Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста – один из способов обучения говорению»
Комплексный анализ текста – один из способов обучения говорению.
Жумакбаева К.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» г. Гая
Оренбургской области
Современная жизнь ставит перед обучающейся молодежью новые цели: свободно владеть языком, уметь общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Речь – показатель уровня культуры человека, его мышления, интеллекта.
Поэтому предстоящий устный экзамен по русскому языку в 9 классе будет нацелен на проверку навыков спонтанной речи.
Говорение, как продуктивный вид речевой деятельности, является способом выражения собственных мыслей говорящего, представляет творческий процесс – создание (производство) нового речевого высказывания. Воспроизведение готового текста (пересказ) не является говорением в подлинном смысле этого слова, являясь лишь подготовкой к говорению. Говорение как вид речевой деятельности возможно лишь тогда, когда говорящий владеет языковым материалом, необходимым для высказывания (знает слова, грамматические формы, правильно артикулирует звуки и т.д.). Поэтому работа по обучению говорению должна предусматривать усвоение языковых средств и автоматизацию языковых навыков.
Модель устного экзамена (итогового собеседования) по русскому языку в 9 классе включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребёнку. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т.п. При этом самое пристальное внимание уделяется эмоциональному звучанию текста, тому настроению, которое передает автор.
Как развивать речь и мышление школьников? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст — основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного. Таким образом, текстоцентрический подход — необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции обучающихся через работу с текстом я поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи школьников;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
комплексная работа с текстом;
лингвостилистический анализ текста;
сочинение-рассуждение;
редактирование текста;
различные виды диктантов;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
работа с текстами-миниатюрами;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
коммуникативные и игровые ситуации.
Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, выпускники учатся видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учатся наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, обучающиеся определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику, морфологические признаки, типичные синтаксические конструкции, выполняют разнообразные лингвистические анализы.
Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать знания, полученные на уроках, переосмыслив их,
систематизировав или заполнив существующие «пробелы» в обучении. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и в то же время, пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, учащиеся тренируют зрительную память, а значит, развивают орфографическую зоркость.
Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, выпускники могут развивать свои собственные пути создания связных текстов
Примерная структура комплексного анализа
Подготовка к выразительному чтению текста, определение места логического ударения, пауз, выбор нужного тона, темпа чтения.
Определение темы, основной мысли текста. Нахождение ключевых слов (словосочетаний), которые отражают тему текста.
Выбор заглавия текста. Объяснение смысла названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
Определение стиля текста. Аргументация мнения.
Доказать, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения?
Определение типа речи (повествование, описание, рассуждение), аргументация выбора.
7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Определение типа связи (параллельная, цепная)
8. Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)
9. Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?
Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.
11.Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.
12.Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.
Составление плана текста, подготовка к пересказу (устному или письменному).
14. Произвести разные виды разбора на материале текста.
15. Анализ орфограмм и пунктограмм в тексте.
Эти вопросы могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста.
Комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации, потому что, во-первых, использование текста в качестве ключевой единицы урока углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе. Во-вторых, комплексный анализ текста создаёт речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе того, что такое языковая система. Комплексный анализ текста готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и умению аргументированно высказывать собственные мысли.