kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы учителя русского языка по подготовке к ЕНТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Тысяча учителей – тысяча методов».

Китайская пословица.

 

Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана  Абишевича Назарбаева:.

 «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит ЕНТ

Основная цель ЕНТ - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.

А одна из основных задач ЕНТ - избежать субъективности в оценке знаний. У ЕНТ есть свои сторонники и противники. С одной стороны, ЕНТ дает возможность оценить знания выпускников не школьным учителям, которые в данном вопросе являются людьми заинтересованными, а специалистам со стороны. Но с другой -эффективность проверки знаний школьников посредством тестирования вызывает определенные сомнения. Ведь в идеале школа должна не учить подрастающее поколение тому, как лучше вызубрить правильные ответы, а прививать умение самостоятельно мыслить и, переработав полученную информацию, грамотно применять ее на практике. Именно эти навыки нужны человеку в жизни.

ЕНТ проводится с использованием тестовых заданий. Тестирование — специфическая форма контроля знаний, обладающая наряду с несомненными достоинствами и некоторыми недостатками, к числу которых можно отнести возможность угадывания учащимися правильных ответов, затрудняющих возможность диагностики учителем сформированных знаний и умений учащихся.

 В этой ситуации перед учителем-предметником встает сразу несколько задач, кроме основной задачи формирования знаний и умений учащихся. Это задачи, связанные с подготовкой учащихся в следующих направлениях: понимание содержания теста, т.е. концентрация внимания; распределение времени ответа на тест; актуализация для ответа необходимой и достаточной информации из объема памяти.

Задача педагога  заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка   - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.

 Системное исследование результатов ЕНТ  однозначно приводит к выводам: субъективный фактор  - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут.

Чтобы качественно подготовить учащихся к ЕНТ, нужна система в работе самого учителя.

Каковы же основные направления деятельности учителя русского языка при подготовке к ЕНТ:  прежде всего, это работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации.

 

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя русского языка по подготовке к ЕНТ »

Система работы учителя русского языка по подготовке к ЕНТ.

Леонова М.И.

учитель русского языка и литературы

КГУ «СКШ»

Г.Экибастуз


«Тысяча учителей – тысяча методов».

Китайская пословица.


Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева:.

«Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

Одной из форм, обеспечивающих единство требований к качеству подготовки выпускников и получения объективной оценки, служит ЕНТ

Основная цель ЕНТ - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.

А одна из основных задач ЕНТ - избежать субъективности в оценке знаний. У ЕНТ есть свои сторонники и противники. С одной стороны, ЕНТ дает возможность оценить знания выпускников не школьным учителям, которые в данном вопросе являются людьми заинтересованными, а специалистам со стороны. Но с другой -эффективность проверки знаний школьников посредством тестирования вызывает определенные сомнения. Ведь в идеале школа должна не учить подрастающее поколение тому, как лучше вызубрить правильные ответы, а прививать умение самостоятельно мыслить и, переработав полученную информацию, грамотно применять ее на практике. Именно эти навыки нужны человеку в жизни.

ЕНТ проводится с использованием тестовых заданий. Тестирование — специфическая форма контроля знаний, обладающая наряду с несомненными достоинствами и некоторыми недостатками, к числу которых можно отнести возможность угадывания учащимися правильных ответов, затрудняющих возможность диагностики учителем сформированных знаний и умений учащихся.

В этой ситуации перед учителем-предметником встает сразу несколько задач, кроме основной задачи формирования знаний и умений учащихся. Это задачи, связанные с подготовкой учащихся в следующих направлениях: понимание содержания теста, т.е. концентрация внимания; распределение времени ответа на тест; актуализация для ответа необходимой и достаточной информации из объема памяти.

Задача педагога  заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка   - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.

 Системное исследование результатов ЕНТ  однозначно приводит к выводам: субъективный фактор  - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут.

Чтобы качественно подготовить учащихся к ЕНТ, нужна система в работе самого учителя.

Каковы же основные направления деятельности учителя русского языка при подготовке к ЕНТ: прежде всего, это работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации.

Особенность сдачи ЕНТ по русскому языку заключается в том, что предмет изучается как в младшей, так и в основной школе. Ко времени сдачи ЕНТ весь основной материал по русскому языку изучен, но он требует доработки, более осознанного закрепления, а может быть, и изучения. 

Подготовка к ЕНТ - это систематическое углубленное повторение и обобщение  всего школьного курса русского языка, привязанное к конкретным вариантам заданий тестового материала.  Кроме  того, в качестве обобщения,  рассматриваются  задания в соответствии с последними вариантами тестов, с акцентом на наиболее  характерные ошибки, а также особенно сложные случаи орфографии и пунктуации.

Разрабатывая урок, я опираюсь на то, что незнание теоретического материала, а также отсутствие способов деятельности чаще всего является камнем преткновения.  В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на  то,  что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз заострить внимание на каких-либо трудных случаях,  повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться. Я считаю, что главное при подготовке к ЕНТ по русскому языку научить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению тестовых заданий.

Нетвёрдо владеющий общими способами деятельности с материалом школьник через время пытается вспомнить соответствующее решение, а не применить общий подход к заданиям такого типа, т.е. ориентирую не на работу памяти, а на способы деятельности с языковым материалом

Каждый урок русского языка должен быть направлен на эффективную, целенаправленную подготовку к ЕНТ, поэтому я строю свои уроки на использовании материалов тестовых заданий.

Первый этап урока – актуализация и повторение (восстановление в памяти изученного, интеграция его с новыми знаниями, использование в новой ситуации).

Усвоение слов с непроверяемыми согласными и гласными – необходимый этап каждого урока. Словарный диктант (зрительный, слуховой, с обязательной самопроверкой). Слова воспринимаются на слух или зрительно (в течение нескольких секунд), затем учащиеся записывают слова, далее с помощью листов самопроверки исправляют ошибки, проводят самооценку. Таким образом «трудные написания» воспринимаются учащимися несколько раз, что способствует их запоминанию.

Следующий блок – работа с орфографическими правилами, морфологическими категориями, лексическими группами. Несмотря на то, что количество заданий по орфографии в тестах ЕНТ сократилось, задания эти построены таким образом, что проверяются орфографические знания школьников по самым трудным, объемным темам. В заданиях много трудных, смешиваемых детьми написаний, по одной и той же теме в каждом тесте отмечаются разные варианты заданий. Все это требует огромной подготовки, обобщения и систематизации материала по орфографии, требует работы, которая учит детей видеть орфограмму, определять ее характер или опознавательные признаки и на этой основе делать правильный орфографический выбор. Перед выполнением задания - проработка правила (схема, таблица, работа со справочником), проговаривание способа деятельности. Далее - проверка (самопроверка, взаимопроверка), исправление ошибок, их озвучивание, коррекция.

Тестовый тренинг необходим на каждом уроке. Задача данного этапа - выработка способов деятельности с тестовым материалом или техника работы с тестом. Выбираю 6-7 заданий, вызвавших затруднения у большинства учащихся на последнем пробном тестировании. Учащиеся выполняют задания и озвучивают способы решения (акцентирую внимание на следующем: что нужно знать для выполнения задания?, каких знаний не хватает для правильного решения? )

При работе с тестами следует приучать детей внимательно и до конца дочитывать вопрос. Практика показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в простых несложных вопросах и это не от незнания, а от невнимательности. Часто на уроке перед учащимися демонстрируется несколько способов решения того или иного вопроса (метод анализа, метод исключения, метод аналогии). Таким образом, выпускники  в достаточной степени должны овладеть техникой тестирования. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируется соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Следующий этап – синтаксический тренинг, разбор 2-3 наиболее сложных вопросов из синтаксиса (с выходом на способ деятельности), это может быть работа у доски или групповая работа, с последующей самопроверкой.

Далее пунктуационный тренинг: учащимся предлагается предложение, в котором они самостоятельно ставят знаки препинания, с разбором у доски или комментированием с места.   Учащиеся работают по определенному алгоритму: в каждом из примеров необходимо сначала найти предикативный центр (ГО) и определить, простое оно или сложное, в сложном – отыскать границы составляющих его частей, средства связи  предложений,  обратить внимание на осложнение (однородные члены предложения, вставные конструкции, различные обороты, обращения. 

При работе над темой урока обращаю внимание на то, как эта тема представлена в тестовых заданиях. Какие сведения нужны для решения тестовых вопросов. Этот этап можно совместить с синтаксическим тренингом (если темы перекликаются). Вариантом данного этапа служит опережающее задание для учащихся: самостоятельное представление темы урока (чаще всего – это презентация по теме, с обязательным разбором тестовых заданий по теме). Заканчивается урок небольшим тестом по теме урока. Проводится рефлексия с акцентом на то, что повторили, какие еще темы требуют повторения и отработки навыков. Это послужит материалом для следующих уроков и дополнительных занятиях. В дальнейшем планирую создание рабочей тетради по подготовке к ЕНТ, которая должна обеспечить практическое применение полученной информации, сэкономить время, развить умение применять знания в ситуации выбора, выработать навыки самоконтроля.

Большое внимание при подготовке к ЕНТ уделяется спецкурсам.

Цель моего спецкурса «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации » - углубление и расширение знаний, отработка навыков работы с дополнительной и справочной литературой. При подготовке к урокам спецкурса у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы с дополнительной справочной литературой, а также с ресурсами Интернета.

Также немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Такая «тренировка» и проходит на дополнительных занятиях. На занятиях разбирается теория и закрепляется практикой. 

Алгоритм проведения дополнительных занятий.

Главное: краткость, наглядность, сущность.:

1.Теоретическое повторение материала по блокам, темам.

2.Технология интенсивного тренинга («муштрирования»).Закрепление в виде работы с тестовыми тематическими тренингами. На примере тренировочных упражнений учащимися отрабатываются способы деятельности по данной теме. 3.Тестовый контроль, включающий в себя различные типы тестовых заданий по темам, которые мы изучаем. 4. Обеспеченность справочным материалом.

Подготовка к ЕНТ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения и считаю, что эффективной формой проведения дополнительных занятий по подготовке к ЕНТ – это мобильно-дифференцированные группы, которые обеспечивают учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся.

После результатов пробного тестирования, тестового тематического контроля с целью коррекции знаний проводятся индивидуальные консультации с каждым учащимся. . Использую разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы из любого раздела языка), тематическую консультацию (выбранную на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом)

Структура коррекционного занятия:

Анализ результатов пробного тестирования.

Выявление пробелов в знаниях и фиксирование типичных ошибок.

Тематическое повторение учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний). Самопроверка.

Работа учащихся над ошибками.

Разбор с учащимися материала, вызывающего затруднения.

Индивидуальное домашнее задание.

  Система подготовки к ЕНТ не будет завершенной , если постоянно не отслеживать результаты учащихся, поэтому мониторинг необходим. Я провожу поэлементный анализ каждого тестирования , который позволяет проследить- с какими темами ученик справляется, а с какими у него пробелы, требующие повторного изучения, отсюда вывожу типичные затруднения, затем они становятся материалом для повторения на уроке. Эта информация служит основанием для прогнозирования дальнейшего результата, для  новых ближних и дальних целей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы учителя русского языка по подготовке к ЕНТ

Автор: Леонова Маргарита Ивановна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Анализ работы МО  учителей  гуманитарного цикла  за 2013-2014 уч.год "
    ["seo_title"] => string(73) "analiz-raboty-mo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2013-2014-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "103341"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402580618"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Использование краеведения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "ispolzovaniiekraieviedieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "255511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447945018"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Урок подготовки к ЕНТ на тему "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении""
    ["seo_title"] => string(89) "urok-podghotovki-k-ient-na-tiemu-znaki-priepinaniia-v-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "263253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449506051"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства