Реализация проектной деятельности учащихся в школьном сообществе
Реализация проектной деятельности учащихся в школьном сообществе
Данная программа предназначена для учащихся 5-11 классов. желающих заниматься проектной деятельности. Предоставленные информационные материалы призваны помочь в организации и осуществлении научного исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация проектной деятельности учащихся в школьном сообществе»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЁРСКАЯ СШ № 2»
Программа реализации проектной деятельности учащихся
в школьном сообществе
Подготовила Белых Н.А.
учитель русского языка и
литературы, специалист
высшей категории
Г. Шахтёрск, 2023
Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
Данная программа предназначена для учащихся 5-11 классов, желающих заниматься проектной деятельностью.
Представленные информационные материалы призваны помочь в организации и осуществлении научного исследования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, её обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры проектной, исследовательской деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности. Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.
Программа обеспечивает внедрение системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
ЦЕЛИ:
предоставить учащимся возможность реализовать свои творческие способности путем пректной деятельности;
создать благоприятные условия для развития школьников;
учить учащихся критически и творчески мыслить, находить ответы на вопросы в научной литературе, используя свой жизненный опыт;
совершенствовать умение обрабатывать и анализировать информацию;
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, искать и выделять необходимую информацию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, быть готовым корректировать свою позицию, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
воспитывать активность, стремление к постоянному самосовершенствованию, самовыражению, самоутверждению.
ЗАДАЧИ:
организовать и совершенствовать проектную деятельность учащихся;
повышать интерес учащихся к поисковой, научно-исследовательской
деятельности;
расширять культурно-познавательные интересы школьников;
осуществлять рост уровня развития личностных, морально - этических качеств обучающихся.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
РАБОТЫ
1.Организация ппоектной деятельности учащихся
Процесс работы над исследованием делится на три основных этапа:
- I этап - подготовительный;
- II этап - работа над содержанием;
- III этап - заключительный.
Первый этап начинается с:
- определение темы, методов, объекта и предмета исследования;
- формулировка цели, задач и гипотезы;
- ознакомление с литературными источниками.
Второй этап. На этом этапе ученик составляет ориентировочный план, в который впоследствии могут быть внесены определенные коррективы, знакомится со структурой научно-исследовательской работы.
Третий этап – заключительный. Он предполагает написание введения и выводов к проектной работе оформление списка литературы и приложений, редактирование текста, его доработка с учетом замечаний руководителя, подготовка работы к защите.
Функции руководителя на первом этапе
Обоснование темы и объекта исследования с учетом интересов и индивидуальных особенностей ученика.
Рекомендации по выбору литературных источников и архивных материалов.
Определение темы.
Требования к теме:
- актуальность, отражение проблем современной науки и практики, соответствие насущным потребностям общества;
- содержательность, информативность и разработанность в науке;
- возможность поиска достаточного количества литературы;
- наличие элемента новизны;
- тема должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему;
- название работы может и не включать в себя слово проблема, но, так или иначе, проблемность должна подразумеваться;
- тема должна быть конкретной.
Для удачного выбора темы рекомендуется придерживаться ряда простых правил.
Тема должна соответствовать подготовке и склонностям конкретного ученика.
Основные первоисточники должны быть достижимы (то есть у учащегося есть возможность получить их для обработки без сверхусилий).
Основные тексты должны быть такими, что их можно постичь (то есть интеллектуально посильными для конкретного учащегося).
Выбранная методология разработки темы должна реально соответствовать возможностям конкретного учащегося.
Формулировка цели, задач и гипотезы
В зависимости от того, насколько ясно и точно сформулировать цель работы, настолько удачными будут ее основные задачи, содержание, организация выполнения работы.
1. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:
«Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?», «Для чего проводится исследование?».
Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов:
- выяснить ...
- выявить ...
- изучить ...
- сформировать ...
- провести ...
- определить ...
- создать ...
- построить ...
- исследовать ...
Цель работы должна быть тесно связана с названием ее темы.
2. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели. Задачи исследования формулируются в форме перечня действий: «проанализировать...», «выяснить...», «обосновать ...», «изучить...» и другие.
О достижении цели следует указывать в выводах научной работы.
3. Важным элементом программы исследования выступает гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре объектов, которые изучаются. Это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Он базируется на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте.
Если при проверке результат соответствует действительности, то гипотеза превращается в научную теорию. Гипотеза выдвигается с надеждой на то, что она, когда не вполне, то хотя бы частично, станет достоверным знанием. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.
Под гипотезой понимают такие вопросы для ответа:
В чем заключается предположение о том, как можно реализовать идею и задумку исследования?
Какой представляется модель нововведения, которая реализуется во время исследования?
На что повлияет нововведение?
После знакомства с литературой, ученик вместе с учителем формулирует гипотеза том, что именно в виде гипотезы в первую очередь формируется решение проблемы, которая и составляет главное содержание исследовательской работы.
Чаще всего гипотеза формулируется по схеме: «Если ..., то ...».
Определение методов, объекта и предмета исследования
Объектом исследования называют процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта «Что рассматривается?»
Предмет исследования определяется при ответе на вопрос: «Как рассматривать «объект», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?».
Достаточно распространенным является разделение основных типов методов по двум признакам: цели и способа реализации.
По первому признаку выделяются так называемые первичные методы:
1. Наблюдение — систематическое целенаправленное изучение объекта. Это самый элементарный метод, который является, как правило, составной частью других методов.
Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, наблюдение должно отвечать таким требованиям:
• продуманности (наблюдение ведется для определенной, четко поставленной задачи);
• планомерности (выполняется по плану, составленному в соответствии с заданием наблюдения);
• целенаправленности (наблюдаются лишь определенные стороны явления, которые вызывают интерес при исследовании);
• активности (наблюдатель активно ищет нужные объекты, черты явления);
• систематичности (наблюдение ведется непрерывно или по определенной системе).
Наблюдение, как метод познания, позволяющий получить первичную информацию об объекте исследования.
2. Опрос дает возможность получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопрос так, чтобы они соответствовали поставленной цели. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только с уровнем периодичности использования тех или иных средств, но и оценкой объекта исследования.
3. Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Это процесс установления сходства или различия предметов и явлений действительности, а также нахождения общего, присущего двум или нескольким объектам.
Метод сравнения даст результат, если будет отвечать таким основным требованиям:
• можно сравнивать лишь те явления, между которыми существует определенная объективная общность;
• сравнение необходимо осуществлять с существенными, наиболее важными (в пределах конкретного познавательного задания) чертами.
Информацию об объекте можно получить двумя путями:
• непосредственный результат сравнения (первичная информация);
• результат обработки первичных данных (вторичная или производная информация).
4. Измерение — это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры заключается в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об объекте. При измерении необходимы следующие основные элементы: объект измерения, эталоны, измерительные приборы, методы измерения.
5. Тестирование является разновидностью выборочного опроса, проводимого с целью выявления существенных признаков объекта, средств его функционирования, используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможен. Тестирование иногда проводят дважды — на начальном этапе исследования, где оно выполняет диагностическую функцию, и при завершении исследования, где оно выполняет верификационную функцию, то есть проверку истинности гипотез и выводов. Тесты составляют так, чтобы однозначно выявить те или иные свойства опрашиваемых.
Вторичные методы используются с целью обработки и анализа полученных данных - количественный и качественный анализ данных, их систематизация.
По признаку способа реализации различают:
1. Логико-аналитические, к ним относятся:
- методы дедукции – переход от общего знания о предметах к единичных знаний об отдельных предметах;
- методы индукции – основой индукции являются данные, полученные путем наблюдения.
2. Визуальные или графические методы:
- графы;
- схемы;
- диаграммы и др.
Ознакомление с литературными источниками
Работа с научной литературой является одним из основных этапов в исследовательской деятельности. Как показывает практика, дети не знают как начать работу с литературой. Можно начать поиски из списка рекомендованной литературы по данной теме, затем продолжить работу с картотекой библиотеки и библиографическими изданиями. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом.
Поиск источников по картотеке должен завершиться составлением списка литературы. Стоит учитывать, что при написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название работы, место издания, год издания, и, наконец-то указывается количество страниц.
Большое значение, если не главное, имеет принцип самоорганизации.
К элементам самоорганизации относятся:
- организация рабочего места с обеспечением оптимальных условий для высокопроизводительного труда;
- соблюдение дисциплины труда;
- последовательность в накоплении знаний в течение творчества;
- систематичность в соблюдении единой методики и технологии при выполнении одноразовой работы.
Достичь системности в работе можно выполнением определенных правил:
- постоянно думать о предмете исследования;
- не работать без плана;
- при выполнении большой работы следует освободиться от второстепенных дел;
- прежде чем браться за работу, взвесить и распределить свои силы и время;
- заранее готовить все необходимое для выполнения работы, чтобы не отвлекаться;
- не можно работы два дела одновременно;
- творческую работу выполнять до конца;
- постоянно контролировать свою работу, своевременно вносить коррективы;
- стараться видеть конечную цель.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• повышение уровня качества обучения;
• Сформированность жизненных компетенций;
• творческое развитие гармоничной личности.
План работы над проектной работой
Этапы работы
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Сроки
Подготовительный этап
Мотивация, постановка проблемы, выбор темы, определение цели и задач
Целеполагание, выбор вида и способа для достижения поставленной цели
Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели выполнения работы
Сентябрь
2019г
Планирование работы
Отбор источников информации и выбор способов презентации
Планирование деятельности, определение сроков, выбор форм презентации
Оказание консультативной и организационной помощи
Октябрь
2019г
Поисково-информационная деятельность
Работа с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений
Поиск, отбор и изучение в научной литературе и сети Internet. Проведение исследования
Помощь в текущей работе, наблюдение, организация консультаций с другими учителями
Ноябрь
2019г
январь
2020г
Результаты и выводы
Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемых гипотез. Формулирование выводов
Анализ и синтез информации, формулирование выводов. Оформление результатов, подготовка к защите
Консультативная и методическая помощь
Февраль 2020г
Защита работы
Открытый отчёт о проделанной работе
Демонстрация результатов проделанной работы
Участие в обсуждении
Март 2020г
Оценка процесса и результатов работы
Анализ и обобщение результатов работы в целом, определение задач на будущий учебный год
Самооценка реализации поставленных целей
Участие в анализе и оценке результатов работы
Апрель
2020г
Критерии оценки выполнения проектных работ
При выставлении оценки учитываются:
- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
- научное и практическое значение результатов работы:
- новизна работы:
получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;
имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);
· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
· Рецензия научного руководителя.
Список методической литературы по проектной деятельности
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23
Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37
Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38
Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69
Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47
Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91
Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36
Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48
Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30
Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100