Доклад «Развитие связанной устной речи глухих и слабослышащих обучающихся на уроках химии»
Доклад «Развитие связанной устной речи глухих и слабослышащих обучающихся на уроках химии»
С докладом «Развитие связанной устной речи глухих и слабослышащих обучающихся на уроках химии» я выступала на методическом объединении по слуховой работе. В докладе освещены основные формы, методы и приемы для развития связанной речи глухих и слабослышащих обучающихся. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления - является речь. Речь - это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания», - писал Л.С. Выготский. Для учащихся хорошо развитая речь является средством успешного обучения в школе. Развитие речи в школе для глухих детей предусмотрено на всех уроках, и это всестороннее развитие речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Развитие связанной устной речи глухих и слабослышащих обучающихся на уроках химии» »
Доклад «Развитие связанной устной речи глухих и слабослышащих обучающихся на уроках химии»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления - является речь. Речь - это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания», - писал Л.С. Выготский. Для учащихся хорошо развитая речь является средством успешного обучения в школе. Развитие речи в школе для глухих детей предусмотрено на всех уроках, и это всестороннее развитие речи.
Умение полноценно общаться - одна из главных целей развития глухих школьников. Она осуществляется на всех уроках в нашей школе. Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь - мысленная речь человека, обращенная к самому себе. Она не произносится и не пишется. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим. Она обличена в звуки или графические знаки. Внешняя речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь, или разговорная речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.
Обучение речи в школе глухих осуществляется на основе предметной деятельности и потребностей, вызванных этой деятельностью. При этом необходимо учитывать особенности развития речи глухих школьников.
Учителя русского языка и литературы, уделяют много внимания развитию речи школьников. Но, придя на урок химии учащиеся забывают всё, чему их только что учили в кабинете русского языка. Причин этому много: школьники мало читают, предпочитают смотреть телевизор. А если и читают, то основной круг их чтения составляют газеты и журналы. Немалую роль в формировании речи ученика играет его окружение - друзья, родители, учителя. Очень часто одной из причин снижения развития правильной речи зрителя считают нехватку времени на изучение химии. Конечно, на уроке химии должна быть только химия. Но может ли быть обучение основам науки вне языка?
Развитие речи обучающихся - процесс длительный и трудный. Я хочу с вами поделиться тем, какие методические приёмы я использую на своих занятиях, чтобы решить сразу две проблемы: проблему обучения химии и проблему формирования речи учащихся на уроках химии.
Самый простой приём при изучении первоначальных химических понятий - это работа с текстом учебника. Этому помогут: ответы на вопросы с использованием содержания текста, теста; составление плана к содержанию текста; заполнение таблиц, схем, воспроизводящих содержание текста учебника, рассказа учителя; комментирование текста, опорных конспектов; составление химического словаря на основе определённых понятий, данных в учебнике, анализа рисунков, моделей; составление условий текстов к задачам.
Так, например:
Задание № 1.
Выберите признаки сложных веществ и смесей. Запишите в тетрадь отдельно признаки сложных веществ и смесей (признаки помещаются на экране).
Состав неоднороден.
Состоят из разных веществ.
.
Можно разделить физическими способами.
Нельзя разделить физическими способами.
Сохраняются свойства исходных веществ.
Не сохраняются свойства исходных веществ
При получении выделяются теплота и свет
Имеют постоянные свойства.
Не имеют постоянных свойств.
При образовании не наблюдается выделение газа.
Составьте рассказ «Сложные вещества и смеси» по предложенному
плану (план на экране).
Условия получения и признаки образования сложных веществ и смесей.
Состав сложных веществ и смесей.
Свойства сложных веществ и смесей.
Задание № 2
Прочитайте параграф «Типы химических реакций». Обратите внимание на определения реакций разложения, соединения, замещения. Проанализируйте данные таблицы и сформулируйте определение каждого типа реакций на основе предложенного признака классификации (таблица на экране):
Типы
химических
реакций
Признаки классификации: состав, число веществ.
исходные
после реакции
Реакция
разложения
Одно сложное вещество
Два и более простых или сложных веществ
Реакция
соединения
Два или более простых или сложных веществ
Одно сложное вещество
Реакция замещения
Два вещества:
простое и сложное
Два новых
вещества: простое и сложное
Задание №3
Закончите предложения и расскажите о молекулах и химических реакциях с позиции атомно-молекулярного учения.
Молекула - это...
Молекулы одних веществ отличаются от молекул других веществ...
Между молекулами действуют силы....
Молекулы простых веществ состоят...
При физических явлениях молекулы...
При химических реакциях молекулы...
Сущность химических реакций
Изменение агрегатного состояния, формы происходит при ...
Изменение цвета, запаха, выделение теплоты, газа, образование осадка происходит при...
Химическое уравнение - это...
Химическое уравнение составляется в соответствии с
законом...
Развитию речи способствует и такой учебный приём как создание опорной схемы и её комментирование. Но на это уходит очень много времени на уроке. Поэтому опорную схему для урока я создаю сама и отображаю её на экран, а потом задаю вопросы по теме. Или задаю домашнее задание - составить опорную схему дома и прокомментируйте её.
Опорный конспект к теме «Вода, её физические и химические свойства»
: .
-
100
.
90
.
80
_
70
-
60
50
40
' _
30
20
10
0
Я согласна, что это устаревшие методы, но, поверьте, они очень эффективны. Химия – точная наука, в текстах которой, казалось бы, нет места нескольким главным мыслям. В каком контексте прозвучит вопрос? Как на него ответит ученик? Можно привести достаточно много примеров из школьного курса химии, когда одно и то же уравнение реакции включает в себя множество смыслов (и таким образом превращается из знака в символ). Что главное в уравнении химической реакции между водородом и азотом?
Какой из ответов считать правильным? Как сформулировать
правильно свой ответ в данном случае? Здесь на помощь придёт учитель.
Большое значение для формирования речи учащихся имеет ознакомление с историей науки. Каш известно, такой темы в курсе химии нет, но она очень важна и на уроке я всегда нахожу время для разговора о великих химиках, об открытии химических элементов или синтезе веществ, о становлении научных теорий.