kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья адресована учителя, готовящим учащихся к промежуточной и итоговой аттестации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.»

Бабенкова Л.А.

Система подготовки учащихся

к промежуточной и итоговой аттестации.

В эпоху реформации школы роль учителя, несомненно, возрастает, поскольку требует от него не только передать знания ученику, но и активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащегося, готовить его к взрослой, самостоятельной жизни. При современном обучении школьнику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Всем известно, что русский язык – это предмет, который выносится на экзамены на протяжении всего школьного курса.

Процедура независимого оценивания учащихся введена в мою практику с 2000 года, когда все выпускники моего 9 класса приняли участие в независимом тестировании за курс основной школы. Тогда же были выявлены сильные и слабые стороны этого процесса. Сильной стороной я считаю то, что ученик, независимо от субъективного отношения к нему экзаменуемого, может проверить и объективно оценить свои знания. С другой же стороны, существует возможность того, что ученик, отмечая вариант ответа, просто случайно «попадает в цель», не зная сути вопроса.

В таком случае возникает ряд вопросов: что лучше – собеседование по билетам или оценивание по (+) и (-)? Как качественно подготовить учащихся к независимому экзамену?

Ни для кого не секрет, что не все учащиеся даже в 11 классе ответственно подходят к подготовке к ЕГЭ, а что говорить о семиклассниках, которым до получения аттестата еще далеко, а мотивация к учению еще слабая. Как нацелить учащихся на самостоятельную подготовку к экзаменам?

Систематически проводя мониторинг качества подготовки к независимому тестированию, я выявила, что у семиклассников западают некоторые темы, связанные с заучиванием теории вопроса, т.е. условий выбора орфограмм. К таким темам относятся: правописание Н-НН в различных частях речи, различение НЕ-НИ, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, построение предложений с деепричастными оборотами, пунктуация в осложненном предложении.

Проанализировав типичные ошибки учеников, я разработала комплекс упражнений для подготовки к тестированию по русскому языку, включив задания, в которых большинство семиклассников допускает ошибки. Кроме того, в подготовке к экзаменам мне помогает созданный ранее учебно-методический комплекс по ортологии. (мы берем раздел «Синтаксис простого предложения»).

Как известно, наши школьники не очень любят читать и сами добывать знания из книг. Но готовить к ЕГЭ надо. Поэтому я переориентировала свою работу на применение ИКТ при подготовке к экзаменам и разработала электронное приложение, которое позволяет учителю самому выбрать задания, необходимые его ученикам, и самому сделать электронный вариант по любой теме или разделу с учетом именно их уровня ЗУН.

Электронное пособие формирует аналитическую деятельность учащихся, самостоятельность при выполнении тестовых заданий. С данным пособием учащиеся имеют возможность работать не только на уроках, но и дома, и потому результаты высокие.

Поскольку я работаю со старшими классами практически каждый год, то мною накоплена хорошая методическая и дидактическая база именно по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, которую использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Индивидуальные и групповые консультации по русскому языку, работа по индивидуальным маршрутам по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, решение и составление олимпиадных заданий сильными учащимися – все это в комплексе помогает повысить качество обучения и подготовить учащихся к независимой аттестации в форме ЕГЭ.

Конечно же, начинать готовить к ЕГЭ в 11 классе и даже в 9 классе уже поздно. Лучше всего вести эту работу с 5 класса.

На первом этапе проводится диагностика остаточных знаний за курс начальной школы. На каждого ученика заводится диагностическая карта. Форма ее может быть любая: блокнот, таблица с перечнем тем, мониторинг контрольных работ. Затем следует выявить психические процессы, влияющие на усвоение учащимися получаемых знаний: внимание, память, мышление, темперамент. А потом уже, исходя из этих данных, строить индивидуальную и групповую работу. Кроме того, следует учитывать умение учащихся работать самостоятельно. В этом мне помогают родители. Многие из них контролируют выполнение учащимися домашних заданий.

Когда подготовительный этап завершен, приступаю к следующему этапу. Это анализ работы учащимися и самооценка.

Учащиеся ставят задачу – улучшить результат.

Психологи утверждают, что если человек ставит перед собой задачу-минимум, то он и добьется минимума. А если задачи посложнее, то человек будет стремиться преодолеть трудности.

Естественно, на одних психологических наблюдениях подготовку к экзаменам не построишь. Здесь нужна еще и практическая подготовка по предмету.

Я не буду говорить о тех учащихся, которым достаточно объяснения на уроке и выполнения тренировочных упражнений дома. Остановлюсь на тех, кому необходима дополнительная помощь.

Как известно, не всегда ученик, зная теорию, может применить ее на практике. Поэтому необходим комплекс упражнений, способствующих развитию орфографической и пунктуационной зоркости.

Есть такая методика, которая называется «Орфография без правил» (автор Тоцкий). Суть ее сводится к механическому запоминанию правописания, т.е так называемому орфографическому проговариванию.

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Ученик запоминает условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Следующий этап (именно такого типа есть упражнения в учебном комплексе В.В. Бабайцевой) – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. Таким образом идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).

Для слабо успевающих хорошо использовать простое списывание с самопроверкой и проверкой родителями (в идеале!). Это тоже методика Тоцкого. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. На следующем этапе можно проводить словарные диктанты из учебника с последующей самопроверкой, а потом и диктанты-тексты. Все это в комплексе будет способствовать эффективной подготовке к экзаменам, а в конечном счете - развитию грамотности.

Уже в 5 классе можно проводить тестовую работу. Это позволит подготовить учащихся к ЕГЭ и ГИА и снять эмоциональное напряжение при сдаче таких экзаменов. В 5–6 классах можно создавать адаптированные для данного возраста тесты с учетом изученного материала, а можно (в зависимости от уровня ЗУН определенного класса) использовать сборники для подготовки к ЕГЭ, что я делю в 7 классах уже в ноябре-декабре. Кроме того, сейчас выпускается много тематических тестов для 5-9 классов к нашему учебно-методическому комплексу. Это облегчает подготовку учителя к уроку и помогает систематизировать знания учащихся и выявлять пробелы.

Такую работу можно проводить не только по орфографии, но и по пунктуации.

Все это способствует эффективной подготовке к промежуточной и итоговой аттестации.

В своей работе я применяю следующие технологии:

Во-первых, развивающие (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов, Л.В. Занков). Понравилась мне и технология саморазвивающего обучения К.Г. Селевко, и личностно ориентированное обучение И.С. Якиманской.

Использую я и игровые технологии (сюжетные и ролевые игры в средних классах, деловые – в старших).

Во-вторых, нельзя на уроках русского языка обойтись и без проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения с использованием ОК (С.Н. Лысенкова), модульной технологии.

В-третьих, использую технологию проектирования, групповые технологии, информационно-коммуникативные.

Но больше всего в работе со слабыми учащимися, на мой взгляд, годится «орфография без правил» Тоцкого и теория поэтапного формирования умственных действий (Волович М.Б.). Эта теория больше рассчитана на обучение математике, но применима и к русскому языку.

Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будет в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно ориентированные, психосберегающие и здоровьесберегающие технологии и не будет мотивации к учению.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Система подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»"
    ["seo_title"] => string(85) "doklad_na_tiemu_effiektivnyie_mietody_i_priiemy_po_podghotovkie_uchashchikhsia_k_ient"
    ["file_id"] => string(6) "343751"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473845216"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Подготовка к итоговой аттестации по математике (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(63) "podgotovka_k_itogovoi_attestatsii_po_matematike_iz_opyta_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "625780"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676480814"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справка  по результатам проведения  итогового  сочинения (изложения) в 11 классе 2014-2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(113) "spravka-po-riezul-tatam-proviedieniia-itoghovogho-sochinieniia-izlozhieniia-v-11-klassie-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "189317"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426865817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства