Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка через игровые технологии»
Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка через игровые технологии
Эти игры требуют довольно много времени, поэтому в них можно играть на нескольких уроках или занять часть какого-либо урока.
1.Запрещенная буква.Ведущий поочередно задает вопросы. На которые надо ответить,неупотребляя слова с заранее определенной буквой.Допустивший ошибку становится ведущим.Например :запрещённой объявлена буква о.Вопрос: «Кто тебе больше нравится-кошки или собаки?»Нельзя ответить ни «кошки»,ни «собаки »-это слова с буквой о. Можно :«Нравятся и те и другие». Или : «Не нравятся ни те,ни другие»
2.Города. Каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Мягкий знак в расчет не берется. Например:Суздаль-Львов-Витебск-Калуга-Армавир-Рио-де-Жанейро-Орел-Лион- Новосибирск и т.д.
3.Составь слово (Кто больше?) Из букв определенного ведущим слова составить как можно больше слов – имен существительных нарицательных в именительном падеже единственного числа. Слова желательно выбирать длинные : государство, столетник,кораблекрушение и т.д..Можно определить время-3-5минут; можно установить границу: кто первым составит 20 (30 и т.д.)слов.Буква е считается равной букве ё. Составлять слова нужно строго из того набора букв, который находится в исходном слове. Например, если в данном слове одна буква М ,двух таких букв не должно быть в составленном слове. Необходимо, чтобы играющие могли объяснить значение слов, которые они составили. Дополнительные очки даются за самое длинное слово. Например, задано слово табуретка: табу,туба,бук,бука,букет,карета,ракета,актер,буер,арба.бар,раб,бра,араб,абак,река,рука,тетка.театр,тур,тура,трак,терка,абрек,бурка,кара,рак,труба.трубка,трек,карта,барка,барак,краб,брак,брат,батат,катет,катар,катер,кета,карат,трата,утка.
4.Меньше и меньше Составить рассказ со словом потрубили, отнимая от этого слова по одной букве спереди.Пример рассказа. Осень.Лес уже сбросил почти всю листву. Слышишь.какой-то звук раздается вдали? Это потрубили охотники в свои рожки. Они гнались за волком, вскоре отрубили зверю путь к отступлению. Но напрасно они трубили победу, рубили сплеча. Они только зря убили время: волк ушел. А в охотничьем домике часы уже били полдень. Еще поохотиться или возвращаться домой? Вряд ли снова попадется такой зверь. И охотники повернули назад.
5.Длинное слово. Составить как можно более длинное слово с определенной гласной буквой (других гласных быть не должно).Например, задана буква о: колосок,колокол,носорог,околоток,водоворот.обороноспособность.
6. Замкнутый круг. Задано слово. Начало каждого следующего слова должно соответствовать концу предыдущего не менее чем тремя буквами. Цель игры –вернуться к исходному слову. Например , задано слово Москва: Москва-квадрат-ратуша-ушат-шатер-термос-Москва.
7.Цепочка. Задача-перейти от одного слова к другому, заменяя в каждом последующем слове одну букву за как можно меньшее число ходов.Например,требуется перейти от слова марка к слову почта: марка-маска-каска-качка-пачка-почка-почта.