Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
В филологии различают: речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус
На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которая из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нём. Именно культура, её виды должны составлять базовый компонент – ядро современного образования и выступать в качестве содержания обучения. Эта переориентация образования при усвоении языка сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности. Механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, т.е. это общение, культура через язык и язык через культуру”, т. е. усвоение фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладение языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. На уроках русского языка и литературы диалог различных культур осуществляется через произведения данной конкретной культуры и таким образом формируется базовая культура личности. Базовая культура личности представлена в её компонентах, включающих: культуру речи, коммуникативную культуру, культуру общения, художественную, нравственную, экологическую, демократическую, правовую и физическую культуру.
Ослабление культуры личности – особенность нашего времени, во многом связанная с сужением пространства языка, отпадением от литературной классики, особенно от классической поэзии как образной школы воспитания мыслей и чувств. Степень косноязычия в обществе достигла таких масштабов, что необходимо ставить вопрос не только о потере вкуса к поэтическому языку, а о необходимости реабилитации языка или его открытия заново.
В настоящее время перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения в связи с введением стандарта общего среднего образования второго поколения, принятием федерального закона о ЕГЭ как основной форме итоговой аттестации. Применительно к преподаванию русского языка это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.
Вопросы нормализации русского языка, борьба за повышение речевой культуры приобрели в последние десятилетия невиданную доселе актуальность в связи с резким снижением культуры речи, что вызвано, как ни странно это звучит, демократизацией общества, сменой приоритетов. Свобода слова, подчас воспринятая многими буквально, привела к анархии и вседозволенности в речи. В результате была потеряна практика тщательного редактирования и шлифовки печатного и звучащего слова.
Устная речь обслуживает не только бытовое обслуживание, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.
Перед учителем – словесником стоит задача не только работать над орфоэпией, расширять словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.
Учитель может выполнить стоящую перед ним задачу повышения культуры речи учащихся лишь в том случае, если сам будет носителем высокой речевой культуры, в совершенстве знать свой предмет, владеть методикой его преподавания.
Слово учителя – один из важнейших инструментов воздействия на ученика. И воздействие это в большей мере определяется не только содержанием произносимого, но и его формой. Вот почему культура устной и письменной речи, умелое и бережное отношение к использованию выразительных возможностей языка могут и должны отличать каждого учителя словесности.
Слово и его использование в речи предполагает языковой вкус. Поэтому, чтобы не вредить культуре и языку, культуре речи, мы обязаны воспитывать в себе хороший языковой вкус и, воспитывая и обучая других, беречь язык.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речь - показатель уровня культуры человека »
Речь - показатель уровня культуры человека
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
В филологии различают: речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус
На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которая из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нём. Именно культура, её виды должны составлять базовый компонент – ядро современного образования и выступать в качестве содержания обучения. Эта переориентация образования при усвоении языка сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности. Механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, т.е. это общение, культура через язык и язык через культуру”, т. е. усвоение фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладение языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. На уроках русского языка и литературы диалог различных культур осуществляется через произведения данной конкретной культуры и таким образом формируется базовая культура личности. Базовая культура личности представлена в её компонентах, включающих: культуру речи, коммуникативную культуру, культуру общения, художественную, нравственную, экологическую, демократическую, правовую и физическую культуру.
Ослабление культуры личности – особенность нашего времени, во многом связанная с сужением пространства языка, отпадением от литературной классики, особенно от классической поэзии как образной школы воспитания мыслей и чувств. Степень косноязычия в обществе достигла таких масштабов, что необходимо ставить вопрос не только о потере вкуса к поэтическому языку, а о необходимости реабилитации языка или его открытия заново.
В настоящее время перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения в связи с введением стандарта общего среднего образования второго поколения, принятием федерального закона о ЕГЭ как основной форме итоговой аттестации. Применительно к преподаванию русского языка это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.
Вопросы нормализации русского языка, борьба за повышение речевой культуры приобрели в последние десятилетия невиданную доселе актуальность в связи с резким снижением культуры речи, что вызвано, как ни странно это звучит, демократизацией общества, сменой приоритетов. Свобода слова, подчас воспринятая многими буквально, привела к анархии и вседозволенности в речи. В результате была потеряна практика тщательного редактирования и шлифовки печатного и звучащего слова.
Устная речь обслуживает не только бытовое обслуживание, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.
Перед учителем – словесником стоит задача не только работать над орфоэпией, расширять словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.
Учитель может выполнить стоящую перед ним задачу повышения культуры речи учащихся лишь в том случае, если сам будет носителем высокой речевой культуры, в совершенстве знать свой предмет, владеть методикой его преподавания.
Слово учителя – один из важнейших инструментов воздействия на ученика. И воздействие это в большей мере определяется не только содержанием произносимого, но и его формой. Вот почему культура устной и письменной речи, умелое и бережное отношение к использованию выразительных возможностей языка могут и должны отличать каждого учителя словесности.
Слово и его использование в речи предполагает языковой вкус. Поэтому, чтобы не вредить культуре и языку, культуре речи, мы обязаны воспитывать в себе хороший языковой вкус и, воспитывая и обучая других, беречь язык.