневался ни в чем, недалеко от города, неуверенный человек, никем не опознан, неожиданный гость, еще не оконченный и еще мной не начатый стих, преследовать неприятеля, мне нездоровится, не написал бы.

4. Выполнение упражнения 134 (на доске).

Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые слова. Графически обозначьте причастные обороты.

5. Выполнение упражнения 135 (самостоятельно).

6. Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка 1.

Спишите. Укажите, где в предложениях прилагательные, а где причастия. Ответьте на вопросы: слитно или раздельно?

«Книга о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера и для послушных, и для не?послушных детей. Автор считает, что воспитанные мальчики и девочки больше нравятся людоеду, чем не?воспитанные. Встретив людоеда, поторопитесь сообщить ему, что руки у вас не?вымыты, ногти не?стрижены, волосы не?причесаны, ботинки не?начищены, одежда не?поглажена, не?заштопана.

Как вы считаете, советы Г. Остера не?вредны или не?полезны?

Карточка 2.

Спишите. Найдите и подчеркните краткие причастия в стихотворении Джанни Родари. Ответьте на вопрос: слитно или раздельно?

Вечно ворчит

На служанку хозяйка:

Плохо погладила

Платье, лентяйка.

Окна не?вымыты,

Пол не?натерт,

Ложка пропала,

Не?выпечен торт.

Дня не проходит

Без новой придирки:

Соус без соли,

Крендель без дырки.

Кот не?накормлен,

Кофе не?молото,

Плохо начищены

Бронза и золото.

Лопнул стакан

И разбиты две банки…

Туго приходится

Бедной служанке!

Перевод С. Маршака

(Учителю нужно сказать про род слова «кофе».)

V. Подведение итогов урока.

– Правописание каких частей речи вспомнили на уроке?

– Что узнали нового?

– Когда не пишется раздельно с причастиями? А когда слитно?

Домашнее задание: упражнение 136; правило на с. 67 и написание слов из рамочек (с. 67–69) выучить.

Урок 41



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«слитное и раздельное написание не с причастиями»

Автор: Ахмедова Шамалай Магомеднабиевна

Дата: 15.05.2021

Номер свидетельства: 580512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание -НЕ- с причастиями""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_slitnoie_i_razdiel_noie_napisaniie_nie_s_prichas"
    ["file_id"] => string(6) "351546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477229574"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация к уроку "Не с причастиями". "
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-k-uroku-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "239694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444839505"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
    ["seo_title"] => string(56) "slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-nie-s-prichastiiami-2"
    ["file_id"] => string(6) "152209"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420814692"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "ТЕМА:  «СЛИТНОЕ  И  РАЗДЕЛЬНОЕ  НАПИСАНИЕ  НЕ  С  РАЗЛИЧНЫМИ  ЧАСТЯМИ  РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(75) "tiema-slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-nie-s-razlichnymi-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства