kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренировочные тексты с использованием регионального компонента для подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык является государственным языком Российской Федерации. В системе образования русский язык как родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания занимает особое место. Русский язык – средство общения, овладение им обеспечивает способность и готовность выпускника школы к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Как средство познания он обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение; через язык происходит приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям, к культуре и литературе русского народа. В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные тексты с использованием регионального компонента для подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку »

Государственное образовательного учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин








Тренировочные тексты с использованием регионального

компонента для подготовки обучающихся к ГИА

по русскому языку


Методическое пособие









Исполнители:

Глушкова Ольга Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 24 города Белово;

Николаева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 31 посёлка Краснобродского;

Платонова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Сосновская СОШ» посёлка

Сосновка Гурьевского района;

Морозова Светлана Владимировна;

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 4 города Белово



Белово 2012


















Содержание


Введение-----------------------------------------------------------------------------

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание-------------------------------------

Простое предложение------------------------------------------------------------

Основные группы сложносочиненных предложений---------------------

Подробное изложение с элементами сочинения---------------------------

Сложноподчиненное предложение--------------------------------------------

Практическая работа по теме «Сложноподчинённое предложение»-----

Бессоюзное сложное предложение--------------------------------------------

Сложное предложение с различными видами связи-----------------------

Основные группы сложноподчиненных предложений-------------------

Заключение--------------------------------------------------------------------------

Список литературы------------------------------------------------------------------

3 6

14

19

22

24

27

29

31

34

37

38


























Введение Русский язык является государственным языком Российской Федерации. В системе образования русский язык как родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания занимает особое место. Русский язык – средство общения, овладение им обеспечивает способность и готовность выпускника школы к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Как средство познания он обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение; через язык происходит приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям, к культуре и литературе русского народа. В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако Кемеровская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нам, кажется, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Региональный компонент содержания образования по словесности направлен на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Кемеровскую область, отраженного в фольклоре и литературе Кузбасса. Кроме того, при изучении русского языка рассматривать язык как культурно-историческую среду

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента. Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. 
Работая над материалом регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: 
систематичность,  доступность,  наглядность, разнообразность материала,
связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала. 
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д. 
Познакомить школьников с литературой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников. 













































Синтаксис и пунктуация

Словосочетание

Кузнецкая земля

Велика и прекрасна наша страна, необъятная Россия. Но у каждого человека есть особенно близкие и дорогие сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил свою жизнь. Это его родной край, который называется Кузнецким бассейном – Кузбассом. Так предложил его назвать по имени первого города нашего края – Кузнецка – выдающийся русский ученый, геолог и историк Петр Александрович Чихачёв, побывавший в Кузбассе в 1842 году.

Каждый уголок огромной России имеет свои особенности, свою богатую событиями историю. И история Кузнецкой земли богата событиями, которые отражают своеобразие и особенности её развития, напоминают нам о самобытности нашей малой родины. Каждой черточкой она подтверждает, что жителям Кузбасса есть над чем поразмышлять в своей истории, чем гордиться и что помнить, что беречь и приумножать, что оставить надолго потомкам. Мысли о родном крае заставляют задуматься и о своей судьбе.

(……………….)


Задания

  1. Продолжите предложение.

Синтаксис – это_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое словосочетание?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Из чего оно состоит? Приведите примеры словосочетаний из первого предложения. ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что не является словосочетанием? Приведите примеры из 1 и 2 предложений. ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Виды словосочетаний по характеру главного слова делятся на именные, глагольные и наречные. Выпишите из текста по 3 примера следующих словосочетаний, указав главное слово:

- глагольные _______________________________________________________

__________________________________________________________________

- именные _________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Придумайте и запишите 3 примера наречных словосочетаний на тему «Моя малая родина»: ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Охарактеризуйте способы связи слов в словосочетании. Приведите примеры из текста.

Согласование – это такой способ связи, ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Управление – это такой способ связи, _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Примыкание – это такой способ связи, ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

о родном крае заставляют задуматься задуматься о судьбе





































Коренные жители земли Кузнецкой

Телеуты

(1)Телеуты – коренные жители нашего края.(2)Это тюркоязычный народ Кузбасса, сохранившийся только в пределах некоторых населенных пунктов Беловского, Гурьевского, Новокузнецкого районов.

(3)Они в 17 -18 веках сыграли важную роль в экономической и политической жизни этого региона, установив с русскими экономические и торговые отношения и заключив военно-политический союз, который был формой договора о взаимопомощи и ненападении.

(4)Ещё в 17-18 веках телеуты вели кочевой образ жизни. (5)Исконные их земли располагались в южносибирских степях и предгорьях Алтая.

(6)Основной вид занятий телеутов – скотоводство. (7)Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и верблюдов. (8) Корма на зиму не заготавливали, и скот круглый год содержался на подножном корме. (9)Большая часть продукции скотоводства потреблялась самими телеутами. (10) Мясо-молочные продукты были основными в пище телеутов. (11)Кожа шла на изготовление обуви, одежды, конской упряжи, ею покрывали жилища, из шерсти катали войлок.

(12)Но уже в 19 веке, - как писал историк В.В.Радлов, - «телеуты живут всюду осёдло по деревням и занимаются исключительно земледелием».

(13)Охота – второе по важности занятие телеутов. (14)Охотились в основном на марала, кабана и медведя. (15)Охота велась с помощью лука и стрел, хотя стали появляться капканы и первое огнестрельное оружие – пищали, приобретаемые у русских.

(16)Рыболовство занимало в телеутском хозяйстве незначительное место. (17)Ловили щук, тайменя, осетровых.

(18)Немаловажную роль в жизни бедных телеутов занимало собирательство. (19)Ранней весной, когда с продуктами питания было совсем плохо, копали корни дикорастущих трав – кандыка, сараны, собирали дикий чеснок и лук, употребляя их в пищу.

(20)Из домашних ремесел у телеутов наибольшее развитие получили выделка кож, дерева, металла, ткачество, плетение и шитьё.

(21) Исторические судьбы телеутов , начиная с 17 века, тесно связаны с судьбами русского народа, но несмотря на это, они сохранили свой язык, устное народное творчество, многие обычаи и обряды.

(По Л.И.Соловьёву «География Кемеровской области».)

Задание.

1.Продолжите предложение: синтаксис – это… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Что такое текст? Назовите признаки текста : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Докажите, что перед вами текст: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Продолжите предложение: пунктуация - это… ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Перечислите условия постановки знаков препинания внутри простого предложения. Ответ подтвердите примерами из текста, указав номера предложений( в том числе тех, которые входят в состав сложных, если в них есть примеры осложнений простых предложений): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Объясните постановку тире в 1 и 13 предложении : _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Объясните постановку кавычек в 12 предложении : ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Выделите графически обособленные конструкции: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.Выделите подчинительные союзы в сложных предложениях.


7.Вид какого сложного предложения не употреблен в тексте? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8.Выполните полный синтаксический разбор 15 предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9.Заполните таблицу «Способы связи слов в словосочетании» примерами из текста ( по 3 примера):

Способы связи слов в словосочетании

Примеры

Согласование


Управление


Примыкание




Шорцы

(1)В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный народ «шор». (2)По его имени стали называть всех жителей верховья Томи и её притоков. (3)По своему происхождению шорцы не относятся к алтайским племенам. (4)Это лесные осёдлые племена, обычно жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и их притоков.

(5)Осёдлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. (6)Нуждались они в продуктах животноводства. (7)Телеуты, кочевавшие по соседству в степях Кузнецкой котловины, испытывали нужду в кузнечных изделиях. (8)Казалось, что были все условия для обмена излишками продуктов между шорцами и телеутами и развития добрососедских отношений. (9)Однако кочевники-телеуты нередко предпочитали обмену с «кузнецами» грабёж, подчинение их своей власти и получение нужной им продукции в виде дани. (10)Таким образом, производство железа и изделий из него нередко являлось не источником благосостояния для шорского населения, а причиной его угнетения и зависимости от различных завоевателей.

(11)Охота – основной вид занятий предков современных шорцев. (12)Орудия охоты у шорцев были примитивными: лук, самострелы, капканы. (13)Только с приходом русских в 17 веке у них появилось ружьё, но распространение оно получило лишь к концу следующего столетия.

(14)В древние времена шорцы больше охотились на крупных животных: марала, оленя, лося, медведя, косулю, которые давали много мяса.(15)Позже приобрела значение охота и на мелкого пушного зверя, дававшего ценный мех, - соболя, лису, белку, выдру, горностая.

(16)Древнюю историю в Шории имеет и рыболовство.(17)Многочисленные горные реки изобиловали хариусом, тайменем, налимом, язем, щукой. (18)Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, мордушек, сачков, били железными острогами, стрелами из лука, устраивали запруды из камня.(19) Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.

(20)Если охота считалась в основном мужским занятием, то земледелие было уделом женщин. (21)На расчищенных от леса южных склонах гор шорцы сеяли пшеницу, коноплю. (22)Однако больше всего они выращивали ячмень, из которого делали толкан и крупу, оставшиеся любимыми продуктами и до наших дней.

(23)Весной, когда продукты были на исходе, немаловажную роль в пище шорцев играло собирательство, которым занимались женщины и дети. (24)Они собирали различные ягоды, кедровые орехи, мед диких пчел, яйца птиц, а также дикие растения: черемшу, ревень, полевой хвощ, лук-слезун, журавлиный горох. (25)Но наибольшее значение имели корни таких диких растений, как кандык, сарана, пион. (26)Нередко эти продукты заготавливали впрок: черемшу солили, корни различных растений сушили.

(27)Предки современных шорцев были искусными мастерами по выплавке железа из руды и изготовлению различных железных изделий. (28) Из железа шорцы делали самые разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода и военного снаряжения: мотыги, корнекопалки, наковальни, щипцы, ножи, котлы, копья, сабли, наконечники для стрел, удила и т.д. (29)Свои изделия шорцы обменивали на лошадей, коров, овец, войлок, выделанные овечьи шкуры.

(30)В наше время, где когда-то обитали древние шорские кузнецы, построены гиганты металлургии - КМК, Запсиб, ферросплавный и алюминиевый заводы, вырос самый крупный город нашей области – Новокузнецк. (31)Горная Шория превратилась в мощную базу черной металлургии края. (32)Возникли крупные рудники в Таштаголе, Шерегеше, Мундыбаше, Темиртау.

Задания

1.Продолжите предложение: пунктуация – это… ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Назовите виды сложных предложений, их сходства и отличия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид, обозначьте средства связи простых предложений в составе сложных. Напишите номера этих предложений: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что такое обособленное определение? Чем оно может быть выражено? Найдите в тексте предложения с обособленными определениями, обозначьте их и напишите номера этих предложений: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Объясните постановку тире в 11 предложении: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Среди предложений 20-24 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения: ____________________________________________________

7.Перечислите случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Объясните постановку двоеточия в 26 предложении: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Выполните синтаксический разбор 14 предложения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Простое предложение

Историческая судьба Кузнецкой земли

1.Родная земля… 2. Ею хочется восхищаться! 3. Любишь малую родину, так как это твои истоки. 4. А уж если о ней с достоинством говорят по всему миру, то чувство гордости, разумеется, увеличивается.

5. История Кузбасса – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. 6. Историческая судьба Кузнецкой земли – быть кладовой с несметными природными богатствами.

7. В начале 40-х годов XIX века горный инженер Соколовский определил границы «каменноугольной области» и предсказал, что имеющиеся в нашем крае огромные запасы каменного угля, железных руд и лесов открывают широкие возможности для развития здесь промышленности. 8. Так глухой сибирский край, край ссылки, нищеты и бесправия, стал индустриально развитым, густонаселенным краем, с крупными городами, многочисленными шахтами, заводами, электростанциями, фабриками, стройками.

9. Кузнецкая земля, изобилующая природными богатствами, издавна привлекала землепешцев и кустарей, то есть ремесленников. 10. Осваивая леса, луга и реки, наши предки строили добротные дома и украшали их резьбой, плели красивейшие кружева и украшали ими свое жилище, обустраивая быт.

11. Созданные народными мастерами искусные изделия, хранящиеся в музеях, рассказывают о неповторимой красоте нашей земли. 12. И мы – наследники добрых традиций – гордимся родством с мастерами различных промыслов: кузнечного, портняжного, пекарского и других. 13. Сохранять и приумножать мощь и славу родной земли – наша задача!

(…………………)





Задания

1. Перечислите отличия простого предложения и словосочетания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите отличия простого предложения и сложного предложения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чем могут быть выражены главные и второстепенные члены предложения? Заполните таблицу. Приведите примеры из текста .

Члены предложения

Способы выражения

Примеры

Подлежащее















Сказуемое















Определение









Дополнение









Обстоятельство









Приложение









3. Укажите характеристику предложения, приведя возможные примеры из текста, по …

- цели высказывания: ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- интонации: ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- структуре (наличию главных членов): ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- наличию второстепенных членов: ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Простое предложение может быть осложнено. Найдите в тексте осложненные предложения (в том числе те, которые входят в состав сложных


предложений), выделите графически. Объясните постановку знаков препинания. Выпишите номера предложений, которые осложнены:

однородными членами с обобщающим словом ___________________

однородными членами _________________

поясняющим членом ____________________

обособленным определением _____________________

обособленным обстоятельством ____________________

обособленным дополнением _____________________

обособленным приложением _____________________

вводным словом _____________________

уточняющим членом _______________________

Придумайте согласно тематике и запишите предложение с обращением

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Охарактеризуйте виды односоставных предложений. Приведите примеры:

назывное _________________________________________________________

__________________________________________________________________

определенно-личное ________________________________________________

__________________________________________________________________

неопределенно-личное ______________________________________________

__________________________________________________________________

безличное _________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Перечислите правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Приведите примеры из текста:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сделайте полный синтаксический разбор простого предложения № 10

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





























Основные группы сложносочиненных предложений


Присоединение Кузнецкой земли к Русскому государству

Около четырех веков назад началось заселение и освоение необъятных просторов Сибири и первые тропы в эту великую и неизвестную страну были проложены бесстрашными землепроходцами русскими предприимчивыми людьми. Поход Ермака положил начало присоединению Сибири к Русскому государству а вслед за землепроходцами шли военные отряды казаки служилые люди, которые закрепляли окончательно вновь открытые земли за Русским государством.

Однако не меч а орало было основным оружием в покорении Сибири. Главной силой в заселении и освоении этого далекого края выступил народ русские же люди несли с собой более высокую культуру и технику земледелия.

Побеждал не воин-завоеватель а русский крестьянин-землепашец с его более высокой культурой землепашества побеждали миролюбие уживчивость и выносливость русского человека. Не топор палача а топор плотника строителя завоевал симпатии шорцев и телеутов.

Храбрость и великодушие русских людей нравилось коренным жителям зато непрекращающиеся междоусобные войны кочевых феодалов сильно разоряли местное население. Поэтому коренные жители Кузнецкой земли были заинтересованы в присоединении к русскому государству как к наиболее сильному.

(По Д.В.Кацюба «История Кузбасса» /с.26-27/)


Задания

1. Продолжите предложение: сложносочиненными называются предложения,______________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Простые предложения в составе сложносочиненного соединяются тремя группами сочинительных союзов. Перечислите сочинительные союзы:

- соединительные ___________________________________________________

__________________________________________________________________

- разделительные ___________________________________________________

__________________________________________________________________

- противительные __________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Выделите в тексте сочинительные союзы; поставьте пропущенные знаки препинания; укажите номера сочинительных предложений, в которых простые предложения связаны при помощи соединительных союзов _____________________, разделительных союзов ____________________,

противительных союзов ______________________. Подчеркните грамматические основы этих предложений.

4. Выпишите однородные члены предложения, соединенные сочинительным союзом, и укажите их синтаксическую роль:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Придумайте и запишите сложносочиненные предложения на заданную тематику со следующими сочинительными союзами:

ни … ни __________________________________________________________

__________________________________________________________________

не то … не то _____________________________________________________


__________________________________________________________________

однако ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Сделайте полный синтаксический разбор (характеристика и схема) сложносочиненного предложения (знаки препинания не расставлены): Храбрость и великодушие русских людей нравилось коренным жителям зато непрекращающиеся междоусобные войны кочевых феодалов сильно разоряли местное население. _________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Вспомните следующее пунктуационное правило: если в сложносочиненном предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится.

Придумайте два предложения по данной схеме на заданную тематику.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Подробное изложение с элементами сочинения

по теме «Сложносочиненное предложение»

Кузнецкий острог

В 1617 году томскими воеводами был отправлен сын боярский Остафий Харламов с 45 казаками на судах воеводою по реке Томь, чтобы в устье реки Кондомы построить Кузнецкий острог. «Прибыв на сие место, не имея никакого препятствия, сей острог зимою 1618 года и построили. Местоположение острога было весьма удобно, на довольно высокой и крутой горе. Около лежащие места приятны и весьма плодородны. Поля тянутся на север аж до Томского уезда, а к югу горы, которые простираются до Алтайских гор».

Так по царскому указу на левом берегу Томи, недалеко от устья Кондомы, русские служилые люди – стрельцы и казаки – построили Кузнецкий острог, «чтоб … Кузнецких и иных волостей люди были под государевою рукою безотступно и государев ясак с себя государю ежегод давали». Так Кузнецкая земля в начале XVII века была присоединена к Русскому государству.

В остроге находился небольшой отряд служилых людей, а во главе их стоял воевода. В его распоряжении были войско, суд, сбор ясака и ссыльные. Он ведал торговлей мехами, вином и табаком. Ему фактически предоставлялась неограниченная власть. Первым кузнецким воеводой был Харламов.

В 1622 году Кузнецкий острог был переводится в разряд городов, и специальным указом ему был присвоен герб, изображавший вначале волка, затем – кузнечную наковальню с молотом и щипцами, а в 1804 году – кузницу и бегущую лошадь.

В XVII веке Кузнецк был самым южным укрепленным пунктом Русского государства в Западной Сибири и вторым, после Томска, центром заселения ее восточных районов.

(По Д.В.Кацюба «История Кузбасса» /с.27 – 28/)

Задания

1.Определите стиль текста ________________________________________

тип речи __________________________________________________________

тему _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

идею _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

составьте план _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Внимательно прочитайте текст, подготовьтесь к написанию подробного изложения.

3. Ответьте на вопрос: «Так ли важно, чтобы города имели свое «лицо» - герб?»

4. В своем изложении выделите все сочинительные союзы.






Сложноподчиненное предложение

Освоение Кузнецкой земли

1. Разгром Сибирского ханства способствовал дальнейшему продвижению русских в глубь Сибири поэтому преодолевая один рубеж за другим отдельные отряды служилых людей к началу XVII века вошли в контакт с шорцами, телеутами и другими алтайскими племенами.

2. Русские поселенцы появились на территории нашего края уже в начале XVII века. 3. Они селились здесь потому что земля Кузнецкая была очень богата. 4. «Хочешь – землю паши, хочешь – белкуй, соболюй, собирай грибы, ягоды, орехи, бортничай…»

5. Постоянная военная угроза со стороны кочевых племён мешала заселению и освоению Кузнецкой котловины поэтому вслед за Кузнецким острогом для охраны государевой и крестьянской пашни и пути из Томска в Кузнецк были поставлены Верхотомский (1657 г.), Сосновский (1696 г.) и Мунгатский остроги (1715 г.). 6. Вблизи от них возникали заимки вольных поселенцев которые вырастали в деревни и сёла. 7. К концу XVII века на территории нашего края уже насчитывалось свыше 50 русских деревень.

8. Когда были укреплены русские границы в первой половине XVIII века и основаны колывано-воскресенские заводы русские поселения на юге Западной Сибири стали возникать значительно быстрее. 9. Особенно их число стало расти на территории нашего края после проведения Колыванской и Кузнецкой укреплённых линий которые обеспечивали защиту вновь заселённым землям и их жителям от нападения кочевников.

Задания

1. Укажите отличия сложноподчинённого предложения и простого предложения _______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________,

сложноподчинённого и сложносочинённого ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение: сложноподчинённое предложение состоит из _______________________________________________________________,

простые предложения присоединяются при помощи ____________________

союза.

  1. Перечислите подчинительные союзы согласно смысловым группам:

- временные _______________________________________________________

- причинные _______________________________________________________

- целевые __________________________________________________________

- условные _________________________________________________________

- сравнительные ____________________________________________________

- изъяснительные ___________________________________________________

- уступительные ____________________________________________________

4. Укажите номера предложений, которые по структуре являются:

- простыми не осложнёнными _______________________________________

- простыми осложнёнными ___________________________________________

- сложносочинёнными _______________________________________________

- сложноподчинёнными _____________________________________________

Выделите в них грамматические основы.

5. Найдите, выпишите и выполните полный синтаксический разбор

Предложения, которое соответствует схеме: (Когда …), [ ].

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В чем разница между союзами и союзными словами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких предложениях есть союзные слова? Укажите их синтаксическую роль. _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Придумайте сложноподчинённое предложение согласно тематике, в котором будет указательное слово. ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как могут располагаться придаточные предложения относительно главных в сложноподчинённых предложениях? Укажите это при помощи схем. _____________________________________________________________

















Практическая работа

по теме «Сложноподчиненное предложение»

Первооткрыватель кузнецкого угля

Осв..ение Кузнецкой земли в XVIII веке связано (с) ..ткрытием полезных и..к..паемых. Развитие мита(лл,л)ургии и стр..мление России ликв..дировать зависимость от ввоза из-за границы ч..рных и цв..тных м..та(лл, л)ов требовало больше топлива железных и полим..та(лл, л)ических руд поэтому правительство Петра I в 1719 году ра..решило «всем и каждому … какого бы чина и достоинства ни был, д..бывать и ..брабатывать руды на собстве..ых, государстве..ых и (частно)владельческих землях».

Разв..рнулись поиски руд на Урале и в Западной Сибири. Рудознатец Михайло Волков обнаружил в 1721 году в семи в..рстах от Верхнетомского ..строга в районе нынешнего города Кемеров.. «горелую гору» 20 сажен высотой. С тех пор стало извес(?)но о сибирском «горючем камне».

Когда отм..чалось 50-летие Кемеровского рудника трудящиеся области (не)забыли о (перво)..ткрывателе кузнецкого угля. На высоком ..брыве правого берега Томи в нескольких десятк.. метр.. от того места где Михайло Волков обнаружил уголь во..двигнут обелиск с на..писью: «(Перво)..ткрывателю кузнецкого угля Михайле Волкову в день 50-летия Кемеровского рудника. Сентябрь, 1957 г.». Сейчас имя Волкова носит одна из площ..дей Кемеров.., где уст..новлен ему пам..тник.

(……………..)







Задания

1.Спишите, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Имена числительные запишите словами.

2.Укажите вставные конструкции, выделив их графически ++++++.

3. Найдите предложения с однородными членами, укажите их номер.

__________________________________________________________________

4.Заключите в овал союзы и союзные слова, использованные в тексте. Составьте схемы этих предложений:___________________________________

__________________________________________________________________

5. Осуществите полный синтаксический разбор последнего предложения





























Бессоюзное сложное предложение

Об эксплуатации детского труда на царских

горнозаводских предприятиях края

1. «Выйдет мать на двор на звёзды посмотрит. 2. Кычиги (созвездие Ориона) закатились пора будить! 3. Едва меня растолкает я молод был крепко спал. 4. Стоит надо мной а сама чуть не плачет… 5. И выходим мы в путь. 6. Мороз трещит буран крутит в поле ни зги не видать… 7. Идем гуськом мать впереди за ней старший малолет за её опояску держится другой за его опояску а меньшего случалось матушка на руках несла. 8. Иначе нельзя было растеряемся в поле снег закружит и занесёт на тот свет… 9. Нарядчик встречает сердитый сосульки на нём висят под мышкой палка торчит. 10. Опоздали вопит. 11. Ухватит бывало за вихор и давай таскать кругом себя… 12. Пристроимся мы под сугробом каким-нибудь а не то около скалы чтобы снегом так не занесло и руду на большом камне дробим.

13. Есть захотим костёр из веток еловых разведём тут же (спичек нынешних не было, трутом да огнивом обходились) и начнём хлеб на огне оттаивать… 14. Сунуть в огонь сгорит. 15. Близ огня подержать будет стылый, жёсткий. 16. Мы молотком его дробили для мягкости. 17. Потом из десен кровь шла во рту болело».

(Из воспоминаний старожила Гурьевска М.Ф.Кожевникова.

По Д.В.Кацюба «История Кузбасса», с.56)








Задания

1.Вставьте пропущенные знаки препинания. Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях. _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Укажите номера бессоюзных сложных предложений, в которых поставлено двоеточие: ______________________________________________

3. Выделите грамматические основы в предложениях № 3, № 9.

__________________________________________________________________

4. Начертите схему предложения № 6: _____________________________

5. Осуществите полный синтаксический разбор последнего предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Заключите в овал все союзы, использованные в тексте.





















Сложное предложение с различными видами связи

Московско-Сибирский тракт

1. Московско-Сибирским трактом пользовались для перевозки почты, различных товаров, грузов, а также пассажиров, но печальную известность принесло ему то, что был он также путём кандальным, каторжным.

2. Тракт начинался в Москве и шёл через Владимир, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Омскую крепость, Каинский и Чаусский остроги, Кийскую слободу (ныне г. Мариинск), Красноярск, Иркутск, Верхнеудинск (ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска.

3. Московско-Сибирский тракт проходил по северной части нашей области, и до наших дней в некоторых местах по обочинам сохранились валы, в которых погребены ушедшие из жизни в тяжёлом пути каторжане.

4. В припадке гнева Павел I по этому тракту отправлял в сибирскую ссылку целые полки солдат. 5. Царь Николай I прославился ссылкой на каторгу в Сибирь своих политических противников. 6. По сибирскому тракту гнали закованных в кандалы, измученных пытками, голодом, морозом, зноем передовых людей России – политических ссыльных.

7. Политических ссыльных заковывали по-особому: прежде всего их приковывали наручниками одной руки по 8 – 12 человек к толстому железному пруту, а другая рука была свободна от цепей. 8. Далее цепь шла от пояса к ногам, которые сковывались так, чтобы шаг у всех был одинаковый. 9. Сзади каждый осуждённый волочил прикованную на цепь деревянную колоду.

10. По всему Сибирскому тракту через каждые 25 вёрст находились этапные тюрьмы, места для ночлега арестантов. 11. Теснота, тяжёлый

воздух, жара делали пребывание в этих тюрьмах и ночлежках невыносимыми. 12. Несколько этапных тюрем было расположено и на территории нашего края.

(40-41)

Задания

1. Прочитайте внимательно текст, определите синтаксическую структуру предложений, заполните таблицу.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Номера предло-жений

Схемы предложений

Сочинение и подчинение



Сочинение и бессоюзная связь



Подчинение и бессоюзная связь



Сочинение, подчинение и бессоюзная связь



2. Выпишите основы этих предложений ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите в тексте и запишите номер этого предложения, строение которого соответствует схеме: [ ], (который…), (чтобы…): ______________

4. Выпишите основы всех простых предложений, указав номера этих предложений: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Придумайте примеры сложных предложений с различными видами связи о населённом пункте, в котором вы живёте. _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Придумайте предложение, в котором запятая перед союзом и не ставится. __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Сделайте полный синтаксический разбор второго предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














Основные группы сложноподчиненных предложений

На шахтах и разрезах кузнецкого угольного бассейна

(1) Каме(н,нн)ый уголь нужен мета(л,лл)ргам чтобы выпл..вить чугун и сталь химикам получить яркие краски и уд..брения энергетикам зажеч.. электрические лампоч(?)ки пустить в ход электр..машины. (2) Но чтобы добыть камее(н,нн)ый уголь надо сначал.. построить шахты и разрезы.

(3) Попробуем совершить подземное пут..шествие туда где добывае(т,ть)ся камее(н,нн)ый уголь.

(4) Глубоко под землю уходит ствол шахты так называют отверстие по которому спускаю(т,ть)ся на работу под землю шахтеры и подн..мае(т,ть)ся на-гора добытый уголь. (5) Под..емная клеть быстро опускает нас (в)низ. (6) Там умные угольные комбайны подчиняясь шахтерским рукам сами дробят крепкий уголь и грузят отбитый уголь по транпортеру в вагонетки электр..воза.

(7) Ушло в д..лекое прошлое время когда шахтер с киркой и лопатой в тесном забое добывал уголь. (8) Сегодня мощ(?)ные машины полностью зам..нили т..желый руч(?)ной труд.

(9) Промышле(н,нн)ость нашей страны требует все больше камее(н,нн)ого угля. (10) Многие шахтерские бригады в течение одного дня выд..ют на-гора более одного ми(л,лл)иона тонн камее(н,нн)ого угля.

(11) В Кузбасс.. п..строены самые большие шахты мира так в городе Междуреченск только шахта «Распадская» давала в сутки 20 тысяч тонн угля. (12) Если сложить в вагоны весь уголь д..бытый этой шахтой за год то состав пр..тянется от Междуреченска до б..р..гов Волги.

(13) В шахтах д..бывае(т,ть)ся более 2/3 каме(н,нн)ого угля Кузбасса. (14) Остальная часть – открытым способом – на разрезах где угольные пласты подходят бли..ко к поверхности земли. (15) Мощные шагающие экскаваторы сн..мают верхние пласты земли путь к углю открыт. (16) На (не)которых

разрезах и угольных шахтах экскаваторы и угольные комбайны зам..нила вода. (17) Шахтеры заставили ее работать на себя но для этого они спрятали воду в мета(л,лл)ические трубы и подвели ее к гидромониторам. (18) Из гидромониторов словно из пушки струи воды через (не)большие отверстия с огромной силой б..ют по пластам угля дробя их. (19) Затем водя(н,нн)ой поток уносит измельче(н,нн)ый уголь на обогатительную фабрику. (20) Там уголь отделяют от воды.

(По ААМатырев, ЛМСавельева и др. «Наш край родной», стр.52-53)


Задания

1.Вставьте пропущенные знаки препинания и орфограммы.

2. Продолжите предложение: сложноподчиненными называются предложения, _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Найдите сложноподчиненные предложения в тексте и определите вид придаточных в этих предложениях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Найдите предложения с обособленным обстоятельством, определите, чем оно выражено.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Найдите предложение с производным предлогом, выпишите его, поставьте номер этого предложения. __________________________________

Приведите примеры других производных предлогов __________________

__________________________________________________________________

6.Выполните полный синтаксический разбор предложения: Но чтобы добыть камее(н,нн)ый уголь надо сначал.. построить шахты и разрезы. (Знаки препинания не расставлены.) ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Найдите в тексте причастия и определите их разряд _________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

























Заключение

       В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике.

       Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. 







Список литературы

1. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.

2. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1992. 3. Герасимов, А. Н. Герасимова, С. А. Кузнецкий край в древности и средневековье [Текст]: учебное пособие для обучающихся 9 класса / А. Н. Герасимов, С. А. Герасимова. – К.: Кузбасс – СКИФ, 2007. – С.67-69.

4. Города Кузбасса [Текст] / авторы-составители Н. П. Шуранов, В. В. Савинцев. – Новосибирск, 2002. – C.

5. Кацюба, Д. В. История Кузбасса [Текст]: учебное пособие для учащихся 7 – 10 классов / Д.В.Кацюба. – К.: Кемеровское книжное издательство, 1983. – С. 5 - 22; 26 -27; 140 - 154.

6. Кладчихина, В. Зажги свои звезды, Кузбасс! [Текст]: альбом: 55 лет Дню Шахтёра. – К.: Агентство рекламных форм, 2002. - С. 54 - 60.

7. Кимеев, В. М. Шорцы. Кто они? [Текст]: этнографические очерки / В. М. Кимеев. – К.: Кемеровское книжное издательство, 1989. – С.15 – 18.

8. Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей [Текст] / В. Л. Лаврина. – К.: Кузбасс, 2004. – С. 13 – 17.

9. Мытарев, А. А. Наш край родной [Текст]: учебное пособие для начальной школы / К.: Кемеровское книжное издательство, 1977. – С. 3, 7, 15, 28.

10. Памятники Кузбасса [Текст]: / авт.-сост. Ю. С. Котляров, А. И. Мартынов и др. – К.: Кемеровское книжное издательство,1980. – С. 88, 93, 107.

11. Седых, Г. Земля Кузнецкая - история Сибири [Текст] / Г. Седых и др. – К. Кемеровское книжное издательство, 1997. – С. 35 – 47; 76 – 83.

12. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Население, хозяйство, города, районы [Текст]: региональные образовательные программы / К.: Кузбасс – СКИФ, 2009. – С. 23 – 34.

13. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Экономика [Текст] / Л. И. Соловьёв. – К.: Кузбасс – СКИФ, 2009. – С. 37 – 43.

14. Сорокин, М. Е. Гурьевск [Текст] / М.Е. Сорокин. – К.: АО Кемеровское книжное издательство, 1996. – С. 29; 112 -113.

15. Сорокин, М. Е. Салаир [Текст] / М. Е. Сорокин. – К.: Кемеровское книжное издательство, 1984. – С. 67-73.

16. Шуранов. Н. П. История Кузбасса [Текст] / Н. П. Шуранов. - К.: Кузбасс – СКИФ, 2006. – С. 120 - 123; 156 -161; 198 -204.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Морозова Светлана Владимировна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства