Г. Ж. Барашова, психолог, учитель русского языка и литературы областной специальной школы-интерната для слабослышащих детей. Казахстан, г. Талдыкорган.
Какова же роль внимания в усвоении программного материала?
Ученики допускают много ошибок не только из-за того, что не умеют мыслить, а по невнимательности.
Внимание с психологической точки зрения – это действие самоконтроля. Сначала человек заставляет себя контролировать, затем, когда самоконтроль сформирован, это превращается в привычку.
Задача учителя научить такому автоматизированному контролю, который сформирует у ученика внимательность как черту характера.
Чтобы научить учащихся вниманию, учителю нужно по ходу изучения преподаваемого им предмета давать им учебные задачи с таким расчетом, чтобы самоконтроль за качеством их выполнения был обязательным условием получения правильного ответа. Иначе говоря, выполнение учебного задания должно находиться в полной зависимости от того, насколько точно ученик будет следовать заданной программе действий.
Например, если мы обучаем какому-то действию (извлечению квадратного корня по алгебре, или анализу социального события по истории, или орфографически и пунктуационно грамотному письму по русскому языку и т.д.), то для успешного его усвоения ученикам необходимо не заучивать знания об этом действии, а сразу начинать его выполнение по определенной программе действия (по правилу, формуле, теореме).
Выполнение незнакомого действия становится возможным для ученика благодаря тому, что ему даются пробные ориентиры, указывающие на что, как и в какой последовательности делать. Свое каждое действие ученик должен контролировать по заданным ориентирам, т.е. вынужден быть предельно внимательным.
Можно использовать различные приемы, чтобы заинтересовать учащихся.
Например, если при изучении орфографии учащиеся допускают много ошибок, то можно использовать методику «Ликвидируем двойки». Особенность этой методики заключается в следующем: 1) правила запрещается заучивать; 2) предъявляется много разнообразных упражнений, но коротких по объему: 3) выполняются упражнения в микрогруппах по 2-3 человека, состав которых постоянно меняется; 4) правильность выполнения упражнений обеспечивается самоконтролем учеников по лежащим перед ними правилам (каждое правило на отдельной карточке).
Например, по истории, географии, биологии, химии можно дать 3-4 определения по изучаемому параграфу. Ученикам дается установка, что одно из определений неверное, а чтобы узнать какое из определений неверное, нужно внимательно прочитать параграф. Кто первый найдет ошибку – получит «пятерку». Ошибку может первым найти не только отличник, но и троечник. Такие приемы стимулируют внимательность учащихся. Необходимость в ненавистной зубрешке отпадает. Ученики вынуждены внимательно контролировать.
На уроке русского языка можно провести игровое упражнение
«Найди ошибки»
Инструкция: «Прочитай текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
(Для нахождения и исправления ошибок необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.)
Пригрела весеннее солнце. В саду начал таять снек. А через день снега уше не было. Проснулся жучки и букашки. На улицу выбежала маша. Она показывала бабушке почки на деревьях. Бабушка в отфет кивала галавой. Вокруг все стало миняться. Долга ждали мы весну.
Итак, внимание организуется как действие самоконтроля, а без контроля становится невозможным выполнение учебного задания, решение учебной задачи, а значит, делается невозможным усвоение темы, учебной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль внимания в усвоении учебной программы »
Г. Ж. Барашова, психолог, учитель русского языка и литературы областной специальной школы-интерната для слабослышащих детей. Казахстан, г. Талдыкорган.
Какова же роль внимания в усвоении программного материала?
Ученики допускают много ошибок не только из-за того, что не умеют мыслить, а по невнимательности.
Внимание с психологической точки зрения – это действие самоконтроля. Сначала человек заставляет себя контролировать, затем, когда самоконтроль сформирован, это превращается в привычку.
Задача учителя научить такому автоматизированному контролю, который сформирует у ученика внимательность как черту характера.
Чтобы научить учащихся вниманию, учителю нужно по ходу изучения преподаваемого им предмета давать им учебные задачи с таким расчетом, чтобы самоконтроль за качеством их выполнения был обязательным условием получения правильного ответа. Иначе говоря, выполнение учебного задания должно находиться в полной зависимости от того, насколько точно ученик будет следовать заданной программе действий.
Например, если мы обучаем какому-то действию (извлечению квадратного корня по алгебре, или анализу социального события по истории, или орфографически и пунктуационно грамотному письму по русскому языку и т.д.), то для успешного его усвоения ученикам необходимо не заучивать знания об этом действии, а сразу начинать его выполнение по определенной программе действия (по правилу, формуле, теореме).
Выполнение незнакомого действия становится возможным для ученика благодаря тому, что ему даются пробные ориентиры, указывающие на что, как и в какой последовательности делать. Свое каждое действие ученик должен контролировать по заданным ориентирам, т.е. вынужден быть предельно внимательным.
Можно использовать различные приемы, чтобы заинтересовать учащихся.
Например, если при изучении орфографии учащиеся допускают много ошибок, то можно использовать методику «Ликвидируем двойки». Особенность этой методики заключается в следующем: 1) правила запрещается заучивать; 2) предъявляется много разнообразных упражнений, но коротких по объему: 3) выполняются упражнения в микрогруппах по 2-3 человека, состав которых постоянно меняется; 4) правильность выполнения упражнений обеспечивается самоконтролем учеников по лежащим перед ними правилам (каждое правило на отдельной карточке).
Например, по истории, географии, биологии, химии можно дать 3-4 определения по изучаемому параграфу. Ученикам дается установка, что одно из определений неверное, а чтобы узнать какое из определений неверное, нужно внимательно прочитать параграф. Кто первый найдет ошибку – получит «пятерку». Ошибку может первым найти не только отличник, но и троечник. Такие приемы стимулируют внимательность учащихся. Необходимость в ненавистной зубрешке отпадает. Ученики вынуждены внимательно контролировать.
На уроке русского языка можно провести игровое упражнение
«Найди ошибки»
Инструкция: «Прочитай текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
(Для нахождения и исправления ошибок необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.)
Пригрела весеннее солнце. В саду начал таять снек. А через день снега уше не было. Проснулся жучки и букашки. На улицу выбежала маша. Она показывала бабушке почки на деревьях. Бабушка в отфет кивала галавой. Вокруг все стало миняться. Долга ждали мы весну.
Итак, внимание организуется как действие самоконтроля, а без контроля становится невозможным выполнение учебного задания, решение учебной задачи, а значит, делается невозможным усвоение темы, учебной программы.