kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речь - показатель уровня культуры человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь - показатель уровня культуры человека

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

В филологии различают: речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус

На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которая из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нём. Именно культура, её виды должны составлять базовый компонент – ядро современного образования и выступать в качестве содержания обучения. Эта переориентация образования при усвоении  языка сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности. Механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, т.е. это общение, культура через язык и язык через культуру”, т. е. усвоение фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладение языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. На уроках русского языка и литературы диалог различных культур осуществляется через произведения данной конкретной культуры и таким образом формируется базовая культура личности. Базовая культура  личности представлена в её компонентах, включающих: культуру речи, коммуникативную культуру, культуру общения, художественную, нравственную, экологическую, демократическую, правовую и физическую культуру.

Ослабление культуры личности –  особенность нашего времени, во многом связанная с сужением пространства языка, отпадением от литературной классики,  особенно от классической поэзии как образной школы воспитания мыслей и чувств. Степень косноязычия в обществе достигла таких масштабов, что необходимо ставить вопрос не только о потере вкуса к поэтическому языку, а о необходимости реабилитации языка или его открытия заново.

В настоящее время перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения в связи с введением стандарта общего среднего образования второго поколения, принятием федерального закона о ЕГЭ как основной форме итоговой аттестации. Применительно к преподаванию русского языка это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.

Вопросы нормализации русского языка, борьба за повышение речевой культуры приобрели в последние десятилетия невиданную доселе актуальность в связи с резким снижением культуры речи, что вызвано, как ни странно это звучит, демократизацией общества, сменой приоритетов. Свобода слова, подчас воспринятая многими буквально, привела к анархии и вседозволенности в речи. В результате была потеряна практика тщательного редактирования и шлифовки печатного и звучащего слова.

Устная речь обслуживает не только бытовое обслуживание, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной  передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.

Перед учителем – словесником стоит задача не только работать над орфоэпией, расширять словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.

Учитель может выполнить стоящую перед ним задачу повышения культуры речи учащихся  лишь в том случае, если сам будет носителем высокой речевой культуры, в совершенстве знать свой предмет, владеть методикой его преподавания.

Слово учителя – один из важнейших инструментов воздействия на ученика. И воздействие это в большей мере определяется не только содержанием произносимого, но и его формой. Вот почему культура устной и письменной речи, умелое и бережное отношение к использованию выразительных возможностей языка могут  и должны отличать каждого учителя словесности.

Слово и его использование в речи предполагает языковой вкус. Поэтому, чтобы не вредить культуре и языку, культуре речи, мы обязаны воспитывать в себе хороший языковой вкус и, воспитывая и обучая других, беречь язык.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речь - показатель уровня культуры человека »

Речь - показатель уровня культуры человека

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

В филологии различают: речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус

На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которая из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нём. Именно культура, её виды должны составлять базовый компонент – ядро современного образования и выступать в качестве содержания обучения. Эта переориентация образования при усвоении языка сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности. Механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, т.е. это общение, культура через язык и язык через культуру”, т. е. усвоение фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладение языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. На уроках русского языка и литературы диалог различных культур осуществляется через произведения данной конкретной культуры и таким образом формируется базовая культура личности. Базовая культура личности представлена в её компонентах, включающих: культуру речи, коммуникативную культуру, культуру общения, художественную, нравственную, экологическую, демократическую, правовую и физическую культуру.

Ослабление культуры личности –  особенность нашего времени, во многом связанная с сужением пространства языка, отпадением от литературной классики,  особенно от классической поэзии как образной школы воспитания мыслей и чувств. Степень косноязычия в обществе достигла таких масштабов, что необходимо ставить вопрос не только о потере вкуса к поэтическому языку, а о необходимости реабилитации языка или его открытия заново.

В настоящее время перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения в связи с введением стандарта общего среднего образования второго поколения, принятием федерального закона о ЕГЭ как основной форме итоговой аттестации. Применительно к преподаванию русского языка это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.

Вопросы нормализации русского языка, борьба за повышение речевой культуры приобрели в последние десятилетия невиданную доселе актуальность в связи с резким снижением культуры речи, что вызвано, как ни странно это звучит, демократизацией общества, сменой приоритетов. Свобода слова, подчас воспринятая многими буквально, привела к анархии и вседозволенности в речи. В результате была потеряна практика тщательного редактирования и шлифовки печатного и звучащего слова.

Устная речь обслуживает не только бытовое обслуживание, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.

Перед учителем – словесником стоит задача не только работать над орфоэпией, расширять словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи.

Учитель может выполнить стоящую перед ним задачу повышения культуры речи учащихся лишь в том случае, если сам будет носителем высокой речевой культуры, в совершенстве знать свой предмет, владеть методикой его преподавания.

Слово учителя – один из важнейших инструментов воздействия на ученика. И воздействие это в большей мере определяется не только содержанием произносимого, но и его формой. Вот почему культура устной и письменной речи, умелое и бережное отношение к использованию выразительных возможностей языка могут и должны отличать каждого учителя словесности.

Слово и его использование в речи предполагает языковой вкус. Поэтому, чтобы не вредить культуре и языку, культуре речи, мы обязаны воспитывать в себе хороший языковой вкус и, воспитывая и обучая других, беречь язык.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речь - показатель уровня культуры человека

Автор: Тимофеева Ольга Владимировна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методические рекомендации "Развитие речи у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-razvitiie-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "158367"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421737807"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Особенности развития речи и речевого взаимодействия в условиях реализации ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(96) "osobiennosti-razvitiia-riechi-i-riechievogho-vzaimodieistviia-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "223848"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438176289"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Особенности развития речевой культуры младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_razvitiia_rechevoi_kultury_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_literatur"
    ["file_id"] => string(6) "534899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1578551077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Доклад «Развитие связанной устной речи глухих и слабослышащих обучающихся на уроках химии» "
    ["seo_title"] => string(109) "doklad-razvitiie-sviazannoi-ustnoi-riechi-ghlukhikh-i-slaboslyshashchikh-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "220055"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434479942"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Комплексный анализ текста – один из способов обучения говорению"
    ["seo_title"] => string(69) "komplieksnyi_analiz_tieksta_odin_iz_sposobov_obuchieniia_ghovorieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "471305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527511753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства