kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические особенности учебной игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогические особенности учебной игры.

«О целесообразности использования игр известно всем. Однако их дидактические возможности раскрыты и используются далеко недостаточно. Игра с равным успехом увлекает и первоклассника, и выпускника средней школы, но как вписать игру в контекст обучения и увязать с конкретным содержанием учебного материала? Где границы их применимости? Где та линия, за которой игра из эффективной формы обучения превращается в чисто досуговое развлечение? Игра, вероятно, более древнее изобретение, чем урок, но многие дидактические законы, принципы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как того хотел бы каждый учитель. В связи с этим учителю необходимо разрабатывать и применять ее современную технологию»

«Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива» .        

Как известно, к методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры,отнесенные к группе словесных методов. Познавательные игры с учетом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, участниками педагогического процесса в этом случае наряду с детьми становятся и хорошо знакомые им сказочные персонажи. Большое сти мулирующее воздействие оказывают и специально подобранные дидактические игры.

Формирование интереса к учению — важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету — дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал .

     «Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны».

        «Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Поэтому игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.   

      В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать формированию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащихся определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить их ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь дидактические игры .

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток — эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена

Л.С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Основные недостатки этой трактовки таковы:

1.   она сосредотачивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.

2.   Интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности играть значениями является сугубо интеллектуалистической.

Мы рассматриваем учебную игру как игру учебно-познавательного характера, как форму организации обучения, воспитания и развития личности, как средство активизации деятельности учащихся. Учебная игра может быть коллективной и индивидуальной, она проводится педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся.

Обратим внимание на то, что спектр педагогических целей применения учебных игр в процессе обучения, воспитания и развития личности достаточно широк. По целевой ориентации среди учебных игр могут быть выделены: дидактические, (они позволяют организовать различные виды учебной деятельности, сформировать познавательные и практические умения, углубить знания); воспитывающие (ориентированные на воспитание нравственных, эстетических, коммуникативных, волевых и других качеств личности); контролирующие (они одновременно или специально могут выполнять и функции контрольно-оценочной деятельности). Игровая форма обучения имеет много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя и для активизации творческой деятельности учащихся

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1.      в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2.      в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной
технологии;

3.      в качестве  урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);

4.           в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще, учебная игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство стимулирования учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

5.           дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

6.           учебная деятельность подчиняется правилам игры;

7.           учебный материал используется в качестве ее средства;

8.      в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит учебную задачу в игровую;

9.      успешное выполнение учебного задания связывается с игровым
результатом.

Учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Определение места и роли учебной игры в образовательном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации учебных игр.

Учебные игры достаточно разнообразны по:

1.        дидактическим целям;

2.        организационной структуре;

3.        возрастным возможностям их использования;

4.        специфике содержания

Так, технология развивающих игр Б.П. Никитина [25] интересна тем, что программа игровой учебной деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Психические процессы: — восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку подготовка его к осуществлению интеллектуальных операций не всегда, да и не часто осуществляется по ряду причин. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и сам процесс устойчивого длительного внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий, сосредоточия на главном и необходимом.

В познавательной деятельности не так явственно ощутим результат, в ней не всегда есть вещественное оформление. Результаты познавательной деятельности не столь ощутимы и видимы, как результаты труда. «Я учил!» — упрямо твердит школьник в ответ на отрицательную оценку его ответа учителем. «Я учил, я знаю!». Он судит об этом по затрате времени и сил, но о продуктивности своей деятельности не имеет адекватной оценки, и это осуществляет дополнительные трудности учения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности учебной игры»

Психолого-педагогические особенности учебной игры.

«О целесообразности использования игр известно всем. Однако их дидактические возможности раскрыты и используются далеко недостаточно. Игра с равным успехом увлекает и первоклассника, и выпускника средней школы, но как вписать игру в контекст обучения и увязать с конкретным содержанием учебного материала? Где границы их применимости? Где та линия, за которой игра из эффективной формы обучения превращается в чисто досуговое развлечение? Игра, вероятно, более древнее изобретение, чем урок, но многие дидактические законы, принципы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как того хотел бы каждый учитель. В связи с этим учителю необходимо разрабатывать и применять ее современную технологию»

«Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива» .        

Как известно, к методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры,отнесенные к группе словесных методов. Познавательные игры с учетом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, участниками педагогического процесса в этом случае наряду с детьми становятся и хорошо знакомые им сказочные персонажи. Большое сти мулирующее воздействие оказывают и специально подобранные дидактические игры .

Формирование интереса к учению — важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету — дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал .

     «Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны».

        «Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Поэтому игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.   

      В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать формированию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащихся определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить их ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь дидактические игры .

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток — эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена

Л.С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Основные недостатки этой трактовки таковы:

  1. она сосредотачивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.

  2. Интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности играть значениями является сугубо интеллектуалистической.



Мы рассматриваем учебную игру как игру учебно-познавательного характера, как форму организации обучения, воспитания и развития личности, как средство активизации деятельности учащихся. Учебная игра может быть коллективной и индивидуальной, она проводится педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся.

Обратим внимание на то, что спектр педагогических целей применения учебных игр в процессе обучения, воспитания и развития личности достаточно широк. По целевой ориентации среди учебных игр могут быть выделены: дидактические, (они позволяют организовать различные виды учебной деятельности, сформировать познавательные и практические умения, углубить знания); воспитывающие (ориентированные на воспитание нравственных, эстетических, коммуникативных, волевых и других качеств личности); контролирующие (они одновременно или специально могут выполнять и функции контрольно-оценочной деятельности). Игровая форма обучения имеет много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя и для активизации творческой деятельности учащихся

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  2. в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной
    технологии;

  3. в качестве  урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
    закрепления, упражнения, контроля);

  4. в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще, учебная игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство стимулирования учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  3. учебный материал используется в качестве ее средства;

  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
    переводит учебную задачу в игровую;

  5. успешное выполнение учебного задания связывается с игровым
    результатом.

Учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Определение места и роли учебной игры в образовательном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации учебных игр.

Учебные игры достаточно разнообразны по:

  1. дидактическим целям;

  2. организационной структуре;

  3. возрастным возможностям их использования;

  4. специфике содержания

Так, технология развивающих игр Б.П. Никитина [25] интересна тем, что программа игровой учебной деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.


Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Психические процессы: — восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.



Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку подготовка его к осуществлению интеллектуальных операций не всегда, да и не часто осуществляется по ряду причин. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и сам процесс устойчивого длительного внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий, сосредоточия на главном и необходимом.

В познавательной деятельности не так явственно ощутим результат, в ней не всегда есть вещественное оформление. Результаты познавательной деятельности не столь ощутимы и видимы, как результаты труда. «Я учил!» — упрямо твердит школьник в ответ на отрицательную оценку его ответа учителем. «Я учил, я знаю!». Он судит об этом по затрате времени и сил, но о продуктивности своей деятельности не имеет адекватной оценки, и это осуществляет дополнительные трудности учения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогические особенности учебной игры

Автор: Адылова Адилям Ахметовна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Выступление на ШМО классных руководителей. Тема"Психологопедагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй"."
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_na_shmo_klassnykh_rukovoditelei_tema_psikhologopedagogicheskaia_komp"
    ["file_id"] => string(6) "499480"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549971493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства