Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»
Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»
Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»
Важным в педагогических действиях учителя является целостный подход к составлению плана подготовки учащихся к итоговой аттестации, включающий в себя общешкольный план – план методического объединения - индивидуальный план учителя-предметника - индивидуальный план ученика. Задача педагога заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.
Системное исследование результатов ЕНТ однозначно приводит к выводам: субъективный фактор - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает учителя выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.
· Анализ ЕНТ
· Стартовый контроль
· Планирование и прогноз
· Учебная деятельность
· Промежуточный и рубежный контроль
· Анализ и коррекция
· ЕНТ
Эта система, в принципе, обеспечивает стабильный образовательный результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»»
КГУ "Средняя школа имени Абая"
Восточно-Казахстанская область,
Тарбагатайский район,
село Акжар
учительница русского языка и литературы
Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы
Доклад на тему: «Эффективные методы и приемы по подготовке учащихся к ЕНТ»
Важным в педагогических действиях учителя является целостный подход к составлению плана подготовки учащихся к итоговой аттестации, включающий в себя общешкольный план – план методического объединения - индивидуальный план учителя-предметника - индивидуальный план ученика. Задача педагога заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.
Системное исследование результатов ЕНТ однозначно приводит к выводам: субъективный фактор - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает учителя выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.
· Анализ ЕНТ
· Стартовый контроль
· Планирование и прогноз
· Учебная деятельность
· Промежуточный и рубежный контроль
· Анализ и коррекция
· ЕНТ
Эта система, в принципе, обеспечивает стабильный образовательный результат.
В системе работы учителя сложился достаточно отрегулированный механизм контроля, отслеживающий и корректирующий качественную подготовку к ЕНТ. Он включает следующие шаги:
1. Стартовый контроль в начале учебного года в 11 классе за курс основной школы на определение базовых компетенций школьника.
3. Составление учителем планов коррекционной работы и планов подготовки к ЕНТ.
4. Периодические комплексные тестирования учащихся 11 класса с обязательным анализом и коррекционной деятельностью учителя и самоанализом результатов тестирования учеником.
5. Организация подготовительных курсов для учащихся 11 классов, где осуществляется тематическое повторение с выполнением тестовых заданий.
6. Обучение учащихся навыкам самоконтроля при подготовке к ЕНТ
7. Использование сети Интернет учащимися как индивидуального тренажера для отработки техники тестирования
8. Консультативно-разъяснительная работа с родителями и учащимися.
Такая поэтапная подготовка учащихся к ЕНТ дает свои положительные результаты. Об этом свидетельствуют итоги 18 пробных тестирований выпускников, проведенных в этом учебном году. 5 последних показывают стабильные результаты по предмету русского языка: прослеживается рост среднего балла. Положительным результатам ЕНТ способствует опыт отработки базовых знаний и умений по предмету, материал которого рассчитан на 11 класс и способствует более глубокому усвоению тем. В своей практике учитель применяет систему расширенного изучения проблемных тем, что снимает ряд затруднений при обучении учащихся. Учителем разработан план мероприятий по подготовке к ЕНТ. Это позволяет творчески конструировать учебный процесс, отбирать наиболее эффективные образовательные технологии и обеспечивать в будущем хороший результат на тестировании учащихся. Самый сложный компонент системы управления качеством подготовки к ЕНТ – ученический . Прежде всего, педагогом учитывается выявленные образовательные потребности и запросы ученика и родителей, а также базовые знания ученика по предмету, его целевые установки. Ни для кого не секрет, что базовые знания и мотивация учеников могут не совпадать. И все это существенным образом влияет на учебный процесс. Чтобы достичь хорошего результата при сдаче ЕНТ, надо привлечь необходимые ресурсы, прежде всего компетенции учителя и ученика по организации и подготовке к ЕНТ. И только при совпадении этих важных составляющих педагогического процесса возможен высокий образовательный результат. Однако наблюдение за базовыми установками выпускников показывает, что сознательное учение не стоит на верхней строчке в списке учебных умений. Сознательное учение отчасти проявляется в случае, когда надо проштудировать и пересказать конкретный параграф, подготовиться к тематическому тестированию для получения оценки. Наблюдение показывает, что сиюминутная оценка является более реальным результатом учения, нежели итоги ЕНТ в конце года. Важное условие успешной сдачи ЕНТ - это наличие базовых компетенций учащихся и в первую очередь учебных (знаниевых), которые отмечены в схеме.
Учителем русского языка и литературы Кажаевой Н.К. разработана прогностическая карта ученика.
Учебный прогноз для учащегося 11 класса
ФИО ученика (-цы)
Прогнозируемый балл на ЕНТ
База знаний
Знаю:
Умею:
Что мешает добиться высоких показателей
Ресурсы
Какая помощь нужна?
Для определения уровня сформированности базовой компетентности был использован раздел прогностической карты «знаю и умею». Образовательные потребности и запросы учащихся, а также их целевые установки выявлялись через прогноз учащихся результатов ЕНТ в прогностической карте. Ресурсы, осуществление учебного процесса отражены в последних трех разделах карты. Карта заполняется учащимися индивидуально. Результаты прогностической работы в начале учебного года стали основой для проектирования индивидуальной траектории подготовки к ЕНТ каждого ученика. Данный проект и будет являться руководством к действию учащегося в течение учебного года и позволит аккумулировать ресурсы и компетенции учащихся и учителя в процессе подготовки к ЕНТ.
Подготовка к ЕНТ проводится последовательно по разделам, вошедшим в контрольно – измерительные материалы (КИМ), что дает возможность вести систематическое углубленное повторение и обобщение всего школьного курса русского языка, привязанное к конкретным вариантам заданий тестового материала. Кроме того, в качестве обобщения, рассматриваются задания в соответствии с последними вариантами тестов. Особенностью работы является то, что учитель акцентирует особое внимание на наиболее характерных ошибках, а также особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Традиционные школьные правила заменяются альтернативными, более легкими для понимания и запоминания.
Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому времени на повторение изученного в 5-9 классе обычно выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал, главным образом теоретический, является камнем преткновения. В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на то, что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз заострить внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться.
В своей работе использую тренировочные тесты по разным разделам русского языка, тематические тесты, диктанты, варианты индивидуальных заданий, словарь трудных слов и краткий фразеологический словарь, который встречается в тестовых заданиях, на уроках использует карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного, наиболее трудно усваиваемый материал учитель разбирает в классе несколько раз. Например, при проведении семинарских занятий для более эффективной работы учитель делит класс на группы, каждая из которых будет отвечать за подготовку заданий по конкретному разделу языкознания: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. К каждому уроку группы готовят задания по разным разделам; таким образом, все ученики повторяют материал за курс 5-9 классов, углубляют свои знания, совершенствуют навыки.
Особое внимание учитель уделяет содержанию домашнего задания. В качестве домашних заданий могут быть предложены упражнения из учебника, а также творческие задания. Учитель считает, что домашние задания должны быть вариативными: предлагает несколько вариантов домашней работы, а ученики из данных вариантов имеют возможность сделать выбор. Таким образом, ученики просматривают несколько вариантов заданий, оценивают свои возможности, а учитель на уроке может контролировать выполнение домашних заданий путем взаимопроверки, при этом обучая учащихся навыкам самоконтроля, или останавливаться на сложных вопросах.
Разбирая тестовые задания, наиболее трудные, которые требуют знания пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи. Я предлагаю учащимся определенный алгоритм действий: в каждом из примеров необходимо сначала найти предикативный центр (ГО) и определить, простое оно или сложное, в сложном – отыскать границы составляющих его частей, средства связи предложений, обратить внимание на осложнение (однородные члены предложения, вставные конструкции, различные обороты, обращения). При этом имеют значение цель высказывания и интонация – в зависимости от этого ставятся знаки препинания в конце предложения, которые зачастую находятся вне нашего внимания.
Прикладной курс «Комплексный анализ текста» позволяет учителю обобщить и систематизировать знания по разделу «Стилистика». Учащиеся повторяют изобразительные средства языка, пишут сочинения – рассуждения по прочитанному тексту, эссе, сочинения – описания, сочинения – повествования в разных стилях, повторяют стили речи, с целью развития монологичной и диалогичной речи учитель проводит дискуссии. Цель дискуссии – не абсолютное решение обсуждаемых проблем (это невозможно), а прояснение разных позиций, аргументированность выступлений, реплик. В конце дискуссии нужно сделать обобщение высказанных мнений, найти точки соприкосновения. Такие уроки сразу достигают нескольких целей, что очень важно в выпускном классе: развитие речи, развитие навыков ведения дискуссии, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения – развитие личности, усиливается интерес к учебе в целом. Значительная часть заданий предполагает работу по определению стиля текста, типа речи, работу по предупреждению стилистических и речевых ошибок; учителем разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Для успешной подготовки учащихся к ЕНТ я учу старшеклассников практическому применению лингвистических знаний, умений и навыков.
Таким образом, благодаря данной системе мои выпускники в достаточной степени овладевают техникой тестирования. Представленный учителем материал позволяет дать объективные основы для принятия практических решений, направленных на повышение уровня обученности выпускников школы.
Разработала методические рекомендации по подготовке к ЕНТпо русскому языку.
Методические рекомендации
1 Отбор учебной литературы для учителя и учащихся.
2 Составление плана подготовки к ЕНТ, который позволяет рационально распределять время занятий между теорией и практикой, носит практическую направленность, способствует отбору и систематизации материала, решает проблему рационального распределения учебного материала.
3 Крупноблочная подача материала. (Возможность обобщения и закрепления изученного в среднем звене и осмысление более сложного материала, обеспечивает широту видения, способствует повышению орфографической и пунктуационной грамотности).
4 Составление сводных таблиц учащимися по крупным темам плана. (Приучает приобретать знания самостоятельно, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, способствует применению полученных знаний на практике).
5 Усвоение слов с непроверяемыми согласными и гласными – необходимый этап каждого урока. (Приемы и способы работы над словом разнообразные).
6 Корректировка собственных ошибок учащимися. (Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости).
7 Различные виды контроля: диктанты, тестовые задания, комплексный анализ текста. (Средство повышения интереса к выполняемой работе, организация учащихся, приучение к самоконтролю).
8 Самостоятельное составление учащимися отдельных тестовых заданий и полных тестов. (Активная форма работы нацеливает на отбор материала, не его группировку по видам орфограмм и пунктограмм, на структурирование тестов, на формирование практических навыков.)