Тема урока: «Путешествие в Страну пунктуаций». (Урок подготовки к ЕНТ).
Цель: Продолжить формирование знаний учащихся по теме «Пунктуация».
Проверить умение различать предложения по наличию грамматической основы; объяснять постановку знаков препинания. Формировать эстетические вкусы; на основе текста научить детей правилам здорового питания.
Тип урока: урок закрепления знаний с использованием элементов технологии проблемного обучения, элементов развивающего обучения, игровых технологии
Методы: частично-поисковый; репродуктивный
Оборудование: интерактивная доска
Эпиграф урока: Знаки препинания – нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Паустовский
Ход урока:
І. Организационный этап
1) Психологический настрой:
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда –
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
ІІ. Объявление целей и задач урока
- Ребята, сегодня мы с вами закрепим теоретические знания по теме «Пунктуация». Но прежде скажите мне: Что такое пунктуация?
- Пунктуация – это система правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.
- Правильно, поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание К. Паустовского:
«Знаки препинания – нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.»
- География применеия пунктуации очень обширна. Невозможно объять необъятное. Но мы с вами постараемся рассмотреть некоторые варианты применеия пунктуации в предложениях. Для этого совершим виртуальное путешествие в Страну пунктуации. Лексическая тема нашего урока – «Здоровое питание – ключ к успеху». Это значит, что все рассмотренные нами примеры, предложения будут будут связаны со здоровым питанием. (Класс записывает число и лексическую тему урока)
Итак, мы отправляемся в путешествие!
• Первая остановка – «Граница». С помощью определенных знаков препинания обозначить границу каждого предложения:
В чем сила крепкого орешка ядра грецкого ореха напоминают человеческий мозг ядра – чистый изумруд
• Вторая остановка – «Крепкий орешек»
Расставьте знаки препинания:
Во-первых в орехах много минеральных солей (калия кальция и др.) и микроэлементов. (Полезны для суставов)
Во-вторых ядра богаты клетчаткой. (Нормализуют деятельность кишечника)
В-третьих в орехах нет вредных для сосудов насыщенных жиров зато бесспорно в них содержатся полезные полиненасыщенные. (Снижает уровень холестерина в крови)
В-четвертых в орехах много лецитина. (Полезен для мозга)
И, наконец, в орехах много магния (борется со стрессами), витамина Е (продлевает молодость), селена и йода поддерживающих безусловно функции щитовидной железы.
• Остановка «Витамины»
Токоферол (витамин Е) самый мощный из витаминов-антиоксидантов который укрепляет кровеносные сосуды что препятствует образованию тромбов.
Биотин (витамин Н) образует здоровые клетки в волосяных луковицах так как способствует их делению а также предотвращает ломкость ногтей.
Кроме того витамин Н помогает предупредить сухость кожи и улучшает ее состояние.
• Остановка «Полезные советы»
Если в холодные месяцы твоя кожа становится бледной сухой шелушащейся а волосы начинают усиленно выпадать то чаще ешь продукты содержащие витамин РР хлеб из муки грубого помола блюда из круп и фасоли грибы рыбу яйца арахис.
Чтобы убереч(…)ся от простуды устранить дефицит железа в организме ежедневно съедайте по половинке граната среднего размера и пейте гранатовый сок который помогает и при ангине.
Благодаря высокому содержанию витаминов С и РР гранат предупреждает атеросклероз а большое количество калия делает его незаменимым для гипертоников.
• Остановка «Чайные церемонии»
Белый чай. В Китае белый чай называют эликсиром бессмертия считается что он проясняет ум и вещества содержащиеся в нем предотвращают вредное воздействие ультрафиолетового излучения.
Каркаде. Разновидность цветочного чая который выводит шлаки помогает при аллергии.
Холодный каркаде понижает давление а горячий способствует его повышению.
Мате. На самом деле мате не чай а отвар листьев и стеблей парагвайского растения который снимая усталость помогает сконцентрироваться во время выполнения важной работы.
Улун (молочный улун, «Чайный дракон»). Император чайного мира улун занимает промежуточную позицию между черным и зеленым чаем сочетая в себе свойства и того и другого.
Считается что улун продлевает молодость он исцеляет язвы оказывает противоопухолевое действие.
• Станция «Народная мудрость»
Какие из строк народной мудрости вы уже слышали и что они обозначают?
«Когда я ем, я глух и нем» – т.е.потому что не слушаю и не говорю: я занят едой.
«Червячка заморить» – т.е.съесть что-нибудь в очень малом количестве,перекусить.
«Голодный как волк» – сильно голодный ( гипербола, преувеличение)
«Крошки во рту не было» – т.е. давно не ел или не ел вообще
• ІV. Итоги урока:
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Ответы учеников
- Какие задания оказались для вас затруднительными? Почему?
- Ответы учеников
- Над чем нам следует еще поработать?
- Ответы учеников
• V. Домашнее задание: выписать из художественного текста 6 сложных предложений и объяснить постановку знаков препинания.
• VІ. Оценки за урок.
Рахимбаева Г.А.
учитель русского языка и литературы
сш.им.К.Терибаева
Аксуский р/н Алматинская обл.