Просмотр содержимого документа
««Речевая деятельность и общая характеристика речевого развития учащихся на разных этапах обучения»»
«Речевая деятельность и общая характеристика речевого развития учащихся на разных этапах обучения»
Коммуникативный подход к обучению родному языку реализуется в процессе формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Данный подход тесно связан с обучением школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности.
Виды речевой деятельности:
рецептивная (слушание-чтение),
продуктивная (говорение-письмо) формах (устная - письменная речь) в ходе создания собственного высказывания.
Сформированность коммуникативной компетенции зависит от способности учащихся воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
В школе в соответствии с ФГОС изучаются все виды речевой деятельности:
по смысловому восприятию речи (слушание, чтение);
по порождению высказывания (говорение, письмо).
Изучение данных видов речевой деятельности связано с главнейшей целью обучения русскому языку – формирование языковой личности.
Речевая деятельность – это активный процесс восприятия или порождения речи. Основным видом речевой деятельности в получении информации является слушание (аудирование). Задача обучения слушанию – научить школьников осознанно воспринимать речь на слух, понимать услышанную информацию.
Также чтение рассматривается как вид письменной речи. Особенностью чтения является зрительное осмысление информации (текста). Чтение способствует развитию памяти человека, обогащает грамматический строй его речи.
Говорение и письмо – это продуктивные виды речевой деятельности, которые являются основой порождения высказывания (устного и письменного).
Данная тема предполагает знакомство учителя с основными закономерностями и вытекающими из них принципами речевого развития (внимания к материи языка, развития чувства языка, оценки выразительности речи и др.).
Важным звеном формирования речевого высказывания, его основой является внутренняя речь. Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь выступает как своеобразный набросок письменной речи, роль которого незаменима как при письме, так и в устной речи.
В процессе построения речи важно осознавать, что внутренняя речь, являясь транслятором взаимного понимания, подчиняется решению следующих вопросов:
о чем говорить? (предмет речи),
что говорить? (содержание),
зачем, с какой целью говорить? (мотив речи), кому говорить? (адресат),
вывод из сказанного.
Основными принципами формирования и совершенствования речевой деятельности в процессе изучения русского языка и литературы являются следующие:
коммуникативный принцип,
принцип единства развития речи и мышления,
принцип единства изучения языка и обучения речи,
принцип опоры на синтаксическую модель,
контекстный принцип,
принцип непрерывности работы по развитию речи.
Деятельности без мотива осуществляться не может. Поэтому при обучении письменной речи следует уделять особое внимание мотивации. Мотивация письменной речи - совокупность причин психологического характера, побуждающих человека к различным видам письменной деятельности, объясняющих его поведение в связи с построением письменных высказываний, направленность и активность.
В развитии школьников можно выделить сензитивные моменты для развития их речи. Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека - время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, и не только, всплеск восприимчивости.
Автор термина - Лев Семёнович Выготский, один из ведущих ученых отечественной психологии. Этот период характерен для абсолютно всех людей в строго определенный период времени.
Сензитивный период иногда сравнивают с окном - окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток - и невозможно заставить его быть открытым дольше возможного. После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен . Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Сказки про Маугли и Тарзана - всего лишь сказки. Реальные дети-маугли - никогда не становятся людьми.
В применении к обучению русскому языку, для обогащения словарного запаса наиболее благоприятным является младший школьный возраст, для обогащения грамматического строя речи – основная школа.
В старшей школе основное внимание уделяется совершенствованию речевых умений и навыков, приобретенных учащимися в основной школе.
Важно формировать речь учащихся в соответствии со следующими требованиями связной речи: содержательность, логическая последовательность в построении высказывания, грамматическая правильность речи, точность словоупотребления, выразительность и ясность речи, правильное звуковое оформление речи.
В процессе развития речи школьники овладевают комплексом определенных умений и речемыслительных способностей, которые в целом демонстрируют уровень развития связной речи школьников.
В ходе подготовки к написанию сочинения также важно уделять внимание формированию таких умений:
умение понять тему, осмыслить ее, относительно полно раскрыть суть;
умение подчинить свое сочинение определенной мысли;
умение собирать нужную информацию, опираясь на свой жизненный опыт и получать ее из различных источников;
умение систематизировать материал, определять последовательность, составлять план и излагать мысли в соответствии с планом;
умение использовать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с нормами;
умение составлять устный или письменный текст;
умение совершенствовать, редактировать текст.
Весь комплекс речемыслительных умений формируется у учащихся практическим путем в тесной взаимосвязи друг с другом.
Преемственность рассматривается как один из принципов работы на уроках русского языка по развитию связной письменной речи учащихся, в том числе навыков написания сочинения.
Можно отметить следующие направления реализации преемственности, которые определяют целостность, последовательность и системность работы по развитию речи учащихся в целом и обучения написанию сочинений в частности: