kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по  подготовке   учащихся к ЕНТ»

Важным в педагогических действиях  учителя является целостный подход  к составлению плана подготовки учащихся к итоговой аттестации,  включающий в себя общешкольный план – план методического объединения - индивидуальный план учителя-предметника - индивидуальный план ученика.  Задача педагога  заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка   - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.

 Системное исследование результатов ЕНТ  однозначно приводит к выводам: субъективный фактор  - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает учителя  выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.

·         Анализ ЕНТ

·         Стартовый контроль

·         Планирование и прогноз

·         Учебная деятельность

·         Промежуточный и  рубежный контроль

·         Анализ и коррекция

·         ЕНТ

Эта система, в принципе, обеспечивает стабильный образовательный результат.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»»

КГУ "Средняя школа имени Абая"

Восточно-Казахстанская область,

Тарбагатайский район,

село Акжар

учительница русского языка и литературы

Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы


Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»



Важным в педагогических действиях  учителя является целостный подход  к составлению плана подготовки учащихся к итоговой аттестации,  включающий в себя общешкольный план – план методического объединения - индивидуальный план учителя-предметника - индивидуальный план ученика.  Задача педагога  заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка   - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.

 Системное исследование результатов ЕНТ  однозначно приводит к выводам: субъективный фактор  - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает учителя  выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.

·         Анализ ЕНТ

·         Стартовый контроль

·         Планирование и прогноз

·         Учебная деятельность

·         Промежуточный и  рубежный контроль

·         Анализ и коррекция

·         ЕНТ

Эта система, в принципе, обеспечивает стабильный образовательный результат.

 В системе работы учителя  сложился достаточно отрегулированный механизм  контроля, отслеживающий и корректирующий качественную подготовку к ЕНТ. Он включает следующие шаги:

1. Стартовый контроль в начале учебного года в 11 классе  за курс основной школы на определение  базовых  компетенций  школьника.

3. Составление учителем планов коррекционной работы и планов подготовки к ЕНТ.

4. Периодические комплексные тестирования учащихся 11 класса с обязательным анализом и коррекционной деятельностью учителя и самоанализом результатов тестирования учеником.

5. Организация подготовительных курсов для учащихся 11 классов, где осуществляется тематическое повторение с выполнением тестовых заданий.

6. Обучение учащихся навыкам самоконтроля при подготовке к ЕНТ

7. Использование сети Интернет учащимися как индивидуального тренажера для отработки техники тестирования

8. Консультативно-разъяснительная работа с родителями и учащимися.

Такая поэтапная подготовка учащихся к ЕНТ дает свои положительные результаты.  Об этом свидетельствуют итоги   18  пробных тестирований выпускников, проведенных в этом учебном году.  5 последних показывают стабильные результаты по предмету русского языка: прослеживается рост   среднего балла.  Положительным результатам ЕНТ способствует опыт отработки базовых знаний и умений по предмету, материал которого  рассчитан на 11 класс и способствует более глубокому усвоению тем.  В своей практике учитель применяет  систему  расширенного изучения проблемных тем, что снимает ряд затруднений при обучении учащихся.  Учителем  разработан план  мероприятий по подготовке  к ЕНТ. Это позволяет  творчески конструировать учебный процесс, отбирать наиболее эффективные образовательные технологии и обеспечивать в будущем хороший результат на тестировании учащихся. Самый сложный  компонент системы управления качеством подготовки к ЕНТ – ученический . Прежде всего, педагогом учитывается выявленные  образовательные потребности и запросы ученика и родителей, а также базовые знания ученика по предмету, его целевые установки. Ни для кого не секрет, что базовые знания  и мотивация учеников могут не совпадать. И все это существенным образом влияет на учебный процесс. Чтобы достичь хорошего результата при сдаче ЕНТ, надо привлечь необходимые ресурсы, прежде всего компетенции учителя и ученика  по организации и подготовке к ЕНТ. И только при совпадении этих  важных составляющих педагогического процесса возможен высокий образовательный результат.  Однако наблюдение за базовыми установками выпускников показывает, что сознательное учение не стоит на верхней строчке в списке учебных умений. Сознательное учение отчасти проявляется в случае, когда надо проштудировать и пересказать конкретный параграф, подготовиться к тематическому тестированию для получения оценки. Наблюдение показывает, что сиюминутная оценка является более реальным результатом учения, нежели итоги ЕНТ в конце года.  Важное условие успешной сдачи ЕНТ - это наличие базовых компетенций учащихся и в первую очередь учебных (знаниевых), которые отмечены в схеме.

 

               Учителем  русского языка и литературы Кажаевой Н.К. разработана  прогностическая карта ученика.

Учебный прогноз для учащегося 11 класса

ФИО ученика (-цы)

Прогнозируемый балл на ЕНТ

База знаний

Знаю:

Умею:

Что мешает добиться высоких показателей

Ресурсы

 

Какая помощь нужна?

 

 

 

 

 

 

 

Для определения уровня сформированности базовой компетентности был использован раздел прогностической карты «знаю и умею».  Образовательные потребности и запросы учащихся, а также их целевые установки выявлялись через прогноз учащихся результатов ЕНТ  в прогностической карте. Ресурсы, осуществление учебного процесса отражены в последних трех разделах карты. Карта заполняется учащимися индивидуально.  Результаты прогностической работы в начале учебного года  стали основой для проектирования индивидуальной траектории подготовки к ЕНТ каждого ученика. Данный проект и будет являться руководством к действию учащегося в течение учебного года и позволит аккумулировать ресурсы и компетенции учащихся и учителя  в процессе подготовки к ЕНТ.

        Подготовка к ЕНТ проводится последовательно по разделам, вошедшим  в  контрольно – измерительные материалы (КИМ), что дает возможность вести систематическое углубленное повторение и обобщение  всего школьного курса русского языка, привязанное к конкретным вариантам заданий тестового материала.  Кроме  того, в качестве обобщения,  рассматриваются  задания в соответствии с последними вариантами тестов.   Особенностью работы   является то,  что учитель акцентирует особое внимание на наиболее  характерных ошибках, а также особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Традиционные школьные правила  заменяются  альтернативными, более легкими для понимания и запоминания.

Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому времени на повторение изученного в 5-9 классе обычно выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал, главным образом теоретический, является камнем преткновения.  В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на  то,  что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз заострить внимание на каких-либо трудных случаях,  повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться.

В своей работе использую тренировочные тесты по разным разделам русского языка, тематические тесты, диктанты, варианты  индивидуальных  заданий, словарь трудных слов и краткий фразеологический словарь, который встречается в тестовых заданиях, на уроках использует карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного, наиболее  трудно  усваиваемый  материал учитель разбирает в классе несколько раз. Например, при проведении семинарских занятий  для более эффективной работы учитель делит класс на группы, каждая из которых будет отвечать за подготовку заданий по конкретному разделу языкознания: фонетике,  морфемике и словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. К каждому уроку  группы готовят задания по разным разделам; таким образом, все ученики повторяют материал за курс   5-9 классов, углубляют свои знания, совершенствуют навыки.

Особое внимание учитель уделяет содержанию домашнего задания. В качестве домашних заданий   могут быть предложены упражнения из учебника, а также творческие задания. Учитель считает, что домашние задания должны  быть вариативными: предлагает несколько вариантов домашней работы, а ученики из данных вариантов имеют возможность сделать выбор.  Таким образом,  ученики просматривают несколько вариантов заданий, оценивают свои возможности, а учитель на уроке может контролировать выполнение домашних заданий путем взаимопроверки, при этом обучая учащихся навыкам самоконтроля, или останавливаться на сложных вопросах.

Разбирая тестовые задания, наиболее трудные, которые требуют знания пунктуации в сложных предложениях с разными  видами связи. Я предлагаю учащимся определенный алгоритм действий: в каждом из примеров необходимо сначала найти предикативный центр (ГО) и определить, простое оно или сложное, в сложном – отыскать границы составляющих его частей, средства связи  предложений,  обратить внимание на осложнение (однородные члены предложения, вставные конструкции, различные обороты, обращения).  При этом имеют значение цель высказывания и интонация – в зависимости от этого ставятся знаки препинания в конце предложения, которые зачастую находятся вне нашего внимания.

Прикладной курс «Комплексный анализ текста» позволяет учителю обобщить и систематизировать  знания  по разделу «Стилистика». Учащиеся повторяют изобразительные средства языка, пишут сочинения – рассуждения по прочитанному тексту, эссе, сочинения – описания, сочинения – повествования в разных стилях, повторяют стили речи, с целью развития монологичной и диалогичной речи учитель проводит дискуссии. Цель дискуссии – не абсолютное решение обсуждаемых проблем (это невозможно), а прояснение разных позиций, аргументированность  выступлений, реплик. В конце дискуссии нужно сделать обобщение высказанных мнений, найти точки соприкосновения. Такие уроки сразу достигают нескольких целей, что очень важно в выпускном классе: развитие речи, развитие навыков  ведения дискуссии, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения – развитие личности, усиливается интерес к учебе в  целом. Значительная часть заданий  предполагает работу по определению  стиля текста, типа речи, работу по предупреждению стилистических и речевых  ошибок; учителем разъясняются типы ошибок,  причины их возникновения. Для успешной подготовки учащихся к ЕНТ я учу старшеклассников практическому применению лингвистических знаний, умений и навыков.

Таким образом, благодаря данной системе мои выпускники  в достаточной степени овладевают техникой тестирования. Представленный учителем  материал позволяет дать объективные основы для принятия практических решений, направленных на повышение уровня обученности выпускников школы.  

Разработала  методические рекомендации по  подготовке к ЕНТ по русскому языку.

Методические  рекомендации

       1     Отбор учебной литературы для учителя и учащихся.

2        Составление  плана   подготовки к ЕНТ, который позволяет рационально распределять время занятий между теорией и практикой, носит практическую направленность, способствует отбору и систематизации материала, решает проблему рационального распределения учебного материала.

3        Крупноблочная подача материала. (Возможность обобщения и закрепления изученного в среднем  звене  и осмысление более сложного материала, обеспечивает широту видения, способствует повышению орфографической и пунктуационной грамотности).

4        Составление сводных таблиц учащимися по крупным темам плана. (Приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике).

5        Усвоение слов с непроверяемыми согласными и гласными – необходимый этап каждого урока. (Приемы и способы работы над словом разнообразные).

6        Корректировка собственных ошибок учащимися. (Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости).

7        Различные виды контроля: диктанты, тестовые задания, комплексный анализ текста. (Средство повышения интереса к выполняемой работе, организация учащихся, приучение к самоконтролю).

8        Самостоятельное составление учащимися отдельных тестовых заданий и полных тестов. (Активная форма работы нацеливает на отбор материала, не его группировку по видам орфограмм и пунктограмм, на структурирование тестов, на формирование практических навыков.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»

Автор: Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы

Дата: 14.09.2016

Номер свидетельства: 343751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства