kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие словотворчества на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказано о некоторых проблемах развития словотворчества у школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие словотворчества на уроках русского языка»

Развитие словотворчества на уроках русского языка.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Безусловно, знание родного языка дается ребенку с рождения, с детства он слышит родную речь, поэтому овладение им так же естественно как дышать и расти. Но в то же время это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь - значит воспитать интерес к нему. Не всегда муштровка заученных правил помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Задача учителя-филолога – заинтересовать ребенка СЛОВОМ, раскрыть ему все его тайны. Такую работу можно осуществлять в процессе работы над словарными словами.

Словарная работа-один из важнейших видов работы на уроках русского языка. Правильно организованный данный вид деятельности будет способствовать развитию языкового чутья, речи, творческого потенциала школьника, его мышления, раскроет все возможности словотворчества. Поэтому здесь необходим четко структурированный алгоритм действий.

Я предлагаю проводить словарную работу в несколько этапов.

I этап. Знакомство с новыми словами на уроке:

А) Запись слов на доске с выделением орфограммы, выведение слов на мультимедийной доске (кОраБЛь). Подобное графическое оформление словарного слова позволяет расставить акценты, обратить внимание на «трудные места» в слове и активизировать зрительное восприятие словарного слова.

Б) Запись слова в словарик ученика с подчеркиванием «сложных» гласные и согласные.

В) Если написание слова можно объяснить с точки зрения его этимологии, то в словарике, в скобках, можно записать слово, от которого оно образовалось.

Например: до свИданиЯ (от «свИдимся», т.е. прощаемся (расстаемся) до того времени, когда свидимся, увидимся, встретимся). Можно спросить ребят, какое слово вам напоминает то или иное слово, на какое по созвучию похоже словарное слово, и таким образом дать ученикам импульс к самостоятельному поиску этимологического значения. Эта творческая составляющая в работе над словарными словами позволит вызвать интерес к словам и нашему прекрасному языку.

Г) Придумать словосочетания или предложения со словарными словами и записать их в тетрадку.

IIэтап. Домашнее задание: выучить словарные слова.

Работа с новыми словарными словами дома-это следующий этап. Здесь я предлагаю специально разработанную мной ПАМЯТКУ (которую мы вклеиваем в тетрадку для правил), которая позволит ребятам детально проработать каждое слово. Работа дома над словарными словами включает в себя как самостоятельную работу ученика, так и помощь родителей. Родителям предлагается продиктовать слова, при этом рекомендуется диктовать «так как говорим», не утрируя произношение, выбирая, ускоренный темп диктования. Данный темп позволит ученику ускорить мыслительные процессы.





ПАМЯТКА

КАК УЧИТЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

  1. Прочитай вслух слово по слогам.

  2. Проговори слово вслух, не глядя в словарик.

  3. Запиши слово на листочке, диктуя себе вслух по слогам. Проверь себя по словарику.

  4. Таким образом нужно учить каждое словарное слово, заданное учителем.

  5. Попроси кого-то из старших продиктовать тебе все слова под запись (Помните, что диктовать нужно так, как говорите, выбирая ускоренный темп, не делая больших пауз между словами.).

  6. Если есть ошибки в словах, пропиши каждое слово с ошибкой 3 раза, также проговаривая вслух по слогам.

Удачи на словарном диктанте!





IIIэтап-СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

IVэтап-РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

Слова, в которых были допущены ошибки, выписываем в начерченную таблицу в тетрадке.

Словарное слово

Напиши 3 раза

Составь словосочетание или предложение.






Таким образом, мы видим, что системный подход в изучении словарных слов на уроках русского языка необходим, поскольку позволяет добиться высоких результатов и прочных знаний школьников, но и побуждение к самостоятельному поиску внутренней формы слова так же необходимо. Проявление интереса к истории слова способствует развитию словотворчества у ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие словотворчества на уроках русского языка

Автор: Расторгуева Ольга Николаевна

Дата: 10.06.2016

Номер свидетельства: 333971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Развитие грамотного письма на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(57) "razvitiie-ghramotnogho-pis-ma-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402581266"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Активные процессы в лексике русского языка"
    ["seo_title"] => string(49) "aktivnyie_protsiessy_v_lieksikie_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "351674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477250800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок в 9  классе "Изобразитель-выразительные средства языка-золотой запас языка" "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-v-9-klassie-izobrazitiel-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka-zolotoi-zapas-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "173526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424003992"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Интеллектуальная игра "Звездный час!" "
    ["seo_title"] => string(40) "intielliektual-naia-ighra-zviezdnyi-chas"
    ["file_id"] => string(6) "151760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420739094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства