III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер» осуществляет усвоение нового материала. Теоретический материал. Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение и текст. Пунктуация включает систему правил постановки знаков препинания, которые помогают делить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении. Словосочетание - это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. . Смысловые отношения в словосочетании определяются при помощи вопросов: 1) Чей? Какой? – определительные: скучная книга; 2) Кого? Чего? Кому? Чему? – дополнительные: письмо брату; 3) Куда? Как? Когда? Зачем?- обстоятельственные: собирать в лесу. Синтаксический разбор словосочетания. Выделить словосочетание из предложения. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому. Указать вид синтаксической связи (сочинительная, подчинительная). Построить схему. Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное или наречное). Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительное, дополнительное, обстоятельственное). Определить вид словосочетания по слитности компонентов (свободное, несвободное). Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
Одновременно четыре группыа получили индивидуальные задания. 1. Подготовьте устное лингвистическое сочинение на тему «Словосочетание и предложение». Словосочетание и предложение | Вопросы | Словосочетание | Предложение | Какова роль в языке? | | | Имеет ли интонацию сообщения? | | | Каково строение? | | | Как связываются слова? | | | 2. Подготовьте лингвистическое сочинение на тему «Члены предложения» | Члены предложения | | Главные | Второстепенные | Вопросы. | Подле- жащее | Сказу- емое | Дополнение | Определение | Обстоятельство | Что обозначает? | | | | | | На какие во- просы отвеча-ет? | | | | | | Чем выражается? | | | | | | 3. Заполните таблицу всеми возможными вариантами схем осложненных предложений. Осложенное предложение | Вопросы | Однородные члены | Обращение | Как найти в предложении? | | | Для чего служат? | | | Какие знаки препинания используются? | | | 4. Подготовьте лингвистическое сочинение на тему «Простое и сложное предложение» Простое и сложное предложение | Вопросы | Простое | Сложное | Как отличить простое предложение от сложного? | | | Какие расставить знаки препинания? | | | Ответы учеников по таблицам.
|