Система работы по подготовке учащихся основной школы к ГИА по русскому языку
Система работы по подготовке учащихся основной школы к ГИА по русскому языку
Подготовка к ГИА – процесс специфический. Государственная итоговая аттестация имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ГИА (ОГЭ) по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Подготовка к ГИА проводится мной в нескольких направлениях: непосредственно на уроках русского языка (как элемент урока или занятие целиком); во внеурочной деятельности (проведение факультативных занятий и элективных курсов), а также на индивидуальных и групповых занятиях.
Цель этой системной работы заключается в целенаправленной качественной подготовке учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
- формировать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
Главные принципы, на которых строится работа: научность, системность, доступность.
Система уроков предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную; использование разнообразных методов работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы по подготовке учащихся основной школы к ГИА по русскому языку »
Опыт работы учителя русского языка и литературы на тему:
«Система работы по подготовке учащихся основной школы к ГИА по русскому языку»
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических или пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников, так как всем понятно, что примерно 70-80% времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и её созданием. Умения воспринимать и обрабатывать информацию прослушанного или прочитанного текста – одни из важнейших в современной жизни, и не менее важным для учебной и практической деятельности является умение создавать собственное связное высказывание на основе воспринятой информации.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» и «Стратегии модернизации содержания общего образования» определены ключевые компетенции, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы. Компетенции рассматриваются как осознанные человеком способности реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации.
Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы – ГИА, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, - является с 2013 года (ОГЭ) – основной и единственной. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ГИА стала одной из самых актуальных. Критериальная форма проверки знаний, недостаточная глубина изучения некоторых разделов программы русского языка в силу ограниченного количества часов, отводимых на освоение данной дисциплины в школе, требуют дополнительной, более глубокой и систематизированной подготовки к ГИА по русскому языку.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Эти положения, сформулированные в «Программе ФГОС. Русский язык», должны быть положены в основу подготовки учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку.
Подготовка учащихся к ГИА в основной школе - основное направление моей работы в межаттестационный период. Для продуктивной работы в данном направлении была разработана и апробирована система уроков по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.
Система работы по подготовке учащихся к ГИА по русскому языку в основной школе.
За время работы в школе особенно актуальными для меня стали ответы на вопросы: как же подготовить каждого ребёнка к экзамену и развить его индивидуальные особенности, что сделать с детьми, которые не могут освоить программу, хотя не имеют противопоказаний к обучению в массовой школе? Я пришла к выводу, что методика подготовки учащихся к итоговой аттестации должна быть специальной, «своей». Она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития всех школьников.
Выбор данного направления работы обеспечивает не только реализацию требований современной системы образования, но и преемственность между организацией и содержанием педагогической работы в среднем и старшем звене МАОУ СОШ№20.
Подготовка к ГИА – процесс специфический. Государственная итоговая аттестация имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ГИА (ОГЭ) по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ ГИА показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.
Подготовка к ГИА проводится мной в нескольких направлениях: непосредственно на уроках русского языка (как элемент урока или занятие целиком); во внеурочной деятельности (проведение факультативных занятий и элективных курсов), а также на индивидуальных и групповых занятиях.
Цельэтой системной работы заключается вцеленаправленной качественной подготовке учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
- формировать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
Главные принципы, на которых строится работа: научность, системность, доступность.
Система уроков предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную; использование разнообразных методов работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами.
Предлагаю подробно рассмотреть каждый этап системы уроков по подготовке к ГИА в 9 классе.
Подготовка к ГИА на уроках русского языка в 9 классе
Поскольку программа курса «Русский язык» в 9 классе является достаточно насыщенной, а времени на обобщение материала в конце учебного года недостаточно, считаю целесообразным вводить элементы повторения на каждом уроке, внедрять упражнения, направленные на поиск заданных орфограмм и пунктограмм. Это позволит разнообразить учебный материал, сформировать грамотность обучающихся, а также способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости ребят, обеспечивая непрерывную работу по подготовке к ГИА.
Формировать у учащихся орфографические и пунктуационные навыки, а также уверенность в возможности выполнения ими тестовых заданий на высокую отметку помогает упорная работа над тестами. Тестовые технологии позволяют усовершенствовать процесс преподавания и обучения, повысить мотивацию, вести мониторинг индивидуальных достижений учащихся, расширить возможности проверять и корректировать знания, создать атмосферу психологического комфорта.
Считаю целесообразным к одному и тому же дидактическому материалу предлагать различные формулировки заданий или вопросов, то есть представлять учебный материал с разных сторон, что в итоге позволит реализовать компетентностный подход в подготовке выпускников к ГИА.
Теоретический материал по основным и сложным разделам представляю учащимся в обобщенном и компактном виде: в схемах и таблицах (Приложение 1).
Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, такой вид работы развивает аналитические способности учащихся и зрительную память.
Во время уроков школьникам разрешено пользоваться наглядными пособиями, словарями, планом, алгоритмом, который помогает усвоить и изложить суть материла.
Кроме этого, задача учителя заключается в подготовке учащихся к пониманию самой технологии экзаменационной работы. В связи с этим полезным кажется изменение формы упражнений. Так, соединить деятельность девятиклассника по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию (а вместе с этим и подготовить к решению заданий ГИА) позволяет комплексная работа с текстом. Эта форма открывает широкие возможности: не только научиться определять тему и идею приведенного в экзаменационной работе отрывка, но и отрабатывать вызывающие затруднения орфограммы и пунктограммы.
С целью формирования ключевых компетенций использую пособие Малышкиной «Комплексный анализ текста» а также пособие Мальцевой «Русский язык. Итоговая аттестация». Работа с данными пособиями в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора. Система уроков по подготовке к ГИА отражается в отдельной колонке рабочей программы по русскому языку в 9 классе (Приложение 2).
Элективные и факультативные курсы в 9 классе
Очевидно, что выполнение первой и последней части экзаменационной работы требует от девятиклассника не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Так работу над созданием сжатого изложения уместно проводить не только на уроках русского языка, но и во внеурочной деятельности. В этом плане мне близка система коллег Климченко Т.Н., Коростелевой Н.Н., разработавших курс подготовки учащихся 9-х классов к ГИА (Часть С 1). Я взяла часть этого курса, подготовив практическую базу для отработки навыков написания изложения, которая вошла в программу элективного курса «Учимся писать сжатое изложение» (Приложение 3). Реализация данного курса позволяет тщательно подготовиться к выполнению первого задания аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текста.
Написание сочинения - рассуждения является сложной задачей для большинства учеников.
Безусловно, на уроках русского языка и литературы мы работаем над созданием сочинения – рассуждения, часто практикуем написание сочинений – миниатюр. Но для того чтобы написать полноценный творческий анализ текста, отвечающий принятым требованиям экзаменационной работы, необходимо отработать умение формулировать проблему, комментировать её, определять позицию автора исходного текста, выражать собственное мнение и аргументировать его. В этом незаменимой является программа элективного курса «Сочинение-рассуждение без проблем» (Приложение 4). Этот курс способствует формированию коммуникативной компетенции школьников и обеспечивает системную подготовку к ГИА. В ходе работы по созданию сжатого изложения и сочинения – рассуждения составляем с учащимися памятки «Как писать сжатое изложение», «Как писать сочинение - рассуждение» (приложение в рабочих программах).
Создание методической базы для подготовки к ГИА
Большую роль в подготовке к ГИА играет создание методической базы. Это и учебные пособия, содержащие варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированные в соответствии со спецификацией, утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. И информационно - коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы). Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя, помогают разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дают возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Технические возможности и оснащение нашего кабинета позволяют проводить диагностические и тренировочные работы, в том числе и в режиме on-line; предлагаю выполнять подобные задания в домашних условиях. Накопленная методическая база позволяет эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Индивидуальная работа
Кроме этого, считаю необходимым использование качественной мониторинговой системы для отражения учебных результатов, как отдельного ученика, так и класса в целом. В процессе этой деятельности определяется: достигается ли цель образовательного процесса; существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований; существуют ли предпосылки для совершенствования деятельности педагога; соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям учащегося. В качестве усовершенствованной формы контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации использую индивидуальные маршрутные листы по итогам контрольных и диагностических работ на каждого учащегося 9 класса (Приложение 5). Все маршрутные лист отдельного учащегося анализируются, результаты анализа позволяют планировать индивидуальную работу, выбирать форму организации занятости учащегося по коррекции выявленных в работе недостатков (групповые или индивидуальные консультации, самостоятельная работа или практикум по решению задач повышенной сложности). Результаты каждой диагностической работы вносятся в индивидуальный лист контроля, который помогает объективно оценить динамику качества знаний отдельно взятого учащегося.
При системной работе по подготовке к ГИА необходимо учитывать многие аспекты: уровень подготовленности конкретного класса, мотивацию и индивидуальные возможности учащихся, информированность родителей. Уровень подготовки учащихся в классе определяется по итогам диагностических работ. Диагностика мотивации учения осуществляется по методике Г. Н. Казанцевой и Спилбирг – Андреева, результаты которых ложатся в основу предметно-содержательного анализа. Маршрутные листы, индивидуальнй лист контроля, а также результаты диагностики мотивации учащихся и данные анкетирования собираются в одну папку, которая заводится на каждого учащегося 9 класса. Учитывая данные предметно - содержательного анализа и ежегодные изменения в содержании и формулировке заданий экзаменационных работ, корректируются рабочие программы по русскому языку, программы элективных курсов.
Информационная работа по подготовке к ГИА
Для формирования психологической устойчивости обучающихся организую информационную работу по подготовке к ГИА, поддерживаю тесную связь с родителями учеников. Во время подготовки к экзаменам я посещаю родительские собрания, на которых информирую родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА и уровне готовности каждого выпускника. В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ГИА по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации учителям по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников и их родителей, список литературы и адреса сайтов.
Подготовка к итоговой аттестации - процесс длительный. Поэтому, на мой взгляд, начинать работу необходимо с 5 класса. С 5 класса практикую выполнение тестовых заданий, написание сочинения – рассуждения, обучаю созданию сжатого изложения. Вписать программу
В 2014 – 2015 учебном году работая в 8-х классах, также использую систему занятий по подготовке к ГИА. С учетом подготовленности классов, уровня мотивации и индивидуальных особенностей учащихся корректирую рабочие программы уроков русского языка и элективных курсов. Как и в 9 классе, веду маршрутные листы каждого восьмиклассника, анализ которых позволяет спланировать индивидуальную работу, обеспечить дифференцированный подход в обучении.
При подготовке к итоговой аттестации в новой форме все виды работ должны быть взаимосвязаны. Только такой системный подход поможет ученикам успешно сдать экзамены.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}